Шхина выйдет из [плена] "клипат нога"[1] после того, как завершится процесс высвобождения искр [Б-жественного света] из сфер зла, и зло будет отделено от добра, и "[постигнет] всех творящих беззакония гибель". [В тот период] Древо [познания] добра и зла не будет властвовать [над миром], ибо добро отделится от него, и тогда основной целью изучения Торы и исполнения заповедей станет не высвобождение искр, но лишь объединение сфирот на более высоком уровне, [нежели это происходит в наше время; в результате такого объединения] будет привлечен [в низшие миры] свет из более высоких Б-жественных источников, чем мир Ацилут, – как писал раби Ицхак Лурия, – что станет возможным благодаря [могуществу, заложенному в той] сокровенной части Торы, [которую в будущем суждено постичь людям. Изучая эту часть Торы, человек] будет исполнять заповеди, направляя свои мысли к высшим сферам, [поскольку такая медитация] соответствует [сущности заповедей – ] свету из высших [Божественных источников], ибо заповеди уходят своими корнями в выси высот, в бесконечность Эйн Соф [Всевышнего], благословен Он.
(Когда наши учители писали, что в грядущем мире заповеди будут отменены[2], они имели в виду период после возвращения мертвых к жизни. Но до этого, в эпоху Машиаха, их исполнение останется обязательным.) В [ту эпоху] изучение Торы будет состоять, в основном, в постижении внутренних аспектов заповедей, их тайного смысла. А те их аспекты, которые связаны с реалиями физического мира, станут открытыми и доступными всем евреям с момента их рождения и не забудутся никогда. Заниматься [изучением законов об исполнении заповедей] будет необходимым лишь для [тех, в чьей душе – ] многочисленные примеси [зла], ибо они не удостоятся познать вкус плодов Древа жизни, представляющих сокровенные аспекты Торы и заповедей; им придется заниматься ([Устной] Торой – )[3], Мишной, – чтобы ослабить с помощью изучения Торы[4] силу воздействия сферы, противоположной святости, под влиянием которой они находятся, дабы она не властвовала над ними, склоняя их к греху, – ибо написано: «...[Люди] будут проклинать грешника: "Пусть умрет [молодым,] столетним"»[5], так как такие люди будут грешить и в то время. [Им потребуется изучать законы Торы не только по духовным,] но и по сугубо практическим соображениям: они будут нуждаться в знании деталей законов о запрещенном и нечистом в большей степени, чем евреи. [Всевышний] убережет последних от всего изначально непригодного, ставшего запрещенным и ритуально нечистого, "ибо с праведником не случится ничего дурного..."[6]. Возможно и допустимо также следующее предположение: евреи, подобно нашему праотцу Аврагаму, – да будет душе его покойно в раю, – будут знать, изучая Тору на том уровне, где речь идет о высших мирах, все, что составляет основу тех ее разделов, где говорится о реалиях физического мира, и для них вообще сделается лишним изучение этих [разделов]. Во времена Второго Храма необходимо было заниматься изучением тех [частей Торы, предметная область которых – физический мир,] не только для практических целей, но и потому, что основная задача, поставленная Всевышним перед человеком, – ослабить силу влияния сферы, противоположной святости, и способствовать взлету искр Б-жест-венного света посредством изучения Торы, служением [Творцу в молитве и исполнением заповедей], как об этом говорится в другом месте.
После всего сказанного станет более понятным термин "Древо [познания] добра и зла", которым oneрирует [автор] книги "Раая мегеймана" в приведенном выше отрывке: здесь подразумевается "клипат нога" – духовная основа нашего мира. – как написано о том в книге "Эц хаим". Разумный да поймет сказанное.
[1] По другой версии – «из [плена] "клипот»". (Прим. редакторов виленско-го издания.)
[2] См. Нида, 616.
[3] Слово "Торой" добавлено, по-видимому, редакторами виленского издания.
[4] Слова "с помощью изучения Торы" отсутствуют в рукописи. (Прим. редакторов виленского издания.)
[5] По Йешаягу, 65:20.
[6] По Мишлей, 12:21. См. Хулин, 56.