Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

568

 

 «Шофтим»

5 элула 5761 года

24/8/2001

ПРАВОСУДИЕ И ПРАВО НА ЗЕМЛЮ

«Судей и стражей поставь себе… чтобы судили они народ судом праведным. Не отклоняйся от правосудия, не лицеприятствуй и не бери взяток, ибо взятка ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведных. К справедливости, к справедливости стремись, дабы был ты жив и овладел страной, которую Б-г… дает тебе».

Порой  кажется,  что вопросы судопроизводства рассмотрены в Торе куда подробнее и глубже, нежели темы, которые мы назвали бы религиозными или духовными.

А поскольку Тору мы с вами корректировать не будем, то придется, видимо, менять наши с вами представления о важном и второстепенном, о духовном и земном.

В еврейском мировосприятии нет привычного для европейской цивилизации деления на высокое и низкое. Тому, кто считает, что религия – это молитва и пост, Тора говорит: Вс-вышний ждет от вас не только этого. Он хочет, чтобы вы построили общество и образ жизни, в которых не будет места насилию, беспределу. Талмуд передает слова Вс-вышнего: «Пусть даже Меня оставят, лишь бы Тору Мою соблюдали».

То есть справедливость и человечность (а это не всегда одно и то же) в обществе важнее для Вс-вышнего, нежели наши молитвы и посты.

Правила судопроизводства в начале главы «Шофтим» изложены ясно и недвусмысленно, и только повтор «к справедливости, к справедливости стремись» словно требует: истолкуй меня!

Раби Симха-Бунем из Пшисухи комментировал его так:

«Цель не оправдывает средства;

даже к справедливости следует идти только справедливыми путями».

В Вавилонском Талмуде («Сангедрин», 326) мы находим иное толкование: «Учили мудрецы: «К справедливости, к справедливости стремись» – иди к раби Элиэзеру в Лод, к раби Йоханану бен Закаю в Брор-Хаиль, к раби Йегошуа в Пкиин, к рабану Гамлиэлю в Явне, к раби Акиве в Бней-Брак, к раби Хананье бен Традьону в Сихнин, к раби Йоси в Ципори, к раби Йегуде бен Бтейра в Нецивин…»

Казалось бы, в наше время этот список блестящих мудрецов прошлого мало чем может нам помочь. Даже если мы отправимся в Лод, раби Элиэзера мы там не найдем.

И все же следует внимательно перечитать список: мудрецы, перечисленные в нем, жили в разных поколениях.

Об этом-то и говорит Талмуд: каждый из нас должен искать справедливого суда у мудрецов своего поколения, не сетуя на то, что в прошлом и мудрецы были мудрее, и праведники – праведнее.

И еще одно не вполне ясное место в начале главы: «К справедливости, к справедливости стремись, чтобы был ты жив и овладел страной, которую Б-г… дает тебе».

Каким образом владение землей связано с правосудием по Торе?

Р. Шнеур-Залман, Алтер Ребе, приводил два объяснения этому стиху: если евреи в своей стране будут руководствоваться законами Торы, то народы будут говорить, что это их страна испокон веков и им положено там жить.

Если же евреи будут использовать Тору только как «купчую» на землю, а жить станут по законам других народов, те скажут: если вы сами не верите в Тору, то на каком основании вы требуете права на Землю обетованную?!

В какой-то мере мы видим это и сейчас. Несмотря на то, что в Коране по крайней мере дважды явно сказано о праве евреев на обетованную землю (а в одном случае им прямо сказано: идите же в ту землю, куда вел вас Муса, то есть Моше), арабы говорят: то были сыны Израиля, которые получили Таурат (Тору), а это — яхуд: разноплеменный сброд.

Чтобы эти слова не показались крючкотворством, приведу цитату из воспоминаний одного из первых переселенцев из России в землю Израиля: «Шейх сказал: пока сюда приезжают евреи, нам нечего опасаться. Евреев мы били и будем бить. Вот если объявятся сыны Израиля — тогда дело наше плохо. Им Сам Творец эту землю отдал».

ШОФТИМ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад ha-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

Судей и стражей поставь себе, чтобы судили они народ судом праведным. Не отклоняйся от правосудия, не лицеприятствуй и не бери взяток, ибо взятка ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведных. К справедливости, к справедливости стремись, дабы был ты жив и овладел страной, которую Б-г дает тебе.

