17

Но "Тора говорит языком людей"[1], и в ней речь Б-га, благословен Он, называется речью точно так же, как человеческая речь, ибо в действительности таков путь нисхождения и проистечения жизнетворности к нижним через многие и сильные сжатия разного рода, дающие начало многочисленным разнородным творениям. И так велики и сильны эти сжатия и утаения Высшего лика[2], что могут возникнуть и быть сотворенными такие нечистые вещи, и "клипот" и "ситра ах-ра", и [они могут] получить свою жизненную силу и поддержание своего существования от слова Всевышнего и дыхания уст Его, благословенного, при утаении Лика и понижении ступеней. И потому они названы "иные боги"[3], так как их питание и их жизненная сила [исходят] не от категории Лика, а от категории заднего в Кдуша, а выражение "заднего" означает, что это подобно действию человека, дающего что-либо врагу своему против своего желания. Он бросает это ему как бы через плечо, ибо отворачивает лицо свое от него из-за своей к нему ненависти. Так, наверху категория Лика есть внутренняя основа высшей воли и Его истинное желание, коим Всевышний желает уделить жизненную силу всему, что близко Ему со стороны Кдуша. Но "ситра ахра" и нечистота – "отвратное для Всевышнего, что Он ненавидит"[4], и Он не уделяет ей жизненной силы от внутренней стороны Своей истинной воли и желания, которыми Он желает, да сохранит Он от подобной мысли, но – как бросающий через плечо врагу своему против своего желания – лишь ради того, чтобы покарать грешников и дать доброе вознаграждение праведникам, покоряющим сторону "ситра ахра". И это называется задней стороной высшего желания Его, благословен Он.

Высшее желание в категории Лика – источник жизни, оживляющий все миры. А так как оно совершенно не почиет на стороне "ситра ахра", а также и задняя сторона высшего желания непосредственно в ней не облекается, а лишь окружает ее сверху, сторона эта -место смерти и нечистоты, да сохранит нас Всевышний. Ибо ничтожное количество света и жизнетвор-ности, которое она черпает и принимает в себя от задней стороны Кдуша, которая наверху, находится в ней в состоянии абсолютного изгнания[5], называемого "тайной изгнания Шхины", как говорилось выше[6].

И потому сторона эта называется "иные боги", и это настоящее идолопоклонство и отрицание единства Царя царей, Всевышнего, благословен Он. Ибо, так как свет и жизнетворность стороны Кдуша находится в "ситра ахра" в состоянии изгнания, она совершенно не теряет ощущения собственного существования перед святостью Всевышнего, напротив, она себя возносит[7] как орел, говоря: "Я и более ничто"[8], и как сказано: "Моя река, и я себя создал"[9]. И потому сказали наши мудрецы, что грубодушие [гордость] абсолютно равносильно идолопоклонству[10]. Ибо основа и корень идолопоклонства в том, что считают себя самостоятельно существующими, раздельно со святостью Б-га, но не совершенно отрицают Его. Сказано в Гмаре, что [язычники] называют Его Б-гом богов[11], они и себя также считают чем-то особо и само по себе существующим и тем самым отделяют себя от святости Б-га, благословен Он, так как они не отдают себя Ему, благословенному, а высшая святость почиет лишь на том, что совершенно ничто перед Ним, благословенным, как говорилось выше[12]. И потому они называются "горы разделения" в священной книге "Зогар", а это – отрицание истинного Его единства, того, что все перед Ним как бы не существует и действительно ничто перед Ним и Его желанием, оживляющим всех сущих и всех их постоянно создающим из небытия.



[1]   Брахот, 22а.

[2]   Слово паним - Лик, а также внутреннее, то есть наиболее сущностное.

[3]   Иные - ахерим, ибо, как объясняется далее, зло получает поддержание своего существования от категории ахорайим - заднего в Кдуша.

[4]   Дварим, 12:31.

[5]   Изгнание заключается в том, что Б-жественный свет находится в зле, в своей противоположности, и превосходство его не видно. Поэтому "клипа" и все, что с ней связано, может ощущать себя самостоятельно существующим и самовозноситься, хотя и в ней есть искра Б-жественного.

[6]   В гл. 19.

[7]   Существует правило: в стороне Кдуша то, что происходит от высокой ступени, в тем большей степени ощущает себя ничем; в стороне "ситра ах-ра", наоборот, чем с более высокого уровня ей удается почерпнуть жизненную силу, тем более она возносит себя.

[8]   Йешаягу, 47:8; Цфанья, 2:15.

[9]   Йехезкель, 29:9 и 29:3.

[10]   Моэд катан, 18а. 

[11]   Мнахот, 110а. 

[12]   В гл. 6.

 

Запись опубликована в рубрике: .