Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Народ-строитель

Суббота «Трума»

7 адара 5761 года

2.3.2001

НАРОД-СТРОИТЕЛЬ

 

Не случайно нас с масонами путают, с вольными каменщиками, строителями. Мы все, евреи – и публицисты, и врачи и даже портные – по национальной миссии своей являемся строителями.

Строителями Иерусалимского Храма и строителями Вселенского Храма, ведь именно на нас возложена великая задача: превратить низший из миров в жилище Вс-вышнего.

Ребе (в недельной беседе) говорил:

«В главе «Трума» мы находим заповедь Вс-вышнего народу Израиля: «И построят Мне святилище, и буду жить в них». Спросил Моте, учитель наш, Вс-вышнего: «Как построим жилище Тебе, если неба и земли мало, чтобы вместить Тебя?!»

Ответил Творец: «Не по Своим силам Я прошу от вас, но по вашим силам».

То есть, строительство Храма -не только дело людей, но и строится он мо меркам человеческим. Более того, мудрецы прошлого, да будет память их благословенна, обратили внимание на грамматическое несогласование в этой фразе:

«И построят Мне святилище (единственно число) и буду жить в (или среди) них (множественное)».

Таким образом, цель строительства Святилища – превращение души каждого еврея в жилище для Творца.

Строительство Храма начинается с исполнения заповеди:

«И возьмут Мне пожертвование…»,– то есть с собирания «строительных материалов»: золота, серебра, меди, дерева, шкур, драгоценных камней, тканей, красок, оливкового масла, вина.

Важно заметить, что все эти предметы и материалы могли бы пойти на «будничные» нужды: на украшения, лекарства, строительство домов, одежду.

Но волей людей («…как пожелает сердце») они словно вознесены, выведены из круга материального мира в мир духовный, посвящены Вс-вышнему.

Не раз останавливались комментаторы на странном построении этой фразы:

«И возьмут Мне пожертвование…»

Естественно было бы сказать:

«И дадут Мне пожертвование…»

Но разве можно дать что-либо Вс-вышнему, который сказал устами пророка: «Мое золото и Мое серебро…»?!

Храм мы строим по своим меркам, из материалов, которые мы, казалось бы, даем Вс-вышнему, но которые изначально принадлежат Ему, и конечный итог этого строительства – пребывание Вс-вышнего в наших душах – тоже нужно нам самим.

И все же, способность отказаться от собственности (пожертвовать) и посвятить себя «непрагматичному» строительству, руководствуясь заповедью Вс-вышнего, делает еврея участником созидания вселенной, более того, именно строительство Храма в духовном и буквальном смысле слова превращает нас в соучастников процесса творения, вносящих в сотворенное «последний штрих». Именно нам доверено превратить мир в «жилище Вс-вышнего», сделать материю вместилищем Духа»

В принципе, эта беседа не нуждается в комментариях, как и каждое слово Ребе, она самодостаточна и полна. Но все же, для русскоязычного читателя, важно обратить внимание на несколько моментов:

1. Вс-вышний требует от человека по силам его. Более того, именно Он (а не мы) обладает полным знанием наших возможностей. Поэтому никогда не следует думать: «мне это не по силам»,– все испытания, выпадающие на нашу долю, «сшиты» точно по нашей мерке.

2. Иудаизму чуждо пренебрежение материальным, а тем более -брезгливое отношение к «золоту и серебру». Да и без иудаизма очевидно, что золото не хорошо и не плохо по своей природе. Человек творит из материи добро ил зло по своему свободному выбору. Вс-вышний дал нам право и обязанность творить этот выбор.