Всем известно, что повеление и предостережение в отношении идолопоклонства, то есть две первые из Десяти заповедей: "Я – Всевышний, Б-г твой"[1] и "Да не будет у тебя других богов"[2] – основа всей Торы. Заповедь "Я – Всевышний" включает в себя все 248 позитивных заповедей, а "Да не будет" включает в себя все 365 негативных заповедей. И потому мы слышали только "Я – Всевышний" и "Да не будет" непосредственно из уст Всесильного[3], как сказали наши мудрецы, благословенной памяти[4]: потому что они – основа всей Торы[5].
И для того, чтобы это основательно объяснить[6], нужно сначала вкратце напомнить, в чем сущность единства Всевышнего, называемого единым и единственным, – "все верят, что Он один"[7], совершенно так же, как Он был один до сотворения мира, и как написано: "Ты Тот же до сотворения мира, Ты Тот же с тех пор, как и т. д."[8]. Это значит, что Он абсолютно неизменен, как написано: "Я Всевышний, не изменяюсь"[9]. Ибо этот мир, а также и все верхние миры не производят никакого изменения в Его, благословенного, единстве тем, что они сотворены из ничего. И как был Он один, единый и единственный до их сотворения, так Он один, единый и единственный после того, как Он их сотворил, так как все перед Ним как несуществующее, как ничто и полное небытие.[1] Шмот, 20:2.
[2] Там же, 20:3.
[3] "Мы" - потому, что души евреев всех времен и поколений присутствовали при даровании Торы. Весь народ ясно слышал только две первые заповеди, обобщающие всю Тору. Остальное было услышано и передано Моше.
[4] Макот, 24а.
[5] Как говорилось в гл. 18 и 19, каждый еврей готов отдать жизнь при испытании его веры в Б-га, не желая быть от Него совершенно оторванным, так как Б-г - корень и источник его души. Так как эти две основные заповеди включают в себя все остальные, все они способны породить в душе подобную самоотверженность силой скрытой любви, -которая есть в каждом еврее.
[6] Объяснить связь веры с позитивными и негативными заповедями.
[7] Из молитв Рош-гашана и Йом-Кипура.
[8] Утренние молитвы.
[9] Малахи, 3:6.