«Ки таво»
19 элула 5761 года
7/9/2001
ИЗБРАННЫЕ МЫСЛИ ОБ ИЗБРАНИИ
Евреи всегда вели себя прилично, не убивали, не грабили, на чужие земли не зарились. Если и раздражали другие народы, то только громкими голосами, многословием и оживленной жестикуляцией.
Поэтому и приходится антисемитам в поисках повода к очередному погрому так натужно морщить лбы, припоминая еврейские козни.
Кроме непременной крови для мацы и насильственного спаивания народа, который испокон веков был трезвенником, нас обычно попрекают манией Б-гоизбранности. С этим стоит разобраться, тем более, что и недельная глава толкует о том же.
«И чтобы поставил Он тебя выше всех народов, которые Он создал... чтобы был ты народом святым у Б-га, Всесильного твоего, как Он обещал» («Дварим», 26:19).
Вокруг этого нашего избранничества царит великая путаница, бурлят страсти, копятся обиды. А все по незнанию: не о чем спорить – им нечему завидовать, нам нечем тяготиться.
Помню, как моя бабушка смотрела телевизор. Больше всего она любила титры и жадно читала фамилии всех, причастных к созданию фильма; строки ползли, а она, стараясь никого не пропустить, сортировала все фамилии, от режиссера до осветителя, на «наших» и остальных.
Так вот, никакого отношения к избранности процент евреев в титрах не имеет. В той же мере не имеет к нему отношения и доля евреев в списке нобелевских лауреатов, Героев Советского Союза, чемпионов мира по шахматам и заслуженных ветеринаров Австралии.
Раби Хаим бен Атар пишет: «Вс-вышний избрал еврейский народ не за то, что он самый умный и образованный среди всех народов...» Впрочем, и он это не придумал. В мидраше «Эйха раба» мы читаем: «Если тебе скажут, что мудрость – у народов мира, верь этому» (2:17). Кстати, если вы станете искать в Торе обещание Вс-вышнего вроде того, что «вы будете Мне народом гениальным», – вас ждет разочарование. Ничего такого в Торе нет, равно как и обещаний интеллектуального или иного превосходства над другими народами.
А сказано так: «И будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым...» («Шмот», 19:6). Саадья-гаон говорил: «Наш народ стал народом только благодаря Торе». В этом и есть наше избранничество: мы – народ Торы.
Евреям было обещано вечное существование, а значит и Тора никогда не будет забыта, – так говорит Саадья-гаон, сторонник концепции «народ, которому дана Тора». А Рамбам выдвигает в точности противоположный тезис: «народ, который принадлежит Торе». Какую бы сторону мы не приняли в споре гигантов, неизбежен вывод: Тора вечна, а поэтому вечны и евреи.
Тут стоит вспомнить исторический анекдот (в этом контексте «анекдот» означает не «шутка», а «интересный факт»). Некогда города Слуцк и Бриск (Брест-Литовск) соперничали за представительство в Совете четырех земель, своего рода «еврейском правительстве» Восточной Европы. Победил Слуцк – в нем насчитали больше экземпляров священных книг. Скоро, очень скоро начнутся осенние праздники, среди которых и День искупления, Йом-Кипур. Во многих праздничных молитвенниках вы найдете «Чистую молитву» – трепетную лирическую беседу народа Израиля со Вс-вышним о награде и наказании, о прошлом и будущем и – снова – о нашей избранности. А кончается молитва так: «Ты ведь знаешь, что даже греша против Тебя, я не восставал против Твоей воли и не желал Твоего гнева, а просто шел на поводу у страстей своих и был слишком слаб, чтобы устоять... Тебе ведь понятно: «Нет праведного на земле, который бы не согрешил»». Закончив эту молитву, мы просим Вс-вышнего: «Чистое сердце дай мне и дух верности обнови во мне!»
Наше избрание не дает нам права на гордыню, а народам мира -повод ощущать себя обделенными. У каждого своя судьба и свой путь. Мы избраны, чтобы всегда возвращаться к Б-гу, оставляя грех, к Книге, оставляя невежество.