Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Встреча первая



Орот а Тшува

Встречи с Натаном Котлеровым

в теплом доме супругов Шахновичей

Ибикур, Цфат…



Встреча первая

https://www.youtube.com/watch?v=Qj62x1ntmYA&feature=youtu.be   


Теперь, по самому раву Куку.

Рав Кук считается даже для тех, у кого иврит родной, книгами сложными, языком сложным, и поэтому, между нами, не много людей учат это в первоисточнике. И очень жаль.

Я вижу свою задачу в том, чтобы показать, что, несмотря на то, что это действительно язык сложный, но это не что-то неподъемное абсолютно, и не оправдание того, чтобы эти книги лежали на полке и украшали своими переплётами нашу библиотеку.  

Я вижу свою задачу в том, чтобы раздать удочки с тем, чтобы все могли самостоятельно изучать эту книжку и если не свободно плавать, то хотя бы барахтаться. В этом смысле, начать изучать рава Кука с  אורות התשובה — хороший выбор. Во-первых, я сам так начинал; во-вторых — я спрашивал об этом рава У.Шерки — с этой книги действительно стоит начинать, так как здесь язык более простой и легче в него войти. Ещё я хочу сказать большое спасибо моей жене, которая изучала литературу, и я получил от неё некоторые инструменты литературного анализа, что пришлось как нельзя более  кстати. Кроме того, сама по себе книжка אורות התשובה очень   светлая, приятная, לא מאיימת — не угрожающая и очень охватывающая всё. Я, к большому сожалению, пропущу первую страничку — введение самого Рава — потому что мне хочется начать с самого текста, но обычно, когда я здесь начинал изучать на иврите,  я следовал принципу не пропускать введения,так как они достаточно часто содержат ценную информацию. (выяснение уровня иврита)

-У нас неважный.

— У меня самый низкий.

Натан: Тогда давайте будем так: я буду читать,потом переводить, а возможно, мы будем переводить вместе, потом обсуждать — и продвигаться дальше.

 פרק א.


תשובה טבעית, אמונית, שכלית тшува естественная (природная), эмунит от слова эмуна — вера, то есть тшува, которая связана с верой и сахлит — которая связана с сехель — разумом, с головой.

אֶת הַתְּשׁוּבָה אָנוּ מוֹצְאִים בְּשָׁלֹשׁ מַעֲרָכוֹת:

א) תְּשׁוּבָה טִבְעִית,

ב) תְּשׁוּבָה אֱמוּנִית,

ג) תְּשׁוּבָה שִׂכְלִית.

Рав здесь разделяет тшуву на 3 части, 3 маарехет, 3 системы : естественная (природная), связанная с верой и связанная с разумом.

בַּתְּשׁוּבָה הַטִּבְעִית יֵשׁ שְׁנֵי חֲלָקִים: תְּשׁוּבָה טִּבְעִית גּוּפָנִית וּתְּשׁוּבָה טִּבְעִית נַפְשִׁית.

Естественная так же делится на 2 части: естественная, связанная с телом, и естественная, связанная с душой.

הַגּוּפָנִית סוֹבֶבֶת אֶת כָּל הָעֲבֵרוֹת נֶגֶד חֻקֵּי הַטֶּבַע, הַמּוּסָר וְהַתּוֹרָה, הַמְקֻשָּׁרִים עִם  חֻקֵּי הַטֶּבַע, הַשֶׁסּוֹף כָּל הנְהָגָה רָעָה הוּא לְהָבִיא מַחֲלוֹת וּמַכְאוֹבִים, וְסוֹבֵל מִזֶּה הָאָדָם הַפְּרָטִי וְהַכְּלָלִי.

Тшува, связанная с телом, крутится вокруг прегрешений против законов природы, совести, и Торы, которые связаны с законами природы.  То есть, законы Торы охватывают всё, часть из них связана с законами природы. Тшува телесная охватывает прегрешения человека против законов природы, законов этики (мусар) и против той части законов Торы, которые связаны с естественными природными законами. הַשֶׁסּוֹף כָּל הנְהָגָה רָעָה הוּא לְהָבִיא מַחֲלוֹת וּמַכְאוֹבִים

В общем-то любое плохое, неправильное поведение ведёт за собой боль и болезни. Не кури — не будешь выхаркивать лёгкие. Очень просто.וְסוֹבֵל מִזֶּה הָאָדָם הַפְּרָטִי וְהַכְּלָלִי.