Если найдется в среде твоей человек, который совершит зло в глазах Б-га, нарушив союз с Ним, и станет служить богам чужим, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, то проведи подробное расследование, и если окажется, что все верно: совершена мерзость эта в Израиле, – то выведи мужчину того или женщину ту, которые сделали это зло, к вратам твоим, и забей их камнями до смерти. По словам двух или трех свидетелей смерти будет предан подлежащий ей; не может он быть казнен по словам одного свидетеля. Рука свидетелей поднимется на него первой, чтобы убить его, а рука всего народа – после; искорени же зло из среды твоей!

Если неясен будет тебе какой-нибудь закон, то встань и взойди на место, которое изберет Б-г, и приди к Koгaним, левиим и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе, каков закон. И поступи по слову, которое они скажут тебе с того места, которое изберет Б-г, и точно делай все, как они укажут тебе. По учению, которое они укажут тебе, и по закону, который они скажут тебе, поступай. Не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево. А человек, который поступит злонамеренно, не слушаясь когена, который стоит, чтобы служить там Б-гу, или судьи, умереть должен; искорени же зло из Израиля!

А весь народ услышит, и ужаснется, и не будет злонамеренно поступать впредь. Когда придешь ты в страну, которую Б-г дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней, и скажешь: «Поставлю я над собой царя, подобно всем народам, что вокруг меня», – то поставь над собой царя, которого изберет Б-г; из среды братьев твоих поставь над собой царя, не можешь поставить над собой чужеземца, который не брат тебе. Только пусть не заводит он себе множество коней и не возвращает народ в Египет для разведения их; Б-г же сказал вам: «Не вернетесь вы этим путем более». И пусть не обзаводится он множеством жен, дабы не развращалось сердце его, и пусть не умножает он себе серебра и золота чрезмерно. А когда взойдет он на престол царства своего, пусть спишет себе свиток Торы с того, что у кoганим и левиим, и пусть будет свиток при нем, и пусть читает его царь во все дни жизни своей, чтобы учился он бояться Б-га и соблюдать все слова Учения этого и установления эти, чтобы исполнять их; чтобы не возносилось сердце его над братьями его и не отступал он от заповеди этой ни вправо, ни влево, чтобы продлились дни его в царстве его, его и сыновей его среди Израиля.

Не будет у коганим и левиим, у всего колена Леви участка и удела с Израилем: огнепалимыми жертвами Б-га и тем, что Он посылает, пусть питаются они. Удела же не будет ему среди братьев его: Б-г – удел его, как говорил Он ему. Колено Леви избрал Б-г из всех колен твоих для служения во имя Б-га – его и сыновей его во все дни. И если придет левы из каких-либо врат твоих во всем Израиле, то пусть придет по полному желанию души своей на место, которое изберет Б-г, и служить будет во имя Б-га, как все братья его, левиим, стоящие там пред Б-гом.

Когда придешь ты в страну, которую Б-г дает тебе, не учись совершать мерзости, какие совершали народы, жившие там. Да не найдется у тебя никого, кто проводил бы сына своего и дочь свою сквозь огонь, колдуна, гадателя, вызывающего духов, знахаря или вопрошающего мертвых. Ибо мерзость пред Б-гом всякий, делающий это, и за мерзости эти Б-г изгоняет народы перед тобой.

Прост будь с Б-гом. Ибо те народы, которых ты изгоняешь, волхвов и кудесников слушают они, а тебе иное дал Б-г: пророка из среды твоей, из братьев твоих, подобного мне, поставит тебе Б-г – его слушайтесь.

Обо всем, что просил ты у Б-га у горы Хорев: «Да не услышу я более голоса Б-га моего, и огня великого этого да не увижу более, чтобы не умереть мне», – сказал Б-г мне: «Хорошо то, что они говорили. Пророка поставлю Я им из среды братьев их, подобного тебе, и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить им все, что Я повелю ему.

А с человека, который не послушает слов Моих, которые тот говорить будет от имени Моего, Я взыщу.

Но пророк, который злонамеренно будет говорить от имени Моего то, чего Я не велел ему говорить, и который будет говорить от имени богов иных, должен умереть».

А если скажешь в сердце своем: «Как узнаем мы слово, которого не говорил Б-г?» – помни: если говорить будет пророк от имени Б-га, но не сбудется слово его и не подтвердится, – то это слово, которого не говорил Б-г, злонамеренно произнес его пророк, не бойся его!

