«Дварим»
7 ава 5761
27.7.2001
СКОРБЬ И НАДЕЖДА
В жаркие дни начала ава из года в год израильская пресса с завидным (и достойным лучшего применения) постоянством поднимает вопрос: ну как можно всерьез скорбить о разрушенном Храме, кому нужен пост девятого ава?!
Наполеон Бонапарт вряд ли разделил бы их искреннее недоумение. Рассказывают, что, проходя в день Тиша бе-ав мимо синагоги, он услышал рыдания евреев и спросил о причине траура. Узнав, что люди оплакивают трагедию, которая произошла семнадцать веков назад, Наполеон сказал: «Народ, который способен столь долго хранить память о Храме, удостоится увидеть его отстроенным».
А началось все с другого плача. Наши предки «плакали понапрасну», напуганные рассказом разведчиков о Святой Земле. Они пренебрегли удивительным даром Всевышнего и тем навлекли на себя Его гнев: «Вы плакали без причины?! Теперь из года в год у вас будет довольно причин плакать в этот день» («Таанит», 29а). Было это 9-го ава тридцать три века назад.
Вот лишь малая часть трагических событий, выпавших на этот день: в 423 г. до н.э. вавилоняне разрушили Первый Храм, в 70 г. н. э. римляне разрушили Второй Храм, в 132 г. Иерусалим был разрушен до основания, а затем распахан; так исполнилось горькое пророчество Ирмеягу: «Сион будет вспахан, как поле». В 135 г. Римляне захватили Бейтар, последнюю крепость Бар-Кохбы. С этого дня началось тотальное выселение евреев из Страны Израиля. В 1290 г. началась депортация евреев Англии, в 1306г. – Франции, в 1492 г. – Испании.
«Из-за чего был разрушен Первый Храм? Из-за трех [смертных] грехов: идолопоклонства, разврата и кровопролития... Из-за чего же был разрушен Второй Храм, в годы существования которого занимались Торой, соблюдали заповеди, делали добрые дела? Из-за беспричинной ненависти между евреями, которая [в глазах Всевышнего] равна трем грехам: идолопоклонству, разврату и кровопролитию – вместе взятым» (Талмуд, «Йома», 96).
Известный еврейский историк Сало Барон ввел в академический обиход термин «трагизм еврейской истории». По мнению многих, говорит Барон, всю историю нашего народа можно представить как нескончаемую череду погромов, депортаций, аутодафе, экономических гонений, случаев социальной дискриминации. Этот подход не только вселяет в людей чувство безысходности, но и представляет единственной движущей силой в судьбе евреев внешние (обычно антисемитские) силы. Пассивность и пессимизм деструктивны и несвойственны нашей традиции. Между погромами наши предки находили в себе силы шутить и писать удивительные книги, любить, растить детей, строить – словом, жить.
Если бы сторонники «концепции трагизма» были правы, в еврейском календаре было бы 365 дней траура. Но наши дни траура и поста можно пересчитать на пальцах одной руки. Да и в эти дни остается место надежде. Рассказывают, что раби Шломо из Карлина однажды посетил Старого Ребе (р. Шнеура-Залмана из Ляд) в пост девятого ава. Он заметил, что один из хасидов, р. Шмуэль Мункес, ведет себя крайне странно: исподтишка бросает колючки в бороды молящихся! Р. Шломо обратился к Старому Ребе: «Разве ты не объяснил этому хасиду, что такое Тиша бе-ав? Как он себя ведет?!» Ребе мог ответить, что их общий учитель Бааль-Шем-Тов завещал исполнять всякую заповедь с радостью, даже заповедь о скорби по Храму, – но предпочел не отвечать р. Шломо. Несколько минут спустя, выйдя в соседнюю комнату, р. Шломо снова увидил р. Шмуэля; на этот раз старый хасид сидел в одиночестве и оплакивал Храм. «Теперь он ведет себя как следует», – заметил р. Шломо. «Это тот же человек, что и прежде, – ответил Старый Ребе, – просто он старается облегчить горе ближним, но не делает поблажек себе». Есть и у нас в этот день надежда: Иерусалимский Талмуд («Брахот», 2:4) рассказывает: в день, когда пал Храм, родился Машиах.