И от этого человек страдает, и частный человек, и общий человек — это, я так понимаю, общество, человечество. Не засоряй реки! Не кури! Занимайся спортом! не сиди напротив телевизора целый день, достаточно 9 часов (смех).

וְאַחֲרֵי הַבֵּירוּר שֶׁמִּתְבָּרֵר אֶצְלוֹ הַדָּבָר, שֶׁהוּא בְּעַצְמוֹ בְּהַנְהָגָתוֹ הָרָעָה אָשֵם הוּא לוֹ,בְּכָל אוֹתוֹ דִּלְדּוּל הַחַיִּים שֶׁבָּא לו  הֲרֵי הוּא שָׂם לֵב לְתַקֵּן אֶת הַמַּצָב. לָשׁוּב לְחֻקֵּי הַחַיִּים, לִשְׁמֹר אֶת חֻקֵּי הַטֶּבַע, הַמּוּסָר וְהַתּוֹרָה, לְמַעַן יָשוּב וְיִחְיֶה וְיָשׁוּבוּ אֵלָיו הַחַיִּים בְּכָל רַעֲנַנּוּתָם.

У рава Кука часто есть предложения длинные и сложные, но ничего страшного: можно их рубить, делить на небольшие части и понимать — после того как ему станет ясно, что он сам, своим неправильным поведением, плохим поведением виноват  бехоль дилдуль ахаим ше ба ло — красиво очень! что он получил из-за своего неправильного поведения? Он получил то. что жизнь его стала более разрежённая, менее концентрированная, он получил жизнь, больше похожую на тень, дилдуль ахаим — не до конца прикреплённый это медулдаль; в нашем случае — менее концентрированный. Тот кто больной, страдает ожирением, или отбил себе полностью чувство вкуса,он уже живой в меньшей степени, человек понимает:рега, а кто виноват? — ага, я с ним знаком! הֲרֵי הוּא שָׂם לֵב לְתַקֵּן אֶת הַמַּצָב.  Когда он понимает, что это всё из-за него самого, он обращает внимание на то, чтобы исправить это дело: לָשׁוּב לְחֻקֵּי הַחַיִּים, לִשְׁמֹר אֶת חֻקֵּי הַטֶּבַע, הַמּוּסָר וְהַתּוֹרָה,

вернуться к законам жизни, соблюдать законы природы,  этики и Торы  — для того,чтобы он мог вернуться и жить, и к нему вернётся жизнь во всей своей свежести.


Ширель: то есть, мотивация такова, что он хочет жить полной жизнью, но не может, и он хочет вернуть себе способность жить полной жизнью?

Натан: очень хорошо и абсолютно верно.


Нехама: достаточно, на самом деле. редкое состояние, потому что люди очень часто  обвиняют  кого угодно, кроме своего поведения в этой жизни.


Натан:да, но проблема в том, что над кем угодно я менее властен, а над своим поведением, всё-таки, немножко. но да.


Алла: Спросить хочу. Это относится к таким состояниям и явлениям, по себе знаю: когда я начинаю себя неправильно вести, может, с кем-то, как-то, — я потом начинаю разбираться, — я всегда заболеваю. Не сразу это поняла, но было много таких испытаний.  Когда я это осознаю, то нахожу выход из ситуации, своего физического состояния. Это немножко имеет отношение, не только физическое поведение, а вот   именно нравственное?


Натан: я думаю, да, но это относится к следующему, потому что мы ещё не дочитали, ведь мы  разделили естественную тшуву на телесную и душевную. Мне кажется, то что Вы говорите, это психосоматика , это уже душевное влияет на телесное, и наоборот;но это тоже относится к первой  тшуве, которая природная, естественная. У тела есть свои болячки, у души свои  и они, конечно, связаны друг с другом, но тшува начинается именно с этого.

