Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

556

 

Восхождение №556

Недельная глава

«Насо»

10 сивана 5761 года

1.6.2001

В ЧЕМ ВИНА АСКЕТА?

«И сказал Б-г, обращаясь к Моше, так: «…если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром… от вина и хмельного должен воздерживаться… бритва да не коснется головы его…и не должен он подходить к умершему… во все дни обета его свят он…»»

Текст Торы, казалось бы, не оставляет сомнений: назир — святой человек, аскет, отказывающийся от земных радостей ради служения Всевышнему. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Многое из того, что мы привыкли считать универсальным, общечеловеческим, имеет вполне определенные исторические корни и контекст. Во многих случаях -нееврейский. В частности, наше предположение что в религиозной табели о рангах аскет занимает почетное место, не согласуется с традиционным еврейским подходом. Намек на это мы находим в самом отрывке о назире: «…и в день окончания обета принесет он жертву всесожжения и жертву за грех».

Оказывается, то, что мы приняли за подвиг веры, следует завершить. .. жертвоприношением во искупление греха! Естественное недоумение: в чем же состоит грех назира? — приводит нас к вопросу, носящему более общий характер: приемлема ли аскеза как путь жизни? Следует ли человеку «умерщвлять плоть», неизбежна ли война духа с телом, да и желательна ли она?

И еще один намек на непростое отношение к обету назира: хотя нам и привычен перевод «…если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром… », но более внимательное чтение текста в оригинале даст интереснейшую информацию к размышлению. Сказано так: «…иш о иша ки яфли линдор недер назир…». Корень слова «яфли» (пэй-ламед-алеф) означает «чудо, странное явление». А потому весь стих можно перевести на русский куда и более выразительно: «… если кто учудит стать назиром…». Разумеется, такой «перевод» неточен и не соответствует мнению комментаторов, толкующих слово «яфли» как «отдалиться от мира». Но и во всякой шутке есть, как известно доля правды.

Талмуд говорит: вина и грех назира состоят в том, что он не нашел иного пути к святости, кроме самоограничения и отдаления от людей.

Его сознательный выбор представляет собой побег — от общества, от удовольствий и соблазнов. Такая, на первый взгляд, самоотверженность оказывается проявлением духовного эгоизма.

Да, назир заслуживает похвалы за то, что боится нанести ущерб своей душе, но разве мы живем только для себя?

Идеал Торы сложнее и человечнее, он не вписывается в черно-белую дихотомию между аскезой и вседозволенностью. Тора не ставит нас перед выбором: быть ангелами или животными. Следует оставаться человеком, жить среди людей, не «усмирять» тело, а научить его жить в ладу с душой.

Необходимо отметить при этом, что назирут не осуждается однозначно, мудрецы видят в нем и положительные элементы. Потому-то он и остается легитимным и не запрещен Торой.

Более того, многие великие люди прошлого принимали на себя обет незирута, а иерусалимские старожилы еще помнят «Иерусалимского назира», р. Давида Когэна, математика и знатока Торы, секретаря р. Кука и отца нынешнего раввина Хайфы.

Итак, поступок назира, обет данный им, его жизненный выбор, могут принимать различную — положительную или отрицательную — окраску в зависимости от конкретных особенностей личности и обстоятельств.

А жертва за грех, приносимая назиром во времена Храма, призвана напомнить ему, что в сложном мире нет простых решений. Святым нужно и можно быть не в тепличных условиях, а в невыдуманном мире людей.

Жаль, что в современном иврите слово «назир» используется самым нелепым образом. Хорошее слово, стоит ли пачкать?

НАСО

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется , прочесть это краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский ячык («Мосад а-рав Кук» , Ф. Гурфинкель, изд. «Шамир» — Сончяно).

И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Повели сынам Израиля, чтобы выслали они из стана всякого прокаженного, и всякого, чья плоть истекает слизью, и всякого, осквернившегося мертвым. Как мужчин, так и женщин вышлите; за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станы их, среди которых Я обитаю». И сделали так сыны Израиля, и выслали их из стана.

