Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Неслучайное случайное

«Матот-Масэй»

29 тамуза 5761

20.7.2001

НЕСЛУЧАЙНОЕ СЛУЧАЙНОЕ

«Обратись к сынам Израиля и скажи им: когда вы перейдете через Иордан в землю Кнаан, то определите для себя, какие города будут у вас убежищами, и убежит туда убийца, убивший человека неумышленно…» В этих городах мог укрываться всякий убийца до тех пор, пока его дело рассматривалось в суде. Если суд устанавливал, что тот совершил свое преступление намеренно, то его наказывали, если же выяснялось, что убийство было неумышленным, то убийца мог оставаться жить в этом городе и дальше.

Говоря современным юридическим языком, только убийство, совершенное по ошибке, наказывается изгнанием в город-убежище.

Но почему случайное убийство вообще наказуемо?

Уникальность человека в спектре творений, объектов, существ, наполняющих миры, его самоценность впервые в истории человечества осознали евреи, но в этом следует видеть не столько заслугу наших предков, сколько проявление милости Всевышнего, научившего их осознавать ценность человеческой жизни. Древнее право не знало этого принципа, оценивая человека в той же мере, в какой оценивается любой предмет: суд определял цену человека, как и стоимость скота, земли, дома.

Что же отличает человека от всего остального? Многое, но в данном аспекте нас интересует свобода выбора, автономность. А с этой свободой обрушивается на человека и ответственность, и угрызения совести — в том числе и тогда, когда он, помимо своей воли, оказался причиной смерти ближнего. Если же он в такой ситуации свободен от мучений и раздумий, ни в чем не винит себя, стало быть, он отказывается от ответственности, свободы и автономности, признает себя вещью в мире вещей.

Человек с живой совестью никогда не согласится с автоматическим оправданием даже самых случайных своих проступков. Живого человека отличает страх превратиться в предмет, орудие; выбирая между обусловленностью и ответственностью, он, по словам Арье Бараца, выбирает между вечностью и вещностью. Нет ничего страшнее весьма распространенной позиции: от меня ничего не зависит, обстоятельства сильнее меня.

Талмуд требует иного: «Даже если весь мир говорит тебе, что ты праведник, будь в глазах своих грешником» («Нида» 306). Современная психология печется о повышении самооценки, об освобождении человека от комплексов вообще и от комплекса вины в частности. Важно, чтобы в результате этой «освободительной терапии» человек не превратился в самодовольный, во всем правый, бессовестный… предмет. Недовольство собой, готовность принять вину даже за неумышленный и случайный проступок оставляет надежду на духовный рост. Виленский Гаон Элиягу писал: «Если человек не старается постоянно подниматься все выше и выше, он против своей воли и незаметно для себя опускается все ниже и ниже». Но и вечное недовольство собой, «черная желчь», как это называется у нас, опасно не меньше, чем самодовольство. Между бессовестной незакомплексованностью и мрачным самобичеванием должен найти свое место человек живой.