Я в своей жизни прочитал какие-то книжки о тшуве, но не помню, может, и есть такое, но я не помню, чтобы  книги начинались с того, что надо не забывать про тело, заниматься спортом, и начинать именно с этого. Всё обычно начинается с того, что всё начинается после (исключение пришло от Рамхаля). Рав говорит, что Всевышний, Он эхад, и все, что Он сотворил: душу, тело, этот мир, будущий мир всё, что Он сделал, это хорошо, Он сделал это для того, чтобы мы могли служить Ему.  Поэтому мы начинаем с тела, мы не боремся с телом, мы с ним дружим,  и первая тшува начинается именно с тела.

הַמֶּדִיצִינָה עוֹסֶקֶת בָּזֶה אָמְנָם הַרְבֵּה, אֲבָל לֹא נִשְׁתַּכְלְלָה כְּפִי הַנִּרְאֶה עֲדַיִן לְגַמְרֵי עֲבוֹדָה גְּדוֹלָה זוֹ, וְלֹא נִמְצָא עֲדַיִן  הַפִּתְרוֹן הַנָּכוֹן לְכָל שְׁאֵלוֹת הַתְּשׁוּבָה הַגּוּפָנִית. עַד כַּמָּה שֶׁיֵּשׁ בִּגְבוּלוֹת הַחַיִּים לְהַחֲזִיר לָאָדָם אֶת כָּל הָאָבוּד מִמֶּנּוּ מִצַּד הַחֲטָאִים מְהָרְסֵי הַגּוּף וְכֹחוֹתָיו.

Я должен сказать, что рав очень макиф, то есть много такого приводит, конечно, каббала, вся Тора, конечно, галаха, но он много приводит и спорит; иногда я просто вижу: он язык цитирует из Даат Твунот, и ещё книжки, которые я не знаю. Много приводит философов: Кант, Спиноза, Шопенгауэр;  ноцрут, буддизм, ислама не встретил, но видимо, есть, это всё внутри, Ницше, —  и это всё не с таким подходом, что мы хорошие,  они бяки; а что хорошего и правильного я могу взять со всем тем, с чем я встречаюсь, не важно где. И этот подход Рава проходит через все его книжки и начинается, конечно, с Даат Твунот, что Всевышний один, и это значит ,  что всё, что создано  в мире, ведёт в конце к Нему, и нет ничего лишнего; поэтому от всего взять хорошее — это та каббалистическая традиция, которую Рамхаль перевел на понятный     язык; а рав  Фридлендер приделал к этому ручки, чтобы можно было приподнять, а рав Кук перевел с языка нигле на язык тахлит, то есть, язык уже того, что надо делать. Но вообще рав, он каббалист гадоль.

Продвинемся дальше немножко. Что мы сказали? — Медицина, — да, она много этим занимается, но ещё не до конца усовершенствовалась, чтобы окончательно закончить эту большую работу, и у неё ещё пока нет верных решений для всех вопросов телесной тшувы, как возвратить человеку то здоровье, которое он сам у себя оттяпал, что-то может возвратить, что-то нет, не до конца. הָאָבוּד מִמֶּנּוּ מִצַּד הַחֲטָאִים מְהָרְסֵי הַגּוּף וְכֹחוֹתָיו.

всё, что потерял из-за грехов, которые  разрушают тело и его силы.

וּכְפִי הַנִּרְאֶה מִקְצוֹעַ שֶׁל תְּשוּבָה זוֹ תָּלוּי הוּא, בְּקֶשֶר חָזָק, בְּיֶתֶר חֶלְקֵי הַתְּשׁוּבָה הָרוּחָנִית — הַטִּבְעִית, הָאֱמוּנִית וְהַשִׂכְלִית.

И видимо, профессия этой тшувы телесной также зависит и тесно связана с остальными составляющими тшувы, это: душевная естественная природная, связанная с верой и связанная с разумом.


Вопрос: то есть это деление условное?