И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Кто согрешит и провинится, пусть исповедается в грехе и возвратит ущерб сполна, и прибавит к тому четверть, и отдаст тому, перед кем провинился.Если чья-либо жена совратится, и ляжет с ней человек, и это было скрыто от глаз мужа ее, тайно, и свидетеля нет, и не была она взята силой, а на мужа найдет дух ревности, то пусть приведет этот человек жену свою к когену, и принесет за нее жертву, дар ревности. И подведет ее коген, и поставит ее пред Б-гом. И возьмет копен священной воды в глиняный сосуд, и земли, которая будет на полу шатра откровения, возьмет копен и положит в эту воду. И когда поставит копен женщину эту пред Б-гом, раскроет он волосы на голове женщины, и возложит ей на ладони тот дар ревности, а в руке ко-Ьена будет вода горькая, наводящая проклятие. И заклянет ее копен, и скажет женщине: если не лежал с тобой мужчина, и если не совратилась ты и не осквернилась втайне от мужа твоего, то не повредит тебе эта горькая вода, наводящая проклятие. Но если совратилась ты втайне от мужа твоего и осквернилась, и произвел мужчина излияние семени своего с тобой, кроме мужа твоего… И заклянет копен женщину строгим заклятием, и скажет копен женщине: сделает Б-г тебя предметом проклятия в среде народа твоего, сделает Б-г бедро твое опавшим и живот твой опухшим. И скажет женщина: амен, амен! И напишет копен заклятия эти на свитке, и сотрет их в горькую воду. И даст женщине выпить эту горькую воду, наводящую’ проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, и станет горькой. И возьмет копен из рук женщины дар ревности, и приподнимет этот дар пред Б-гом, и поднесет его к жертвеннику, и возьмет копен горсть из этого дара, памятную часть его, и воскурит на жертвеннике, и затем даст он женщине выпить ту воду. И когда напоит он ее этой водой, если она осквернилась и поступила нечестно с мужем своим, то станет в ней эта вода, наводящая проклятие, горькой, и вспухнет живот ее, и опавшим станет бедро ее, и будет женщина нести проклятие среди народа ее. Если же не осквернилась женщина и чиста она, останется она невредимой, и вскоре забеременеет. Таков закон о ревности.»

И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром, чтобы посвятить себя Б-гу воздержанием, то от вина и хмельного должен он воздержаться, уксуса вина и уксуса хмельного не пить, и никакой настойки виноградной не пить, и винограда свежего или сухого не есть. Все дни обета своего — ничего, что изготовлено из винограда, от зерен до кожицы, не должен он есть. Во все дни обета его бритва да не коснется головы его, до исполнения дней, на которые он посвятил себя Б-гу, быть ему святым, должны расти свободно волосы на голове его. Во все дни своего посвящения Б-гу не должен он подходить к умершему. В день истечения срока обета приводят его ко входу в шатер откровения. И приносит он жертву грехоочистительную, и жертву мирную и жертву всесожжения его. А барана приготовит в мирную жертву Б-гу с корзиной опресноков, и приготовит затем копен хлебный дар его с возлиянием его. И обреет назир у входа в шатер откровения голову свою, и бросит в огонь под мирной жертвой волосы. Таков закон о назире.»

И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Говори АЬарону и сыновьям его так: так благословляйте > сынов Израиля, говоря им:

Да благословит тебя Б-г и охранит тебя! Да будет снизойдет к тебе Б-г и помилует тебя! Да обратит Б-г лицо свое к тебе и даст тебе мир!

Так пусть произносят имя мое над сынами Израиля, и Я благословлю их».

Хасидское слово

ПОМОЧЬ МУДРЕЦУ

Один мудрец был знаменит тем, что никому не позволял себя обслуживать. Все делал сам — даже стирать для себя не позволял.

Однажды он шел по улице с тяжелым чемоданом, глаза его заливал пот. Подбежал к нему один еврей и стал вырывать у него из рук чемодан:

— Позвольте исполнить заповедь о помощи мудрецу!

— А вы уверены что я мудрец?!

— Разумеется! Все это знают! К тому же вы еще и знаменитый праведник!

— Если вы правы, то помочь такому великому человеку я и сам сочту за честь, — сказал раби и, переложив чемодан в другую руку, пошел дальше.

