29

И это единство наверху вечно, ибо Он, благословенный, и желание Его выше времени, а также и раскрытие желания Его в Его речи, то есть в Торе, вечно, и как сказано: "И слово Б-га нашего устоит навеки"[1], и "слова Его живы и сущи и т. д."[2], и "не заменит и не изменит Закон Свой навеки и т. д."[3].

Но внизу оно во времени и только в то время, когда человек занят Торой или заповедью. Ибо затем, если он занят чем-либо другим, он отделен от высшего единства внизу, а именно – если человек занят совершенно пустым, совсем не нужным для служения Всевышнему. И все же когда он затем возвращается к служению Ему, к Торе и молитве, и просит прощения у Всевышнего за то, что он мог в то время заниматься Торой и не сделал этого, Всевышний простит его, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: "Нарушил позитивную заповедь и совершил покаяние, тот- ' час же ему прощают"[4]. Для этого установлено благословение "Прости нам", [которое произносится] три раза ежедневно[5] за грех небрежения Торой, от которого никто не может быть избавлен ни на один день. И это как жертва "тамид", искупающая [нарушения] позитивных заповедей. И это не подобно говорящему: "Согрешу, а потом покаюсь", разве что в самый момент совершения греха человек полагается на покаяние и потому грешит, как говорится в другом месте.



[1]   Йешаягу, 40:8. 

[2]   Утренние молитвы.

[3]   Из гимна "Игдаль".

[4]   Йома, 866.

[5]   В молитве "Амида" в будние дни.

 

Запись опубликована в рубрике: .