Беседа Ребе

В недельной главе сказано: «И если придет леви из каких-либо врат твоих во всем Израиле, то пусть придет по полному желанию души своей на место, которое изберет Б-г, и служить будет во имя Б-га, как все братья его, левиим, стоящие там пред Б-гом». Раши поясняет, что коганим были разделены на 24 группы (череды), каждая из которых получала в определенное время право явиться в Иерусалим и совершить служение. В то же время всякий, кто приходил в Храм не в свою череду, получал все же право принять в служении равноправное участие (так следует из процитированного стиха). Более того, и в дни больших праздников (регалим) коген, пришедший не в свою череду, принимал полноценное участие в служении. Это и понятно: коген, человек с обычными житейскими заботами, живущий вдалеке от Иерусалима, бросает все дела и пускается в нелегкий путь, чтобы удостоиться права служения Вс-вышнему. Как можно помешать ему в этом?!

Рамбам говорит, что в наше время всякий еврей может нести служение, заменившее служение колена Леви. И если еврей готов отложить в сторону личные проблемы и дела и всецело посвятить себя служению Вс-вышнему – оно будет принято с любовью, как служение леви. Имя Леви («сопровождающий», «идущий вместе с…») содержит в себе намек на особую близость ко Вс-вышнему. Леви в таком аллегорическом смысле слова может действительно стать каждый, кто чувствует в душе истинное желание идти с Б-гом, служить Ему. В этом случае, пишет Рамбам, человек уподобляется леви и тем, что отказывается от удела в жизни. Соответственно и награда добровольно пришедшего особенно велика, как сказано в недельной главе о леви: «Б-г — удел его».

Да и не только левиим уподобляется такой человек, его истинный духовный уровень Рамбам оценивает как более высокий, нежели у первосвященника в дни Храма.

Левиим, служившие в Храме, были обеспечены всем необходимым, чтобы полностью освободиться от всех забот, не связанных со служением. Так же и в наши дни Вс-вышний дарует всем, кто готов забыть о жизни ради Него, пропитание и поддержку. И, если так обстоит дело в материальной сфере, то тем более Вс-вышний позаботится и о духовных силах, которые нужны человеку для успешного служения.

Еврей, проявляющий готовность к самопожертвованию, немедленно получает от Вс-вышнего признание и помощь, вне всякой связи с тем, делает ли он это «в свой черед» или нет.

ФЕНОТИП И ГЕНОТИП

р. А. Штейнзальц

Если вы хотите составить представление о жителях какой-либо страны, познакомьтесь с ее евреями. Английский еврей – квинтэссенция англичанина, а французский еврей – более француз, чем сами французы.

Впрочем, ни евреи, ни французы этого не признают, заметить это может только посторонний глаз. Ну, в самом деле, вы считаете, что русские евреи похожи на русских? Разумеется, нет. Попробуйте теперь задать тот же вопрос человеку, не являющемуся ни русским, ни евреем. Или подумайте, почему в ваших глазах евреи из арабских стран похожи на арабов. Ответ прост: потому же, что и вы похожи на русских. Речь здесь не идет об ассимиляции: еще три поколения назад смешанных браков не было совсем. Но мимикрия была.

Надо выжить. А чтобы выжить, надо быть незаметным. Вот урок, который усваивает тот, кого часто бьют.

Еврею нужно носить маску, впитывать язык, необходимо быть актером, чтобы выглядеть таким, как все вокруг. Это можно наблюдать даже на членах одной семьи. У многих из нас есть родственники в разных уголках света. Собираются кузены на семейное празднество – и что же мы видим? Кузен Майкл — американец, кузен Алекс — израильтянин, а кузина Софа и ее детки – типичные белорусы. Но ведь их родители братья!

Века преследований развили в евреях необыкновенную способность подражать, перенимать жесты, походку, словечки и интонацию. Посмотрите на выражения лиц, на то, как люди движутся, на их мимику и пластику – вот то, что создает образ, а это черты гораздо более характерные, чем форма носа или оттенок кожи. Это адаптация людей, которые все время живут на чужбине и очень цепко держатся за то, что составляет характер данного места.