Сиха Ребе

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром, чтобы посвятить себя Б-гу воздержанием, то от вина и хмельного должен он воздержаться, уксуса вина и уксуса хмельного не пить, и никакой настойки виноградной не пить, и винограда свежего или сухого не есть. Все дни обета своего — ничего, что изготовлено из винограда, от зерен до кожицы, не должен он есть. Во все дни обета его бритва да не коснется головы его, до исполнения дней, на которые он посвятил себя Б-гу, быть ему святым, должны расти свободно волосы на голове его. Во все дни своего посвящения Б-гу не должен он подходить к умершему».

Внимательное чтение текста приводит к следующему выводу: идея обета назорейства может быть представлена в двух аспекта:

назорейство (от леНитназер «отказываться») -отделение и отдаление от общества, что выражается в запретах и ограничениях, добровольно принимаемых на себя назиром назорейство (от незер «корона») — «…назорейство Б-га на голове его, все дни обета его святым будет он Всевышнему», — то есть выражение особой святости, которой принявший обет удостоился в результате его назорейства и связанных с ним ограничений.

Так представляется назорейство с момента, когда евреи получили эту заповедь и до прихода Машиаха.

С приходом Машиаха, среди прочего, изменится и назорейство, как сказано: «И поставлю из сыновей ваших пророков и из юношей ваших назиров».

Институт назорейства, как мы видим, будет существовать и в те времена, но на более высоком уровне Назорейство более не будет нуждаться в отделении от мира. Особая святость назорейства, которой будет отмечен каждый еврей («ваши юноши» — то есть все), лишит наслаждения мира какого бы то ни было негативного влияния на сынов Израиля.

В те времена, как мы знаем, всего будет в изобилии, но единственным желанием человека будет познание Б-га. «Лучшие блюда будут как прах».

Таково высшее назорейство: святость без необходимости отдаляться от удовольствий, благословение и корона Всевышнего без обета отдаления от мира.

Хасидские истории

Р. Иссахар-Бер из Радошиц жаловался своему учителю, «Провидцу» из Люблина:

-Хочу покаяться, но как? Я ведь хуже последнего грешника: и грешу, и грехов своих не знаю! В чем же мне каяться?!

-И я, как ты, знаю, что полон грехов, а назвать их не умею,- ответил учитель,- садись, будем каяться вместе.

-**

Как-то услышал р. Ицхак-Меир из Гур сокрушенные вздохи р. Меира из Радзимина и спросил:

— О чем ты вздыхаешь?

— Да вот, вспоминаю слова Торы: предки-то наши все грешили и каялись и снова грешили — и после золотого тельца, и после того, как разведчики злословили о Святой земле, и когда от Моше воду добыть требовали…

Вздохнул и р. Ицхак-Меир:

— Они грешили и из рассказов об их грехах получилась Тора. А из наших добрых дел, кто знает, что выйдет…

***

В одном местечке, неподалеку от Чернобыля, сидели хасиды на постоялом дворе и о душах своих говорили. И такое отчаяние их охватило, что решили в один голос: надо ехать в Чернобыль к р. Нахуму, только он может их от накипи очистить и спасти.

Сели на додводу — и в путь. А когда подъезжали к Чернобылю, выбежал им навстречу р. Нохум:

-Как хорошо, что вы приехали! А я было к вам собрался. Сидел я тут один и о душе своей думал: как грехи искупить, как от накипи душу очистить? И решил: если хасиды мои мне не помогут — пиши пропало.

Историю эту любил рассказывать р. Ицхак из Сквиры. И добавлял в конце: «Говорят мудрецы Кабалы, что круг символизирует раскаяние. Круг этот сложен их двух полукружий: «Я — Возлюбленному моему, а Возлюбленный мой — мне». И как у круга нет ни начала, ни конца, так и у раскаяния должно быть.

К раби Исраэлю из Ружина пришел человек:

-Я согрешил, а как каяться — не знаю. Не научили меня.

-А кто тебя грешить учил?- спросил р. Исраэль.

-Да я просто сделал, что хотел, а потом узнал, что это — грех.

-Точно так же и кайся: желай добра и оставь зло. А потом узнаешь, что совершил тшуву.

-**

Пришел к р. Цви-Гиршу в Риманов человек.

-Раби, грешил я и хочу исправиться. Ищу корень зла, чтобы его выкорчевать.

-Что же ты в Риманове ищешь,- удивился раби.

-Говорят люди, вы можете помочь. Я не только в Риманов готов идти, весь свет пешком обойду, только бы найти!

