24

Поэтому наши мудрецы установили, что во время молитвы [человек должен вести себя так,] "будто стоит перед царем"[1], [даже если он не испытывает трепета пред Всевышним]. В любом случае ему следует создать у окружающих, которые могут судить о нем лишь по его действиям и речам, впечатление, [будто он осознает, что стоит перед Царем], хотя на самом деле в его глупой голове нет ни единой мысли. Основной смысл установления [мудрецов, определивших время для] всех молитв, и состоит в том, [что именно в эти часы Творец является Своим созданиям и они предстают пред Ним]. Это должно быть понятно каждому, кто глубоко вникает в тексты молитв. Тот же, кто ведет себя в минъяне иначе, должен заплатить за это жизнью; о нем сказано в святой книге "Зогар": "[Он] навлекает позор на [обдтателей] высших [миров, повреждая] облачения[2], [в которых они предстают пред Создателем], демонстрирует свое отчуждение [от сферы святости], и нет у него доли в Б-ге Израиля" – да убережет нас Г-сподь от такой участи!

Исполняя миссию, возложенную нашими благословенной памяти учителями [на каждого, кто в состоянии влиять на людей], я устанавливаю строгое правило, которое касается всех в равной мере: разговоры на посторонние темы запрещены [в минъяне} с того момента, как хазан приступил к молитве, и до завершения последнего чтения текста "Кадиш", в молитвах "Шахарит", "Маарив" и "Минха"[3]. Тот же, кто нарушит это правило по злому умыслу [и раскается в этом], должен сесть на пол и попросить трех человек, чтобы они все вместе отменили [полагающееся ему по закону] Небес отлучение от общины. "Покаявшийся будет исцелен [от духовного недуга]"[4]. [Его раскаяние] отменяет отлучение, будто он вообще не совершал [этого проступка], ибо оно распространяется не только на закоснелых преступников, которые не считают нужным просить об искуплении своего тяжкого греха ни у Небес, ни у людей. Сказанное выше касается лишь тех, кто нагло ведет себя, заводя [во время молитвы] разговоры на посторонние темы по злому умыслу, но не тех, кто делает это по забывчивости или машинально произнес несколько слов, – такому человеку не надо просить освобождения [от наказания отлучения от общины]. "Справедливый Б-г испытывает ум и сердце"[5]. "Облагодетельствуй, Г-сподь, добрых и чистых сердцем"[6].

[1] Брахот, ЗЗа.

[2] По книге Зогар, когда евреи собираются для молитвы и слова их идут от самого сердца, они создают тем самым для высших ангелов и душ облачения, в которых те предстают пред Творцом и прославляют Его.

[3] В определенном аспекте "Шахарит" – самая важная молитва; следующая за ней по важности – "Маарив, а затем – "Минха"; наверное, поэтому автор перечисляет ежедневные молитвы в таком необычном порядке. В молитвах "Шахарит" и "Маарив" произносят текст "Шма", но его не читают в молитве "Минха". Согласно Кабале, произнесение этого текста утром дает человеку заряд духовной энергии и для молитвы "Минха". Между молитвами "Шахарит" и "Минха" люди занимаются повседнев-' ными делами, беседуют на разные темы и могут решить, что и во время "Минхи" не столь важно воздерживаться от посторонних разговоров. Автор подчеркивает, что это не так.

[4] По Йешаягу, 6:10.

[5] По Тегилим, 7:10.

[6] По Тегилим, 125:4.

Запись опубликована в рубрике: .