Ответ: И да, и нет. С одной стороны — да, условное:  Всевышний один и всё сходится  к Нему; но пока мы здесь, в этом мире, нам важна эта граница, есть разные части, которые имеют чёткие границы и взаимодействуют одно с другим. душа это не тело, тело не душа но есть взаимосвязь. Одно влияет на другое, в здоровом теле — здоровый дух и так далее, есть тесная взаимосвязь, но это — разные вещи, это — тело, это — душа, очень важно в этом мире — граница, этот мир существует благодаря границе, поэтому мы в иудаизме так ревностно сторожим границы, не потому, что мы хорошие, а вы бяки, а потому, что жизнь строится на том, чтобы мы сохранили эти границы. В будущем мире можно будет жить без границ, но в этом жизнь без границ  и продвижение без границ это не жизнь, это смерть.  Поэтому есть взаимосвязь, но это не одно и то же,  мне кажется, это не условно. Но что очень важно, я не хочу превратить урок в то, что я рассказываю, а вы слушаете. Мне важно тоже понять, что то, что я прочёл, и то, что я понял, — это то, что написано. Я не люблю комментарии, я люблю в первую очередь прочитать то, что написано, и попытаться понять то, что написано; а потом уже — то что я думаю, прочитать какие-то комментарии и  еще что-нибудь другое. Поэтому мне важно вот это вот фит-бек, это мне важно.


Вопрос:Но ведь тело и душа, и граница между телом и душой — это просто допущения для рассуждений, а не то, что есть на самом деле. На самом деле человек, его душевная составляющая, душа, и его тело — это одно, нельзя отделить в реальности  душу от человека, когда они расстаются, душа улетает, и человека нет. Это только  искусственное разделение на уровне рассуждений; ну как в физике — всякие  модели:мы сложное что-то, чтобы понять, делим на части, а потом пытаемся, поняв эти части,  понять общее.


Ответ: с одной стороны, очень интересный подход, потому что в науке мы занимаемся разделением и часто забываем заниматься соединением; и здесь мы будем заниматься соединением. Но путь человеческого познания — разделить и потом соединить, по- другому просто будет каша, в которой мы ничего не сможем понять. Насколько я понимаю, по иудаизму проходит достаточно чёткое разделение: да, человек один и жив только когда душа и тело вместе, но это две разные субстанции, две разные части, и я не уверен, что только умозрительно. Тело до рождения — это был прах, а душа-то была! И после смерти тело уходит, душа остаётся. Теперь, если я с вами соглашусь, какая разница?


Владимир: Разница?! — смех . Разница в том, дело в том, что это всё вместе, сейчас и наука говорит о том, что постоянно идёт обмен между телом и душой,  Вы сами же сказали, что душа влияет на тело, а тело на душу —  то есть это…


Натан: Это сложное взаимодействие… Ну и что? простые как-то… сложное взаимодействие; как мои знакомые говорят:это вам не высшая математика, тут думать надо. Ну и что? Это две субстанции разные, между которыми сложное  взаимодействие, да.


Ширель: Натан, я хотела сказать вот что, если мы возьмём человека, который как образец: человек реально делает тшуву, то мы можем сказать, что его тшува  в большей степени, скажем,  телесно-природная, но это не значит что она на сто процентов   такой чистый образчик  телесно-природной, потому что там, конечно, будет присутствовать что-то эмоциональное, или, может быть, религиозное, а может быть, даже что-то интеллектуальное.


Натан: Вот בדיוק, у нас никогда нет ничего абсолютно чистого. С другой стороны, если мы начнем говорить: во всём есть всё, ну и что? мы будем махать руками, мы никуда не продвинемся, Нам нужно разделить, а потом обязательно не забыть соединить.


Ширель: А чей это комментарий, что   ויהי ערב ויהי בוקר — что Всевышний сначала всё сотворил בערבוביא. а потом разделил, и в мире сейчас всё разделено?


Натан:Не знаю. Но это правильно, очень правильно.


Нехама: А может быть тшува эмунит или руханит без тшува гуфанит?


Натан: Тоже вопрос. А Вы что думаете?


