«Экев»
21 ава 5761
10.8.2001
ИЗБРАННЫЙ НАРОД или ПРАВО НА КАПРИЗ
«Ведь Б-гу... принадлежат небо, и все, что над небом, земля, и все, что на ней. Но только отцов твоих полюбил Б-г и избрал потомство их... вас, из всех народов...»
Вокруг нашего избранничества царит великая путаница, бурлят страсти, копятся обиды.
А все по незнанию: не о чем спорить, им нечему завидовать, нам нечем тяготиться.
Помню, как моя бабушка смотрела телевизор. Больше всего она любила титры и жадно читала фамилии всех, причастных к созданию фильма; строки ползли, а она, стараясь никого не пропустить, сортировала все фамилии, от режиссера до осветителя, на «наших» и остальных.
Так вот, никакого отношения к избранности процент евреев в титрах не имеет. В той же мере не имеет к нему отношения и доля евреев в списке нобелевских лауреатов, Героев Советского Союза, чемпионов мира по шахматам и заслуженных ветеринаров Австралии.
Раби Хаим бен Атар пишет: «Всевышний избрал еврейский народ не за то, что он самый умный и образованный среди всех народов...»
Впрочем, и он это не придумал. Мидраш говорит («Эйха раба», 2:17):
«Если тебе скажут, что есть мудрость у народов мира, верь этому».
Кстати, если вы станете искать в Торе обещание Всевышнего евреям вроде того, что «будете Мне народом гениальным», – вас ждет разочарование. Ничего такого в Торе нет, равно как и обещаний интеллектуального или иного превосходства над другими.
А сказано так: «И будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым...»
Саадья-гаон говорил: «Наш народ стал народом только благодаря Торе». В этом и есть наше избранничество: мы – народ Торы.
Евреям было обещано вечное существование, а значит и Тора никогда не будет забыта, – так говорит Саадья-гаон, сторонник концепции «народ, которому принадлежит Книга».
А Рамбам выдвигает в точности противоположный тезис: «народ, который принадлежит Торе» – Тора вечна, поэтому вечны и евреи.
Некогда города Слуцк и Бриск (Брест-Литовск) соперничали за представительство в Совете четырех земель (своего рода «еврейском правительстве» Восточной Европы). Победил Слуцк – в нем насчитали больше священных книг. Так евреи подходили к своему избранничеству в те времена, и нет причины, чтобы мы изменили старой системе «подсчета голосов».
Впрочем, и ответ «избранничество = дарование Торы» по сути не снимает вопрос, ведь можно и продолжить: а почему Тора дана именно нам?
«Ибо народ святой ты у Б-га, Всесильного твоего: тебя избрал Б-г, чтобы ты был ему народом, избранным из всех народов, что на земле. Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас... но из любви Б-га к вам».
Магараль, р. Йегуда-Лейб из Праги, отвечает на этот вопрос так: нет у евреев никаких особенных достоинств, которые объяснили бы дарование Торы именно им; наоборот, Тора была дана евреям именно для того, чтобы это избрание наше было актуализировано, то есть, из потенциального превратилось в реальное.
Любовь – в этом слове ключ к пониманию феномена избранничества. Когда человек влюблен, он, как правило, не может ответить, что именно пленило его в возлюбленной. И это не случайно: для окружающих она ничем не отличается от других девушек. Особенной ее делают, как говорят по-еврейски, «глаза смотрящего», точнее «глаза влюбленного».
В следующий раз, когда вас спросят об избранности евреев, не начинайте ответ словами: «Потому что мы...» Ответьте просто: «Потому что Он полюбил нас».
Если бы мы объясняли свою избранность национальными достоинствами, мы были бы отвергнуты Всевышним. Евреи – обычный народ, который стал особенным, избранным только потому, что Всевышний возлюбил его. Б-г, согласитесь, тоже имеет право на капризы.