-Корень зла не ищут ни за морем, ни в Риманове. Вернись домой, закройся в комнате своей один, сядь к столу и ищи корень зла – в своей душе.

***

К р. Яаков-Йосефу из По-лонна приехал старый корчмарь с просьбой:

-Благослови, ребе, совсем дела плохо идут, нечем семью кормить. Двадцать лет назад Бешт благословил меня, до сих пор было всего вдоволь, но в последний год — хуже некуда.

Нахмурился раби и говорит:

-Делай тшуву!

-Э… К Бешту я пришел двадцать лет назад, сказал ему: грешен, раби, ворую. А он ничего, благословил. А ты хмуришься. Я еще ничего не украл, а ты каяться гонишь, далеко тебе до Бешта!

После этого, говорил р. Яаков-Иосеф я только и начал понимать величие Бешта и впервые почувствовал настоящее раскаяние.

И стал звать того корчмаря «учитель мой».

ИСТОРИЯ ХАСИДИЗМА

(продолжение)

 «Пять дней, с воскресенья недели «Насо» до четверга мы ехали из Гомеля в Любавичи. Проехали несколько местечек и городов, деревни, поселения, — и везде веселье и праздник. В поездке мы встретили еще телеги, едущие в Любавич — из Бобруйска, Щедрина, Смилян, Тульчина, Минска, Борисова, Жлобина, Шклова, Рогачева и еще группы, идущие пешком.

После того, как проехали Залишкино, было нас уже сорок телег и множество компаний, идущих пешком, а среди них замечательные певцы, выводящие напевы сладкими голосами, а им вторят с радостью сидящие на телегах. Идем через большой лес, меж высокими деревьями, песня слышна далеко, эхо доносится, словно другая компания  певцов  издали,  за лесом, подпевает поющим здесь.

В четверг пришли в Любавичи. А в пятницу, примерно за час до захода солнца, уже была большая синагога полна людей, а на возвышении в центре синагоги стояли сыновья Ребе, несколько старейшин хасидов, а среди них раввин нашего местечка р. Айзик Гомельский.

Раздались голоса:

-Ш-ш-ш! Ребе идет! Все замолчали, глаза обратились к месту, откуда Ребе должен был войти. Я стоял на печи и р. Авраам-Меир придерживал меня рукой. И вот, я вижу: человек в белых одеждах, в меховой шапке идет к возвышению и садится на стул, приготовленный для него.

…Помню, как я вошел с отцом к Ребе. Долгие часы стоял отец в прихожей, ждал возможности войти к Ребе. А меня он посадил на подоконник.

И, когда пришло счастливое долгожданное время войти к Ребе, попросил отец мой стоящих вокруг, и перенесли они меня к нему из рук в руки над головами хасидов, наполнявших комнату. Отец мой вошел в комнату Ребе, а я за ним, держась за край его сюртука.

Ребе сидел в большой комнате, вдоль стен стояли шкафы, полные книг, ребе сидел у большого стола, на котором лежали книги, записки (паны хасидов), коробки для сбора пожертвований, и две горящие свечи. Он листал книгу, лежащую перед ним на столе, потом оторвал глаза от книги, вглядываясь в лицо отца и в мое лицо. Отец дрожал всем телом, я тоже перепугался и беззвучно плакал. Ребе протянул руку, взял листок из рук отца, который так был испуган, что стоял, не двигаясь, не зная, что делать.

Некоторое время Ребе читал листок, поданный отцом, и, читая, дважды или трижды взглянул на отца и на меня, потом заговорил с отцо». Отец перестал плакать, губы его двигались, повторяя слово в слово все, что оворил Ребе, шепотом, беззвучно. Ребе долго говорил с отцом, потом отец задал ему несколько вопросов, Ребе ответил, потом отец сказал:

— Это сын мой, — указал на меня, — с Б-жьей помощью, отдаю его в учебу в хедер. Прошу Ребе благословить его, — и приблизил меня к Ребе.

Мгновение смотрел на меня Ребе, закрыл глаза, снова раскрыл их и сказал:

— Будь старателен в учебе, не бездельничай, Б-г поможет тебе стать ученым и богобоязненным (хасидом).

— Амен, — ответил отец громким голосом, а я повторил за ним».