Нехама: Ну есть ведь люди, которые хазру бетшува, носят кипу, тфиллин надевают — и курят.


Натан:  О.к.. Что Вы скажете?


Нехама: Я скажу, что не до конца понимаю


Натан: Не обязательно лахзор бетшува, есть рабаним, которые курят. Сегодня…причём лет, допустим, пятьдесят назад это была рекомендация врачей что, видимо, курение вредит вашему здоровью. на сегодня это не общая рекомендация, это чёткое знание, что вредит, и вредит ещё как положено, — ну и что? у нас сложный многомерный мир, и мой простой  ответ на сегодня: да, может одна тшува быть без другой. И это то, что мы видим. Есть какое-то общее строение, но… Кому-то тело — это тот язык, на котором он говорит, он спортсмен. Если начнёшь говорить про здоровье тела —  о, это его ворота. А кто-то, он картины пишет, для него тело это… один не как другой, другой не как один. У каждого человека четко абсолютно мы видим: одна точка, одна сторона подчёркнута, другие более слабые. Мы видим даже в праотцах: Авраам — хесед, Ицхак — гвура, это суд; они оба праведники, но один такой, другой — вот такой. Яаков — третий. Они неодинаковые. Одинаковые — зачем они нужны вообще? Люди разные, народы разные, общественные движения разные, всё разное.

Я как-то раз слушал интересную-интересную лекцию рава Нойгершеля?   (харедимный рав, я учился у него). Лекция была про любовь, про то, что если все правильно и честно, человек должен сперва любить больше всего себя, своих близких, свою семью; потом свой народ, после этого всё человечество, после этого весь живой мир, после этого весь мир, включая неживой, так? И в тот момент, когда мы видим, что человек любит всё человечество, а свой народ любит не очень — это зиюф, это неправда, это червоточинка.  И это очень красиво, эта лекция, эта постановка вопроса логична. Но мир так не работает, есть люди, которые абсолютно честно ощущают себя сынами человечества, и народ для них  не говорит, и это честно, нет подделки, нет фальши. Есть люди, для которых абсолютно честно спасение живой природы выше всех чаяний всего человечества,  вместе взятого, это тоже честно.


Ширель: Вот рав Кук, у него есть шир пашут кафуль мешулаш меруба…


Натан: Да-да-да,  это в монографии есть, великолепная вещь! И я вот уже дошел до этой песни, пару месяцев назад, что называется, догрызся до неё. Именно это! По здравому смыслу мы как думаем? Строится один этаж, на нём второй этаж,  третий этаж, четвёртый, так пирамида выстраивается. А что мы видим реально? Всё не так работает, совсем не так. Каждый этаж выстраивается сам по себе, а в конце концов это будет всё  объединено. Это общий взгляд кабалы, иудаизма, вообще это взгляд на мир. У нас прошло шесть тысяч лет, и что поменялось? Где мы? Гораздо всё лучше? Весь мир постоянно совершенствуется — это основная вера иудаизма, что мир идет и совершенствуется, становится лучше. С другой стороны войны, разбой, всё, что вы хотите. Зла стало меньше? Нет, не меньше, зла много. Тогда чем занимается Всевышний шесть тысяч лет? Если он шесть тысяч лет учит человечество и ничему не научил, значит, это уже про Всевышнего — плохой учитель!

А картина не такая, что весь мир в целом линейно идет и совершенствуется, а усовершенствование мира происходит именно так: мир разбит на

части, каждая частица мозаики, как в этой песне, сама себя строит, она сама кристаллизуется, с тем чтобы в конце концов всем частям слиться в полную  картину, а не происходит наращивание, как в лекции рава Нойгершеля сначала так, потом так, потом так, это всё очень красиво, но если мы посмотрим реально на жизнь, жизнь так себя не ведёт, жизнь — это Всевышний.

Возвращаясь к вашему вопросу. Будь я по-младше и по-агрессивнее, я бы сказал:  да нет,  как же он может курить, когда он это самое, что он себе позволяет,- а сейчас я понимаю, что мир продвигается вперед в обязательном порядке аль ядей того, что каждая идея кристаллизуется сама по себе, с тем чтоб потом уже слиться с другими.  Поэтому  мой ответ что да, может быть.