Ситуация в некотором роде анекдотичная: евреи часто говорят на более правильном языке, чем коренное население, лучше разбираются в литературе и истории этого народа, в местной политической жизни. Копия в известном смысле превосходит оригинал!

Если на евреев так сильно влияет окружение, почему в Израиле все так не похожи друг на друга? Полагаю, это пройдет. Только потребует времени. Здесь есть одна особенность: в Израиле перед евреем нет модели. Когда-то, на заре государства, такая модель была. Вы слышали выражение «детки «Тнувы»»? Мечта сиониста-кибуцника. Воображаемая, конечно. Все в одинаковых шапочках, шортах, сандалиях, идут строем и поют хором. Разве заметишь тут несходство лиц, характеров? Все одинаковые…

Но это, к счастью, не привилось. Хотя был создан типаж: жесты, прическа, мимика. Как поется в старой песне: «Венизкор эт кулам…» («Так запомним их всех [– чуб волной и душа нараспашку…]»).

Сегодня этот образ больше не идеал. Что-то от типажа еще можно наблюдать в армии. Армия без унификации невозможна. Но в обществе в целом…

Этнические вопросы давно занимают меня. Я много наблюдаю за жизнью евреев из разных общин. В Израиле и сегодня браки чаще всего совершаются внутри одной общины. Но около четверти браков — межобщинные. А это значит, что если так будет продолжаться, то через несколько поколений все перемешаются. Конечно, это всего лишь прогноз, но он отражает тенденцию.

Идея «плавильного котла» давно отвергнута, никто не настаивает больше на нивелировании и унификации. Но у попыток создать единый народ путем отказа от всего принесенного извне имелись исторические причины.

Прибывала очередная волна алии, кто мог позволить себе роскошь изучать незнакомую еврейскую культуру новой этнической общины? Думали переплавить все в общем котле и получить унифицированного еврейского жителя Израиля. Не вышло. Что-то, может, и переплавилось, но благородные ценности общин этой участи избежали, сохранились. А из половинок людей целые человечки не складываются.

Любая эмиграция сопряжена с потерями. Одна из потерь – культура. Новое место навязывает (порой ненамеренно) иную культуру. Чем быстрее иммигранты смешаются с другой общиной, тем поверхностнее они освоят эту культуру и тем менее они и их дети будут ценить прежнюю. Но если этническая группа на новом месте не поспешит слиться с евреями из других общин, то ее знакомство с новой культурой будет полноценнее, а укорененность в своей – осознанней и глубже.

Ницше восхищался «удивительной и достойной подражания» еврейской чертой: умением приспособиться к любым условиям и пережить любые катаклизмы.

Согласен ли я с его восхищением? Нет. Представим себе старого актера. Вот он сидит в последний раз в своей гримерной. Снимает грим. Что видит он в зеркале? Кто он на самом деле? Он сыграл так много ролей, что успел забыть, как выглядит без грима. Есть ли у него свое лицо? Хамелеон может менять окраску. Но тогда какого же цвета хамелеон? Зеленый? Серый? Должен же у него быть свой цвет!

Сколько талантливых учителей русской литературы приехало в Израиль! Они жили своим делом, у них талант. Но что в их работе принадлежало им, а что – чужому народу, который (в целом) никогда их своими не считал и своей культуры им на откуп не давал? Вот мы и нащупали болевую точку. Если даже духовная жизнь еврея оказывается заемной, чужой, что же свое, неизменное?

Даже если еврей сам не задает себе этот вопрос, это не решает проблему. Ведь при всем нашем сходстве с окружением оно-то знает, что мы евреи. Получается, что евреи с момента рождения обречены на раздвоение личности. Две жизни, иначе нет места своей, остается только чужая, нет лица, есть только маска.

И евреи во все времена (точнее, до последнего времени) помнили об этом и сохраняли дистанцию.

Отсюда всегда, в любой стране, — знание нескольких языков, своего и чужого.

Сохранить дистанцию от нееврейского окружения – вот в чем была задача евреев, преданных своей традиции. Они сохраняли дистанцию не потому, что боялись чужой культуры. Их просто заботила судьба своей! Они не маски боялись, а потери своего лица.

Мы живем среди евреев; казалось бы, опасность потерять лицо миновала. Но это не так. Модель для подражания по-прежнему находится вовне. Мы, израильтяне, не подражаем какому-то определенному народу. Мы подражаем некоему абстрактному гою.

Окончание следует.