Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Такая старая новейшая история

Хайей Соро 5761

26 хешвана 5761 года

24.11.2000

ТАКАЯ СТАРАЯ НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

 

Оптимисты говорят, что у порога война. Реалисты, жители поселений и некоторых районов Иерусалима знают что она уже давно идет. Говорят, что для танго нужны двое, для войны тоже нужны две стороны Но в этой странной войне мы не участвуем. пассивно принимаем удары хороним близких и утираемся. Слабость наша очевидна и она привлекает новые новые удары.

Откуда евреи брали прежде силы для бесконечного, вопреки всему, выживания7 Зачем они тащили за спиной бесконечно тяжелый и такой обременительный груз истории? В одной старой легенде гонцы спасая огромную библиотеку, оставляли за собой в пустыне сотни книг тащить которые у них не было сил. Чтобы содержание книг не оказалось утерянным для потомков люди выписывали краткое содержание оставленных позади книг В конце концов, уцелел и дошел до города-убежища только один гонец и в его руках был листок с одной-единственнои фразой, выразившей все содержание потерянных навсегда манускриптов.

Неважно, что именно, в соответствие с этой неевреискои легендой было написано в листке. Мы хотим рассказать сегодня еврейскую историю о том что мы потеряли в пути А может быть, все же не потеряли?

Однажды когда над еврейским народом нависла опасность, Баал-Шем Тов отправился в одному ему известное место в лесу, развел костер и погрузился в молитву – и тучи рассеялись.

Его ученик Магид, спустя мно гие годы, оказался в подобной си туации.

– Мы не в силах молиться, как молился учитель, но мы можем разжечь огонь, как дела он – сказал своим ученикам Магид. Он ушел в лес и, как когда-то, опасность отступила.

В следующем, третьем поколении, рабби Моше-Лейб из Сасова говорил:

– Мы не в силах разжечь огонь, мы не умеем молиться, как молились наши отцы, но мы знаем то самое место в лесу – и этого достаточно.

И этого, в самом деле, оказалось достаточно, чтобы отвести беду.

Но когда минуло еще одно поколение и рабби Исраэль из Ропшица должен был защитить свои народ, он сказал:

– Мы не умеем разжечь огонь, мы не умеем молиться, мы даже не знаем где молились наши учителя. Но мы можем рассказать о том, как это было.

И историю, рассказанная им, повлияла на мир, как в свое время влияла молитва Баал-Шем-Това.

Никто не любит читать мораль в конце басни, но, все же, интересно, почему евреи рассказывают эту историю из поколения в поколение?

Многие из нас давным-давно считают себя отрезанным ломтем, евреями по паспорту.

Что ж, мы действительно «не умеем разжечь огонь, не умеем молиться, мы даже не знаем, где молились наши учителя» Но мы можем рассказать о том как это было Сейчас, когда политики слишком заняты важными делами, чтобы защитить свои народ многим, еще вчера евреям по паспорту , в армейской форме, и в гражданском выпало защитить свои народ свою землю И для того, чтобы это удалось, чтобы человек сумел спасти народ, он должен непременно ощущать себя его частью, веткой древнего родового древа.

Впитать в себя рассказ о тысячелетиях борьбы и самоутверждения,– значит набраться жизненных сил и стало быть, выжить. Нецах Исраэль ло иишакер, – нам под силу то, что в свое время удалось нашим предкам — выжить не только физически, но и сохранить и передать наше еврейство и эту землю детям и внукам.