Теперь, как правильно, что верно? Я не знаю; но моё чёткое мнение на сегодня, что чётко и однозначно да, может, и каждый начинает с того, что ему говорит  —  ло медабер, кен медабер — есть дворец, есть тысяча дверей, и каждый входит в ту, которая ближе , но ты зашел, ты внутри.


Владимир: А из чего проистекает уверенность, что вся эта мозаика должна слиться в хорошую картину, почему это вообще должно произойти, из чего следует?


Натан: Из первого пасука в Торе: берешит бара Элоким эт ашамаим веэт аарец. Мы читаем этот пасук, и понимаем, что мир создал Всевышний. Мы читаем следующий пасук:веаарец айта тоу — ой-ой-ой! Кошмар!   И из этого кошмара мы поднимаемся ступенька за ступенькой, и что мы выигрываем? Что мы полноправные шутафим — подельники, компаньоны Всевышнего в сотворении мира. Не больше, не меньше.

Это тоже из Рамхаля, очень советую, даат твунот, это тоже серьёзная толстая книжка, но у неё очень качественный перевод, классный, выверенный. В моих глазах, это предисловие к раву Куку. Рав Кук — это уже следующая ступень, потому что там подспудно те вещи, которые здесь прямым текстом проговариваются, но если мы начнем ещё до рава Кука такую книжку учить… нужно, конечно, но, ребята!… (смех)



יוֹתֵר פְּנִימִית הִיא הַתְּשׁוּבָה טִּבְעִית הַנַּפְשִׁית וְהָרוּחָנִית.

— А, это мы переходим к следующему уровню…


Натан:Более внутренняя, более глубокая, это тшува природная, которая связана с душой и духовностью הוּא מַה שֶׁקּוֹרְאִים «מוּסַר כְּלָיוֹת», то что называют совесть, естественная

моральная,…

— Буквально: “ обитающая  в почках”?


Натан:Да, мусар клайот это естественная… это совесть, “обитающая в почках”, — да, она  из мяса.

— Надпочечники, может быть?

— Не просто метафора, а есть какой-то глубокий смысл?


Натан: Да, но не знаю какой.


— Нет, это просто так называется:מַה שֶׁקּוֹרְאִים «מוּסַר כְּלָיוֹת.


Натан: Нет, можно сказать, что почки и печень это органы, которые занимаются чисткой; и мусар, совесть — это тоже орган, который занимается чисткой. Человек, у которого почки отказали, это сразу на диализ, это не есть хорошо, слишком много мусора остаётся. По-русски совесть, на иврите называется мусар клайот. Естественное чувство, природное, что такое хорошо, что такое плохо. Кстати, став взрослым, я понял, что “крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха”, — это самый сложный вопрос вообще. Потому что очень часто то, что выглядит хорошо, и мы думаем, что хорошо, оказывается “хотели как лучше, получилось как всегда”.

טֶבַע הַנֶּפֶשׁ הָאֱנוֹשִׁית הוּא לָלֶכֶת בְּדֶרֶךְ יְשָׁרָה, וּכְשֶׁסָּר מִן הַדֶּרֶךְ, כְּשֶׁנָּפַל בְּחֵטְא, אִם נַפְשׁוֹ עֲדַיִן לֹא נִשְׁחֲתָה לְגַמְרֵי, הֲרֵי הַחוּשׁ הַזֶּה שֶׁל הַיַּשְׁרוּת מַדְאִיב אֶת לְבָבוֹ וְהוּא מִתְמוֹגֵג מִכְּאֵב, וְהוּא מִזְדָּרֵז לָשׁוּב לְתַקֵּן אֶת הַמְעֻוָּת, עַד אֲשֵׁר יַרְגִּישׁ כִּי נִמְחָה חֶטְאוֹ.

