Смотреть и видеть

«Рээ»

28 ава 5761

17.8.2001

СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ

Многие из наших читателей знакомы с этим еженедельником с самого его начала, другие имеют «стаж» поменьше.

Тринадцать лет я пишу эту колонку, тринадцать раз обернулось годовое колесо чтения Торы.

Кто мог подумать, что в этом году название недельной главы «Ръэ» («смотри») прозвучит для меня по-новому.

Полгода назад я начал терять зрение. Мне кажется, только сейчас я начинаю понимать, о чем говорится в главе «Ръэ».

«Смотри: я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение – если будете исполнять заповеди Б-га, Всесильного вашего, которые я заповедую вам сегодня; а проклятие – если не будете исполнять заповеди Б-га, Всесильного вашего, и сойдете с пути, который я указываю вам сегодня...» («Дварим», 11 -.26-28).

«Смотри», – говорит Тора. Но какое отношение имеет зрение (в буквальном, привычном значении этого слова) к моральному выбору?

Глазами не отличишь добро от зла, не отличишь проклятие от благословения.

Да, люди говорят: «лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать» – визуальная информация считается наиболее достоверной и точной.

Нет лучшего инструмента в познании материального мира, нежели зрение. Но духовное скрыто от глаз человека.

В книге «Сефер а-харедим» р. Элиэзер Азкари пишет:

«Всевышний облачен в одеяния из света, – так говорили мудрецы.

Разумеется, не человек Он и нет у Него ни плоти, ни образа, ни вида, ни одеяний.

Но так же, как «глаза плоти» нашей видят одеяния, в которые облачен ближний наш, так и «глаза духа» нашего видят во Всевышнем поначалу лишь внешнее.

Даже в тончайшей из тонких идей, в незримом, в мире духа, есть множество «одеяний» и препятствий.

В отличие от животных, человек рождается зрячим.

Но дитя видит одно, взрослый же – совсем иное. Образы, разумеется, остаются теми же, но глаз учится различать подробности и нюансы, распознавать положение предметов в пространстве, в перспективе.

Так и «глаза духа» нашего, глаза души, взирающие на незримое, не одинаково служат мудрецу, пророку и простолюдину.

Глядя на одно и то же, они видят разное. Для каждого Всевышний сокрыт и непостижим, но от одних Его скрывает множество одеяний, другим же Он открывается в большей степени».

Ребенок рождается зрячим, но всю жизнь будет он учиться искусству видеть. Кто знает, научится ли в достаточной мере?

Духовное зрение тоже нуждается в развитии, иначе человек рискует навсегда остаться «ребенком», так и не разглядев истинный мир духа.

Путь к «улучшению зрения» указывает «Зогар»: человеку, которому не хватает света, советует р. Шимон бар Йохай, следует учить Тору.

Тора по-арамейски (на этом языке написана главная книга кабалы -«Зоар») называется орайта – от слова ор («свет»). Учиться – дело нелегкое, осооенно для взрослых. Поэтому иногда так хочется сказать: ничего, можно прожить и без этого знания. Можно остаться евреем и жить полной жизнью – не всем же быть раввинами.

Но вернемся к началу главы, прочтем снова слова Моше:

«Смотри: я предлагаю вам сегодня...» Раскрыть глаза и смотреть - не благое пожелание, не совет, даже не просьба. Это заповедь, повеление. Всевышний устами пророка своего требует: не будь слеп, не будь невежествен, научись отличать добро от зла, проклятие от благословения, смерть от жизни. А продолжение заповеди: «избери жизнь» («Дварим», 30:19) – обращено к тем, кто уже сбросил пелену с «глаз духа». Если слепота духовная — великое несчастье, то слепота физическая — бытовое неудобство, не более того.

Запись опубликована в рубрике: .