1 тамуза 5761
22/6/2001
Корах
И ПРОГЛОТИЛА ИХ ЗЕМЛЯ
А за что, собственно?! Еще вчера Корах (известный в русских переводах как Корей) обращается к Моше и Аарону со словами, суть которых состоит в следующем: почему вы считаете, что у вас есть монополия на правильное понимание и толкование Торы? Все мы были на Синае, все вместе получили Тору, отчего же вы поставили себя над общиной Всевышнего?
Трудно поверить, что речь идет о событиях, происшедших тридцать три века назад. Корах требует... демократии, хотя в те времена и термина этого в помине не было.
«Пусть вопросы Торы решаются большинством голосов, ведь все мы, евреи, святы». Как это часто случается с революционерами, расстояние от правильной посылки до правильных выводов оказалось непреодолимым для Кораха.
Действительно, душа каждого еврея несет в себе искру святости, нить, связывающую его со Всевышним. Поэтому, например, в молитве все равны. Евреи не нуждаются в священниках-посредниках (роль коаним, иногда по ошибке называемых священниками, - совершенно иная). Но, говоря о Торе и законах, надо понять: это - область знания, своего рода наука. Как и во всякой научной дисциплине, сложные вопросы здесь должны решаться не большинством, а специалистами. Конечно, могут быть среди них, знатоков, и разные точки зрения, бывают и споры - но это споры компетентных людей, профессионалов!
Даже самые ярые демократы не предлагают решать профессиональные вопросы, скажем, медицины, общим голосованием врачей, санитаров, уборщиц и больных. Математические задачи тоже не решаются подсчетом рук, поднятых на базарной площади.
А где же справедливость, равенство? О, это важный вопрос! Равенство достигается тем, что каждый, в какой бы семье он ни родился, какого бы, скажем, ни был роста, может стать мудрецом и знатоком Торы. Равенство существует не только в начале жизненного пути, в детстве, когда каждый выбирает свою дорогу. Мы знаем примеры, когда невежественные люди, приступившие к серьезной учебе в весьма зрелые годы, стали великими авторитетами в Торе.
Моше, вопреки ожиданиям читателя, не вступает с Корахом в философский спор о знании и равенстве. Он обращается к психологическим мотивам поведения Кораха: «Слушайте же, сыны Леви! Мало вам того, что выделил вас Всесильный... и приблизил к Себе для совершения службы... вы домогаетесь еще и священнослужения?!» Сыновья Кораха приняли слова Моше, они не только остались в живых, но и оставили по себе добрую память в народе: их перу принадлежат удивительные по красоте главы в книге «Теилим» («Псалмы»), вошедшей в Танах.
Так диалектически замкнулся круг равенства: в любви ко Всевышнему, в творчестве, в молитве - и неравенства: в знании, в избранничестве, в жизненной миссии, которую Всевышний дает каждому по силам его.
Говорят, бунтом Кораха начинается история реформаторства в религии. Стоит об этом подумать всерьез.