Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

570

«Ки таво»

19 элула 5761 года

7/9/2001

 

ИЗБРАННЫЕ МЫСЛИ ОБ ИЗБРАНИИ

Евреи всегда вели себя прилично, не убивали, не грабили, на чужие земли не зарились. Если и раздражали другие народы, то только громкими голосами, многословием и оживленной жестикуляцией.

Поэтому и приходится антисемитам в поисках повода к очередному погрому так натужно морщить лбы, припоминая еврейские козни.

Кроме непременной крови для мацы и насильственного спаивания народа, который испокон веков был трезвенником, нас обычно попрекают манией Б-гоизбранности. С этим стоит разобраться, тем более, что и недельная глава толкует о том же.

«И чтобы поставил Он тебя выше всех народов, которые Он создал… чтобы был ты народом святым у Б-га, Всесильного твоего, как Он обещал» («Дварим», 26:19).

Вокруг этого нашего избранничества царит великая путаница, бурлят страсти, копятся обиды. А все по незнанию: не о чем спорить – им нечему завидовать, нам нечем тяготиться.

Помню, как моя бабушка смотрела телевизор. Больше всего она любила титры и жадно читала фамилии всех, причастных к созданию фильма; строки ползли, а она, стараясь никого не пропустить, сортировала все фамилии, от режиссера до осветителя, на «наших» и остальных.

Так вот, никакого отношения к избранности процент евреев в титрах не имеет. В той же мере не имеет к нему отношения и доля евреев в списке нобелевских лауреатов, Героев Советского Союза, чемпионов мира по шахматам и заслуженных ветеринаров Австралии.

Раби Хаим бен Атар пишет: «Вс-вышний избрал еврейский народ не за то, что он самый умный и образованный среди всех народов…» Впрочем, и он это не придумал. В мидраше «Эйха раба» мы читаем: «Если тебе скажут, что мудрость – у народов мира, верь этому» (2:17). Кстати, если вы станете искать в Торе обещание Вс-вышнего вроде того, что «вы будете Мне народом гениальным», – вас ждет разочарование. Ничего такого в Торе нет, равно как и обещаний интеллектуального или иного превосходства над другими народами.

А сказано так: «И будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым…» («Шмот», 19:6). Саадья-гаон говорил: «Наш народ стал народом только благодаря Торе». В этом и есть наше избранничество: мы – народ Торы.

Евреям было обещано вечное существование, а значит и Тора никогда не будет забыта, – так говорит Саадья-гаон, сторонник концепции «народ, которому дана Тора». А Рамбам выдвигает в точности противоположный тезис: «народ, который принадлежит Торе». Какую бы сторону мы не приняли в споре гигантов, неизбежен вывод: Тора вечна, а поэтому вечны и евреи.

Тут стоит вспомнить исторический анекдот (в этом контексте «анекдот» означает не «шутка», а «интересный факт»). Некогда города Слуцк и Бриск (Брест-Литовск) соперничали за представительство в Совете четырех земель, своего рода «еврейском правительстве» Восточной Европы. Победил Слуцк – в нем насчитали больше экземпляров священных книг. Скоро, очень скоро начнутся осенние праздники, среди которых и День искупления, Йом-Кипур. Во многих праздничных молитвенниках вы найдете «Чистую молитву» – трепетную лирическую беседу народа Израиля со Вс-вышним о награде и наказании, о прошлом и будущем и – снова – о нашей избранности. А кончается молитва так: «Ты ведь знаешь, что даже греша против Тебя, я не восставал против Твоей воли и не желал Твоего гнева, а просто шел на поводу у страстей своих и был слишком слаб, чтобы устоять… Тебе ведь понятно: «Нет праведного на земле, который бы не согрешил»». Закончив эту молитву, мы просим Вс-вышнего: «Чистое сердце дай мне и дух верности обнови во мне!»

Наше избрание не дает нам права на гордыню, а народам мира -повод ощущать себя обделенными. У каждого своя судьба и свой путь. Мы избраны, чтобы всегда возвращаться к Б-гу, оставляя грех, к Книге, оставляя невежество.

КИ ТАВО

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад ha-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

«И будет так: когда придешь ты в страну, которую Б-г дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьми первые плоды земли, которые ты соберешь в стране твоей, и положи в корзину, и пойди на место, которое Б-г изберет, чтобы назвать Именем Своим.

И приди к когену, который будет в те дни, и скажи ему: «Пришел я в страну, которую поклялся Б-г отцам нашим дать нам».

