Живой элул • рождение нового пути

«Ки теце»

12 элула 5761 года

31/8/2001

ЖИВОЙ ЭЛУЛ • РОЖДЕНИЕ НОВОГО ПУТИ

По-еврейски принято обозначать числа буквами алфавита. Число 18 записывается буквами йод и хэт, из которых складывается слово хай – «жив», «живой». Восемнадцатый день месяца элул (хай элул - «живой элул») – особая дата. Мы уже писали о том, что двенадцать дней до Рош ha-шана посвящены - день за месяц – анализу минувшего года.

Но есть у хай элул еще один аспект: это день рождения основателя хасидизма Бешта – раби Исраэля Бааль-Шем-Това, и день рождения создателя учения Хабад  раби  Шнеура-Залмана  из Ляд, Старого Ребе.

Бешт пришел в этот мир, когда память о жертвах Богдана Хмельницкого была еще свежа. Полмиллиона евреев были вырезаны, сотни еврейских общин были стерты с лица земли, а чудом уцелевшие люди впали в отчаяние. Да и в самом еврейском народе не было мира и любви: словно непреодолимая пропасть разделила знатоков Торы и простых евреев. И хотя деление на мудрецов (хаверим, талмидей-хахамим) и невежд (амей-ha-арацот, амей-ha-apeц) знакомо нам еще из Талмуда, в дни Бешта оно окрасилось взаимной ненавистью, брезгливостью. Бешт вернул еврейству душу, любовь, радость, свободу. Мудрецам он объяснил в доходчивой и необидной форме, что у них нет особой причины для заносчивости: они всего-то реализуют тот потенциал, который даровал им Вс-вышний.

Простым евреям он, может быть впервые, рассказал о великом сокровище, сокрытом в их неискушенных душах: простой и искренней вере.

Говоря о любви к ближнему, он наполнил эту древнюю заповедь простым житейским смыслом: «Люди ломают голову, ища смысл жизни. Им и в голову не приходит, что можно прожить семьдесят лет ради того, чтобы однажды налить стакан горячего чая путнику, вошедшему в дом с мороза».

Творящий добро должен прежде всего знать, в чем ближний нуждается.

Рассказывают, что однажды  Бешту пришлось заночевать в придорожном трактире в Подолии. За ужином один из его учеников задал раби вопрос:

– Что значит «любить ближнего»?

– А ты прислушайся к разговору этих пьяных мужиков, – сказал раби.

И вот что они услышали:

– Иван, ты меня любишь?

– Люблю.

– Врешь, если бы ты меня любил, знал бы, чего мне не хватает в жизни.

Любить – по Бешту – означает чувствовать чужие потребности как свои и, что не менее важно, одаривать ближнего тем, что ему нужно, а не тем, что нам хочется ему навязать. Бешт учил людей молиться по-новому. Он не внес изменений в канонический текст, но наполнил его новым духом, новым пониманием. Молитва – по Бешту – это не только просьба, обращенная к Б-гу, это еще и путь к Нему; молящийся утрачивает ощущение своей автономности, значительности собственного «Я» и достигает максимально возможной близости ко Вс-вышнему (двекут).

Бешт учил евреев радоваться, а повод для этого всегда есть у каждого из нас: мы – царского рода, избранники Б-га.

Ученик  ученика  Бешта,  раби Шнеур-Залман, создал сложное и всеобъемлющее учение о Б-ге и человеке: философию Хабада. «Хасидизм учит, – писал он, – что ум управляет сердцем. Нужно контролировать чувства интеллектом. фокусируя их на истинной любви к Б-гу и трепете пред Ним».

Эти слова можно было бы принять за благостное нравоучение, если бы мы не знали, какими силами они наделили людей, сквозь какие испытания помогли им пройти. Хабад оказался единственной силой в еврейском мире, которая не только сумела пережить атеистическую диктатуру в России, но и одержать над ней духовную победу.

Да и в сегодняшней России 70% еврейских общин восстановлены и поддерживаются Хабадом. И везде, где есть евреи, от Индии до Аляски, а особенно там, где вести еврейскую жизнь трудно, Хабад остается главным, если не единственным, «еврейским адресом»

Запись опубликована в рубрике: .