Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Проломы в стенах

«Пинхас»

22 тамуза 5761

13/7/2001

Проломы в стенах

В течение трех траурных недель народ снова загнан в теснины «бейн амецарим». Иерусалимские развалины, как древние письмена, ждут своего истолкования. Велик соблазн свести нашу трагедию к приключенческому сюжету: грохот колес по камню, бряцание мечей… Эллины, римляне, вавилоняне -кого винить в нашей беде?..

Обратимся к Торе. История Пинхаса-ревнителя почти исчерпана в главе, которую мы читали на прошлой неделе. А нынешней досталось только имя мстителя да послесловие: «И Б-г велел Моше ненавидеть мидьянитян и преследовать их, ибо они враждебны [Израилю] и строят против него козни». Вспомним, о каких кознях идет речь: мидьянитяне послали своих девиц продавать вино и одежду вблизи идола Баал-Пeopa, чтобы совратить евреев и привести их к идолопоклонству. Даже дочь царя — Козби — пришла с ними, так велико было желание ввести евреев в соблазн.

Вот что говорит об этом мидраш: «Тот, кто склоняет человека ко греху, хуже убийцы. Убийца лишает жертву жизни на этом свете, а тот, кто сводит человека с пути Торы, лишает его и этого света и того. Два народа шли на евреев с мечом, а два других склоняли его к греху. Египет и Эдом шли на нас войной, Амон и Моав же старались соблазнить Израиль. О тех, кто шел на нас с мечом, сказано: «Не презирай эдомитянина, ибо он твой брат, не презирай египтянина, ибо пришельцем ты был в его стране». А вот о тех, кто соблазнял, сказано: «Да не войдут амонитянин и моавитянин в общество Б-га, и десятое поколение их да не войдет вовеки!»

Такова раскладка, такова наша иерархия ценностей: не меча боимся, а медвежьих объятий, не крови, а духовной скверны.

История падения Храма для нас -в первую очередь история падения человека. Прежде чем стенобитное орудие пробьет брешь в толстой крепостной кладке, должна быть пробита брешь в сердцах.

Народы мира связывают свои трагедии с конкретными виновниками, не уставая проклинать имена врагов-завоевателей и много веков спустя. Нам не приходит в голову винить римлян, мы уже почти забыли о них. Но из поколения в поколение учит отец сына молитве: «За грехи наши изгнаны мы с земли нашей».

Не только трауром окрашены три недели от семнадцатого дня месяца тамуз до девятого дня месяца ав, но и раздумьем о прошлом и будущем. О прошлом — ради будущего.

Разные духовные причины привели к падению сначала Первого, потом Второго Храма. Четыре века простоял Первый Храм. Три смертных греха: кровопролитие, разврат и идолопоклонство — привели к его падению.

Четыре века простоял Второй Храм, и последнее поколение, служившее Всевышнему во дворах его, было неповинно в трех смертных грехах. Но было поражено это поколение грехом ненависти друг к другу, беспричинной и слепой ненависти. Ненависть евреев к самим себе обрушила стены Святая Святых прежде, чем римляне начали раскачивать тараны.

Стены, павшие от беспричинной ненависти, восстанут только силой беспричинной любви, — говорят наши учители.