и средние делятся на две ступени: тот, кто служит Всевышнему, и тот, кто Ему не
служит. Последний хотя и не является грешником, потому что никогда в своей жизни
не совершил ни одного легкого греха и исполнял все заповеди, какие имел
возможность исполнить, и никогда не прерывал изучения Торы, – а изучение Торы
равноценно им всем, – но он не борется с влечением ко злу, чтобы его победить с
помощью света Всевышнего, светящего в Б-жественной душе, находящейся в мозгу,
властвующем над сердцем, как уже говорилось[1].
Ибо его натура совсем ему не противится и не отвлекает его от изучения Торы и
служения Б-гу. У него совсем нет надобности бороться с ней, как это может быть у
того, кто по природе своей усерден в изучении Торы, потому что им владеет
меланхолия, ему не приходится бороться также и с влечением к женщинам, так как
он по природе своей холоден. И в отношении иных удовольствий этого мира он по
натуре своей лишен способности наслаждаться, и ему не нужно так усиленно
предаваться размышлениям о величии Всевышнего, чтобы в его мозгу зародился дух
знания и боязни Б-га, хранящий от нарушения запретительных заповедей, а в сердце
– любовь к Б-гу, чтобы стать приверженным Ему, исполняя заповеди и изучая Тору,
что равноценно исполнению всех заповедей. Для него достаточно скрытой любви,
имеющейся в сердце всех евреев, которые и называются "любящими Его"[2],
и поэтому он вообще не считается служащим Б-гу, ибо эта скрытая любовь не есть
следствие его действий или усилий ни в коей мере, она всеми евреями наследуется
от наших общих предков, как объясняется далее[3].
Точно так же и тому, кто не усерден в изучении Торы по своей природе, но оттого,
что он приучил себя заниматься с величайшим усердием и это вошло в привычку и
стало его второй натурой, достаточно этой скрытой любви, и иначе может быть,
только если он захочет заниматься больше, чем обычно.
[1] В гл. 12.
[2] Тегилим, 69:37.
[3] В гл. 18,19 и 44.