И возьмет коген корзину из рук твоих, и поставит ее перед жертвенником Б-га.

А ты скажи пред Б-гом: «Арамейцем-кочевником был отец мой, и спустился он в Египет с немногими людьми, и жил там, и стали они там народом великим, сильным и многочисленным. И мучали нас египтяне, и угнетали нас, и возлагали на нас тяжелую работу. И возопили мы к Б-гу отцов наших, и услышал Б-г голос наш, и увидел бедствие наше, и непосильные работы наши, и угнетение наше. И вывел нас Б-г из Египта рукою сильной и мышцею простертой, и страхом великим, и знамениями, и чудесами. И привел Он нас на это место, и дал нам страну эту, страну, текущую молоком и медом. А теперь принес я первые плоды земли, которую дал ты мне, Б-г!»

И поставь корзину пред Б-гом и поклонись Ему. И радуйтесь – ты, и левит, и пришелец, который с тобой, – всем благам, которые дал Б-г тебе и дому твоему.

Сегодня Б-г повелевает тебе исполнять все установления и законы эти. Старайся исполнять их всем сердцем твоим и всей душой твоей. Б-га превознес ты сегодня, чтобы был Он тебе Вс-вышним и чтобы шел ты путями Его, и соблюдал установления Его, и заповеди Его, и законы Его, и исполнял волю Его.

Б-г вознес тебя сегодня, чтобы был ты Ему народом избранным, как обещал Он тебе, и чтобы соблюдал ты все заповеди Его, и чтобы поставил Он тебя выше всех народов, которые Он создал, для восхваления, для славы и для величия, и чтобы был ты народом святым у Б-га, как Он обещал.

Слушай, Израиль! Сегодня стал ты народом Б-га. Исполняй же волю Б-га и исполняй заповеди Его, и установления Его, которые я заповедую вам сегодня!

И будет так: если станешь ты исполнять волю Б-га, то поставит тебя Б-г выше всех народов земли. И сбудутся для тебя все благословения.

Благословен ты в городе и благословен в поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего. Благословен ты при входе твоем и благословен при выходе.

Обратит Б-г врагов твоих в бегство; одним путем выступят они против тебя, а семью путями побегут от тебя. Пошлет Б-г тебе благословение в житницах твоих и во всяком начинании рук твоих, и благословит тебя в стране, которую Б-г дает тебе. Сделает тебя Б-г своим народом святым, как клялся Он тебе, если соблюдать будешь заповеди Б-га и идти путями Его. И увидят все народы земли, что Имя Б-га наречено на тебе, и устрашатся тебя. И даст тебе Б-г изобилие в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде земли твоей, на земле, которую поклялся Б-г отцам твоим дать тебе. Откроет Б-г для тебя благодатную сокровищницу Свою, небо, чтобы дать дождь земле твоей вовремя и благословлять всякое дело рук твоих, и станешь ты давать взаймы многим народам, а сам занимать не будешь.

И сделает тебя Б-г головой, а не хвостом, и будешь только сверху и не будешь снизу.

Не уклоняйся же ото всех слов этих, которые я заповедую вам сегодня, ни вправо, ни влево, чтобы идти за чужими Б-гами и служить им».

Вот слова союза, который Б-г повелел Моше заключить с сынами Израиля в стране Моав, после союза, который заключил Он с ними у Хорева.

И сказал им Моше:

«Вы видели все, что сделал Б-г у вас на глазах в Египте с фараоном и со всеми рабами его.

Но не дал вам Б-г сердца, чтобы понять, и глаз, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать, до сего дня.

А я водил вас сорок лет по пустыне; не ветшали одежды ваши на вас, и обувь твоя не ветшала на ногах твоих. Хлеба вы не ели, и вина не пили, дабы знали вы, что Г-сподь есть Б-г ваш.

Беседа Ребе

«И будет так: когда придешь ты в страну, которую Б-г дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьми первые плоды земли, которые ты соберешь в стране твоей, и положи в корзину, и… приди к когену, который будет в те дни, и поставит ее коген перед жертвенником Б-га… И радуйтесь – ты, и левит, и пришелец, который с тобой, – всем благам, которые дал Б-г тебе и дому твоему».

Заповедь о бикурим, первых плодах урожая, заключается в следующем: тот, кто выращивает на своей земле плодовое растение, относящееся к одному из семи видов, которыми славится земля Израиля, должен принести первые плоды урожая в Храм когену. Так человек выражает свою благодарность Творцу за все, что есть у него. Поэтому заповедь эта должна быть исполнена с радостью.

