Орот аТшува гл. 8
1. Боль, ощущаемая в идее тшувы, в самом ее начале, происходит от разрыва, когда больные органы души, которым нет исправления, пока они соединены в единое целое с организмом души, портят всю душу и повреждают ее. И посредством тшувы они отделяются и отрываются от основной сущности души. И каждый такой отрыв приносит с собой боль, как боль, когда ампутируют больной орган тела из медицинских соображений. И это есть наиболее внутренние страдания, посредством которых человек выходит на свободу из темноты рабства своих грехов и низменных страстей и их горьких последствий. Подобно тому, как по закону Торы раб, которому хозяин выбил зуб или глаз, выходит на свободу. «Счастлив человек, которого наказывает Вс-вышний и из Торы твоей научишь его»
2. Великая боль, пронизывающая душу посредством идеи тшувы, хотя иногда это выглядит как страх перед наказанием, но ее внутреннее содержание на самом деле — угрызения совести, которыми терзается душа, ибо грех причиняет ей боль, ибо противоречит всей сути ее жизни, и эти угрызения совести очищают ее. И человек, сознающий своим внутренним сознанием великое благо, сокрытое в этих терзаниях души, принимает их с полной любовью, и они успокаивают его. И тем самым он поднимается на много ступеней выше, и учение его сохраняется в нем, и его внутренний характер совершенствуется, и следы, оставленные на нем грехами — стираются, и превращаются в добрые знаки, выражающие благородство его души.
3. Каждый грех причиняет сердечную боль, ибо он разрушает единство между отдельной личностью и мирозданием, и эта боль излечивается лишь посредством тшувы, когда изливается на него свет высшего изобилия идеальной реальности. И тогда возвращается к грешнику ощущение себя частью целого, и ощущение своего места в этом целом, и снова начинает светить внутри него, и раскаялся, и излечил его.
Однако основное огорчение не происходит из самого греха, но из основы греха, и из содержания движения души, противоположному порядку сущности, изливающемуся прямым Б-жественным светом во всей организованной материи. И поэтому те, чья душа дурна изначально, корень их грехов коренится в их убеждениях, устремлениях и характерах их сердца, это обладатели «дурного глаза», которым мир видится настолько черным, что они не находят в нем ничего хорошего вообще. И это они постоянно жалуются на мир и на жизнь, обладатели черной желчи, и их насмешка над всем мирозданием лишь смех глупца, не способного постичь, что Б-г благ для всех.