9

Мудрость [Хохма] – источник разума и понимания, она выше Бина – категории понимания и постижения, свойственных разуму. Мудрость выше понимания и постижения, она их источник. И потому она называется коах ма: ма ["что?"] означает, что предмет познания еще не постигнут, и не понят, и не схвачен еще постижением, и потому в нее облекается свет Эйн Софа, благословен Он, ибо "мысль не постигает Его совершенно". И потому все евреи, даже женщины и простолюдины, веруют во Всевышнего, ибо вера выше знания и постижения: "Глупый верит всему, а лукавый разумеет и т. д."[1]. А по отношению ко Всевышнему, Который выше разума и знания и Которого мысль совершенно не постигает, – все как глупцы перед Ним, благословенным, как написано: "А я невежда и не знаю, скотом был я пред Тобою, а я всегда с Тобой и т. д."[2]. То есть в силу того, что я глуп и животному подобен, я всегда с Тобой. И потому даже самый легкомысленный и грешники, которые есть в народе Израиля, в большинстве случаев жертвуют жизнью за Б-га, терпят страшные мучения, чтобы не отступиться от веры в единого Б-га, даже если они грубы и невежественны и не познали величия Всевышнего, и даже о том немногом, что знают, они не размышляют совершенно. Они жертвуют собой совсем не потому, что знают Всевышнего и о Нем размышляют, но без всякого знания и размышления, так, как будто совершенно невозможно отказаться от веры в единого Б-га, совсем' без всякого обоснования и доводов, и это потому, что единый Б-г освещает и оживляет каждую душу, облекаясь в ее категорию мудрости, которая выше знания и разума, способного постигать и понимать.



[1]   Мишлей 14:15.

[2]   Тегилим 73:22.

 

Запись опубликована в рубрике: .