 Итак:טֶבַע הַנֶּפֶשׁ הָאֱנוֹשִׁית הוּא לָלֶכֶת בְּדֶרֶךְ יְשָׁרָה — природа человеческой души идти прямой дорогой…

— Что значит: прямой дорогой?


Натан: Прямо .

— А Яаков?

— А что Яаков?

— А он ходил вот так вот…


Натан: Отлично. Хазаль называют Яакова, что его суть — эмет, правда. И есть ещё интересная вещь: мы говорим про Авраама авину, что он — хесед. Чем занимался Авраам авину?


— он привлекал… приглашал в гости…

— копал колодцы…

— нет, он не копал…


Натан:А ещё он принёс в жертву собственного сына.

— согласился принести…

Натан: зе маасе хесед, правильно? — смех — Почему так происходит? Если мы посмотрим, Яаков действительно эмет. Когда он спорит с Лаваном, в конце он говорит:смотри, мы ведь с тобой родственники, 20 лет я у тебя торчу, иголку найди из твоего у меня! Это действительно прямой человек. Почему он ворует у Эйсава? Почему Авраам, который хесед — в Торе это не написано, много в мидрашах — поэтому очень важно в моих глазах всегда  прочитать сначала то, что написано, а мидраши  потом — про Авраама не написано много, где он там сделал хесед: он поругался с Лотом, воевал с царями, заклал собственного сына… Хесед,  он в мидрашах; есть там хесед. но… почему происходит, что Авраам, который хесед, вынужден делать маасе ахзари? Яаков, который эмет, вынужден врать?


Нехама: летакен немножко свой хесед, или эмет.


Натан: Отлично. вот и ответ, правильно. Во-первых, чтобы мы не возомнили, что моя дорога служить Всевышнему, это единственно правильная дорога. Если правильно идти по дорогам, так что, не всё, что есть в мире создано, чтобы служить Всевышнему? Если в мире есть ложь, то ею иногда можно и даже нужно служить Всевышнему. Если есть в мире жестокость, иногда есть место и время для её правильного приложения. А хесед это фуя, сказано про арайот, про отношения с собственной сестрой: ки хесед ху; слишком много хеседа — ничего хорошего не выйдет, нужны границы, которые мы упоминали. Всего слишком много это плохо. В моих глазах, Тора это именно изун, именно равновесие, где должна проходить граница между хесед и гвурой. Миллиметр  вправо, миллиметр влево приравнивается к побегу. Это потому что, во-первых, Всевышний всё создал и всё, что есть в мире, нужно чтобы служить Ему, а во-вторых, слишком  много хеседа — плохо.  Я никому никогда не врал и не вру. Если ко мне придут и спросят, не прячу ли я у себя еврея, я не смогу соврать. Есть место и время, когда мицва — врать. правильно.


Владимир:-То есть, когда мы говорим о том, что движение должно быть прямо, это только направление, вектор движения. А наш реальный путь, он вот такой, вокруг этого вектора.


Нехама: В Израиле это очень хорошо видно, когда тебе говорят: езжай по дороге прямо… (смех)


