В Талмуде есть такая байка - Хазаль один раз насточертело все что делает дурное начало в мире. Поймали они это самое "начало" и посадили под замок на три дня.
Предсказуемо, но дети перестали зачинаться, и яйца перестали нестись... Через три дня искали свежее яйцо для больного и не нашли... Тогда Хазаль решили снова выпустить дурное начало на свободу
Сказка ложь да в ней намек. Человек способен убить свое "дурное начало" постом, как говорится в Тании. Только после этого он будет неспособен вообще что то делать в этом мире (не только плодиться и размножаться - любая деятельность в этом мире основана в той или иной степени на "йецер" - прославиться, реализоваться и т.д. - это все разные виды "йецеров").
Хорошо если его "йецер" только три дня сидит в чулане. Выбежит и побежит. А если тридцать лет?
Рав Кук, кстати, в Орот аТшува говорит открытым текстом о том, что тшува ослабляет человека, и уподобляет процесс (нижней) тшувы "электрошоку". Дальше, по раву Куку, должен прийти через высшей тшувы, наоборот, укрепляющей силы человека и наполняющей его энергией.
Может, я заснул по дороге и пропустил станцию с названием "высшая тшува"?
Есть, несомненно, крайние случаи. И о них тоже речь. Но почему большинство баалей тшув (включая меня самого) производят впечатление людей с подрезанными крыльями? Где мое желание изменить мир, сделать что то значимое, которое было у меня в молодости? Что осталось от него?