Суббота 7-й день Пейсах,
20 нисана 5761 года
13.4.2001
ТЕХНОЛОГИЯ ХОЖДЕНИЯ ПО ВОДЕ
Последний, седьмой день Песаха или, как говорят израильтяне, второй праздник, кроме «календарного» значения имеет и историческую подоплеку: в этот день наши пра-пра-прадеды переходили Красное море. Да-да, яко посуху.
«И фараон приблизился, и подняли сыны Израиля глаза свои, и очень устрашились, и возопили к Богу. И сказали они Моше: «Разве мало могил в Египте, что взял ты нас умирать в пустыне? Что же это сделал ты нам, выведя нас из Египта?..» И сказал Моше народу: «Не бойтесь, стойте и увидите спасение Б-жье, которое Он вам сотворит ныне, ибо Египет, который вы ныне видите, не увидите более вовеки». И сказал Б-г Моше: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы шли вперед».
Дело, конечно,субъективное, но меня эти слова в свое время потрясли: пророк вопрошает Вс-вышнего, в привычных терминах: молится. Благолепие и святость. Но Б-г Израиля обрывает его: что ты вопиешь ко Мне?! Не время молитве. Надо идти вперед!
Это в корне меняет привычное представление о религии. Не всякое время дает человеку право остановиться и ждать спасения. Порой (чаще, чем мы склонны думать) от него требуется действие. Не то, чтобы у нас действовало правило «спасение утопающих – дело самих утопающих», скорее тут подойдет другая крылатая фраза: «под лежачий камень вода не течет».
А уж когда евреи идут вперед, Вс-вышний в помощи не отказывает. От нас всегда требуется первый шаг: стоило Нахшону, сыну Аминодава из колена ИеЬуды войти в море по самое горло, как расступились воды.
В готовности «идти вперед» можно увидеть целый спектр свойств национального характера. Оптимист увидит в этом практичность, готовность к действию, живость, самоотверженность. Другие, может быть, назовут это поспешностью, поверхностностью, необдуманность.
Тора не преукрашивает психологическую картину Исхода, откровенно говоря не только о героизме Нахшона, но и о грехах его современников. Да и не только евреи были там: «А также вышла с ними многочисленная толпа иноплеменных...»
Именно они говорят Моше «Зачем же вывел ты нас из Египта? Чтобы уморить тут нас и детей наших?.. Помним мы, как сидели в Египте у горшков с мясом...»
Картина получается пестрая и возникает вопрос: почему Он выбрал нас, несовершенных, грешных.
Именно о этом и говорит известный мидраш: когда евреи, а за ними и египтяне вошли в расступившееся море, пришел ангел-хранитель Египта к Вс-вышнему с претензиями: «Несправедливо Ты задумал! Ведь много десятилетийв Египте все они вели себя одинаково: и те и другие поклонялись идолам, и те и другие предавались разврату, и те и другие не хотели признавать Тебя. Почему же сегодня Ты одних спасаешь, а других топишь в море?» И ответил ему Вс-вышний: «Ибо эти могут принять Мою Тору, а те не могут».
Итак, на вопрос о расизме отвечаем: нет. Еврейский народ удостоился чудесного спасения не за заслуги прошлого, а во имя будущей миссии – стать народом Торы.
Все, что мы получили, все, что мы получаем из щедрой руки Вс-вышнего, от великих его щедрот – спасения, чудеса и необъяснимое вечное существование – не плата, а задаток, если уж совсем принять новый сленг – инвестиция. Вс-вышний верит в наши задатки, как отец верит в способности сына, прощая ему лень и шалости, нанимая ему частных учителей и терпеливо ожидая реализации его потенциала.
Впрочем, мы уже давно не народ-подросток, сотни поколений не только ревностно изучают Тору, но и пролили немало крови за верность ей. «Трудно быть евреем»,– говорят, трудно, но важно, на этом стоит мир, на нашей готовности молча идти вперед.