Натан: Обратите внимание, что говорит Рав: что человеческая душа изначально создана прямой, хорошей, простой; и в этом, как я вижу, Рав очень отличается от всех остальных. Потому что всё остальное так: душа, тело, тело, душа, — если без Торы, без ничего,- естественно, сразу  уже криво. Рав говорит: не так, человеческая естественная душа, без того что ты трогаешь её, это прямо, это естественное душевное движение; и  то что Рав говорит дальше, это то, что называется совесть.וּכְשֶׁסָּר מִן הַדֶּרֶךְ  когда ты сбиваешься с дороги,כְּשֶׁנָּפַל בְּחֵטְא когда падаешь в грех, אִם נַפְשׁוֹ עֲדַיִן לֹא נִשְׁחֲתָה לְגַמְרֵי если ты ещё не угробил полностью собственную душу הֲרֵי הַחוּשׁ הַזֶּה שֶׁל הַיַּשְׁרוּת מַדְאִיב אֶת לְבָבוֹ וְהוּא מִתְמוֹגֵג מִכְּאֵב  и это чувство прямоты начинает тебя колоть, начинает тебя мучить сильно, и ты начинаешь извиваться от боли;  это уже не физическая, это душевная боль. Но мы ещё не дошли ни до эмуни, ни до сехли,- это то, что связывает всех людей, которые люди. Мы еще до евреев не дошли, это просто чисто  человеческие качества, это тело, это душа,  и тшува начинается с этого.וְהוּא מִזְדָּרֵז לָשׁוּב לְתַקֵּן אֶת הַמְעֻוָּת Тогда человек старается быстренько пойти и исправить עַד אֲשֵׁר יַרְגִּישׁ כִּי נִמְחָה חֶטְאוֹ.  до тех пор пока не почувствует, что его грех стёрт.חֵלֶק זֶה שֶׁל  הַתְּשׁוּבָה הוּא מְסֻבָּךְ הַרְבֵּה מְאֹד эта часть тшувы очень запутанная. Конечно, вместо того, чтоб пойти и исправить, человек может сделать то, что называется адхака — отталкивание: переложить на другого, он может начать хитро и сильно бороться с собственной совестью, но — есть совесть, ты можешь с ней бороться, загонять в подсознание, но это то, как ты создан.תָּלוּי הוּא בִּתְנָאִים רַבִּים, פְּנִימִיִּים וְחִצוֹנִיִּים да, это сложная борьба, зависит от множества условий внутренних и внешних וְיֵשׁ בּוֹ כַּמָּה דַּרְכֵי הֲטָעָה и в ней есть некоторые дороги, которые  тебя путают, как адхака, когда совесть говорит одно, и самое правильное это быстро пойти и исправить, а ты говоришь:  нуу есть ещё варианты,    שֶׁחוֹבָה הִיא לְהִשָּׁמֵר מֶהֵם нужно сохраняться от этих неправильных дорог, אֲבָל מִכָּל מָקוֹם הוּא אַחַד הַיְסוֹדוֹת, שֶׁתֹּכֶן הַתְּשׁוּבָה נִשְׁעָן עֲלֵיהֶם.  но в любом случае, это одна из основ, на которые тшува опирается.

Давайте подытожим: мы разделили тшуву на три части, природную, связанную с верой и с разумом, и разобрали естественную. Естественную мы  разделили на две части, телесную и  духовную. Сказали, это то, что относится к человеку как таковому.  Есть то, что против тела, когда ты прекращаешь, исправляешь, идёшь к врачу и так далее: спорт здоровый образ жизни; и второе — это совесть, простая, обыкновенная совесть.

Книга светлая: человек создан прямым, это хорошо, мы вот так, и мы вот так, но человек, -Я-, внутри я беседер. Может, много чего наросло, налипло и так далее, но внутри ощущение такое: изначально я — нормален; и своим ощущениям доверять, верить, и то что ты думаешь, и то что ты чувствуешь. Если  тот, кто напротив меня старше, умнее, больше учился, но мне кажется по-другому,   надо проверить, что он говорит, я от этого просто так не отступлюсь, я проверю его слова, потому что я тоже не просто так.


Владимир:Да, и если человек действительно так будет  о себе думать, то и тело вынуждено будет подстроится под эти  мысли, в смысле здоровья.


Натан:Но это хорошо! В нашем поколении, то что мне кажется, нужно учить, что человек хороший, а не плохой. Это то, чего не хватает сегодня.

Закончили первую часть из трёх. Давайте немножко посмотрим, что у нас впереди. Чем эта книга удобна, что каждая глава маленькая, это во многих книгах, что я учу. Есть маамарим, которые длинные, но каждая глава, она маленькая. Эта — страничка, следующая — пол странички, следующая, третья — страничка с хвостиком, четвёртая —  две странички, но разделена на одиннадцать параграфов. Это нам удобно тем, что можно отгрызать потихонечку.   Пятая часть — там восемь параграфов, и дальше начинает уже быть параграфами, каждый параграф, каждый абзац не очень большой, а нам и не нужно начинать изучать что-то огромное, а каждый раз   откусить кусочек и хорошо его пожевать.