Суббота «Тецаве»
14 адара 5761 года
9.3.2001
ПУРИМ – НЕ ШУТКА!
Все-то вам хиханьки да хаханьки, никакой серьезности, особенно в Пурим! «А с чего еврею радоваться!? Не иначе, как замыслили»,– (так написано в одном знаменитом старинном доносе).
В самом деле, у человека беда, евреем родился. Нет, чтобы горько судьбу оплакивать и нос от честных граждан прятать, ходит туда-сюда с глупой ухмылкой, напевает что-то этническое «яба-баба-бам», пританцовывает, притопывает, прихлопывает и даже алкоголем попахивает. Еврей?! Алкоголем?! В Талмуде сразу после заповеди пить вино в Пурим сказано: «Рава и рав Зейра устроили в Пурим застолье. Когда они захмелели, поднялся Рава и зарезал рава Зейру. На следующий день Рава стал молить Вс-вышнего и оживил рава Зейру. Спустя год пригласил Рава рава Зейру на Пурим, но тот ответил: «Не каждый день случаются чудеса».
Вот так, где выпивка, там и поножовщина. Впрочем, представить великих раввинов пьяными, а тем более с ножами в руках трудно. Великие комментаторы что только не предполагали, чтобы не истолковать тест буквально.
«Мне кажется, что речь идет о том, что Рава якобы зарезал рава Зейру. На самом деле он просто напоил того до бесчувствия» (Маарша). «Рава лишь сделал вид, что зарезал рава Зейру, чтобы утихомирить развеселившихся гостей.»
Еще дальше уходит от буквального смысла Хатам Сойфер: «Сказано в Талмуде: «Человек, рожденный под знаком Марса склонен к кровопролитию. Рава, родившийся под знаком Марса, мог зарезать рава Зейру».
Невероятная история становится понятнее, если вспомнить, что вином называют тайны Торы. В новом ракурсе сюжет становится вполне еврейским: Рава убил рава Зейру не ножом, не вином, не астрологическими выкладками, а... словами Торы. Да и не зарезал, а привел к состоянию отрыва души от тела, взлета души.
Итак, они сидели у стола, пили вино (вполне реальное, о котором говорит Тора, что оно «веселит сердце человека», а Шло говорит, что «вино помогает в раскрытии тайн Торы). Захмелели оба, но лишь душа рава Зейра вознеслась, оторвавшись от тела, ибо в отличие от Равы он е был готов воспринять тайны такого высокого уровня.
Интересно, что Талмуд, столь лаконичный и точный в выражениях, использует «лишнее» слово: «поднялся Рава и зарезал рава Зейру?»
Разумеется,речь здесь идет о духовном возвышении, о подъеме до такого уровня, на котором исчезает различие между благословен Мордехай» и «проклят Аман». Он оказался выше рава Зейры и потому «перегрузил» своего товарища и тем самым «зарезал» его.
Теперь становится ясно, почему на следующий год Рава не постеснялся пригласить «жертву» за праздничный стол: он надеялся, что рав Зейра за год достиг такого уровня, что их беседа на высокие темы не будет для него опасной.
История об этом удивительном застолье рассказана в связи с заповедью «напиться в Пурим». В наше время закон «Шулхан Аруха»
устанавливает эту обязанность, как всеобщую. Почему мудрецы, принявшие этот закон, не опасались, что его выполнение приведет одного из нас к летальному исходу? Может быть, потому что мы не Рава и не рав Зейра? Может быть потому, что нет ничего слаще и важнее для души, чем подлинное опьянение, которое так описывает Рамбам: «полное растворение себя в истинном и абсолютном существовании Вс-вышнего, которое, по мнению мудрецов, не приносит вреда».
Человек, который напьется в Пурим до такого состояния, что перестанет видеть разницу между словами «проклят Аман» и «благословен Мордехай», может быть уверен в том, что история Равы и рав Зейры не повторится, а он сам «войдет с миром и выйдет с миром». (Все, кроме первого абзаца этой статьи – по беседе Ребе, «Ликутей Сихот», том 31)