Собственно говоря, заповеди можно исполнять по-разному. Можно отделаться минимальными усилиями, «поставить галочку». Можно ту же заповедь выполнить с любовью, с пониманием, не жалея ни сил, ни времени. Во втором случае человек словно вкладывает в заповедь самого себя.

Все содержание заповеди о первых плодах – победить заложенное в человеке с рождения стремление оставить лучшее себе (инстинктивный эгоизм) и воспитать в себе способность отдавать с радостью.

Мы живем в последние дни изгнания, вот-вот будет отстроен Храм и мы снова будем выполнять заповедь о первых плодах.

Но и в дни, когда Храмовая гора пребывает в запустении и поругании, мы можем и должны исполнять заповедь о бикурим на духовном уровне.

Человек может превратить самого себя в бикурим — первый, отборный плод. Каждое его действие, слово и мысль должны быть максимальной реализацией всего лучшего в нем. И это относится не только к священным занятиям – изучению Торы и выполнению заповедей, — но и к повседневным, будничным делам, которые тоже можно превратить в «бикурим», как сказали мудрецы: «Все дела твои будут во имя Небес».

И пока не пришло Освобождение, каждый из нас, исполняя эту заповедь в духовном ее аспекте, должен относиться к любому своему действию так, будто он входит в Храм и ставит перед когеном корзинку с лучшим из лучшего…

Семейный альбом

Эзра Ховкин, как и обещал своим и нашим читателям, подготовил и выпустил второй том «Семейного альбома».

Он похож по построению на первый, материалы в нем, пожалуй, еще интереснее, и, как дань времени, – новый раздел: «Об этом». О нашей войне, той, о начале которой нас забыла уведомить пресса.

Покупайте альманах (02-586-02-47), а пока не купили, читайте у нас выдержки из нового выпуска.

Свидание с паровозом

Не все евреи носили фамилии Гинзбург или Поляков – так звали подрядчиков-миллионеров, покрывших Россию сетью железных дорог. Многие, особенно в глубинке, вообще не видели паровоз. Совсем недалеко от одного польского местечка устроили насыпь и проложили по ней рельсы. Местечко спало, когда ночью на станцию пришел паровоз с вагонами. Но ранние пташки, водоносы да молочницы, разнесли по домам эту весть, и вскоре все местечко, от мала до велика, собралось поблизости, гадая, что дальше будет.

Реб Мендель в потертой капоте, считавшийся знатоком научных тайн, нервно прохаживался взад-вперед, понимая, что люди ждут от него подробный комментарий.

– Сумасшедшие, – сказал он, кивая на паровоз. – Поставили дом на колеса и жгут уголь, чтобы от него пошел пар, как в самоваре. Пар будет, можете не сомневаться, а что с того? Лошадей-то эти ослы запрячь не удосужились… Вы когда-нибудь видели, чтобы телега двигалась без лошади?!

Люди не успели ответить. Пыхнув паром и засвистев, поезд тронулся. Евреи покосились на реб Менделя. Он был потрясен больше всех остальных. Наморщив лоб и что-то вычисляя, реб Мендель впился взглядом в паровоз.

– Да, – сказал он наконец. – Признаю, им удалось сдвинуть эту махину с места. Но разве они теперь смогут когда-нибудь остановить ее? Идиоты!

Марксизм за печкой

В синагоге у печки рассуждали евреи, почему люди живут по-разному: для одних жизнь праздник, для других – мука.

Один из запечных мудрецов глубокомысленно изрек:

– Если бы у людей были средства на жизнь, то и нужды бы не было…

Второй на это:

– Вы правы… Нужда дыхнуть не дает. Но у меня есть план, как все исправить. Люди должны сложить все, что у кого имеется – деньги, имущество – в один сундук, и пусть потом каждый берет сколько кому надо. И всем будет хорошо… Ну, как?

– Вот это план!.. Это очень хороший план! – согласились все и обратились к Гершеле:

– А ты почему молчишь? Ты так не думаешь?

– Я думаю, – ответил Гершеле, – что это план, каких еще не было. Но прежде чем действовать, давайте разделим обязанности: я берусь уговорить бедняков, а вы уговорите богатых…

А еще в альманахе – истории из жизни местечка, из которого деды наши бежали в большой мир, о котором отцы наши старались не вспоминать вслух, -к которому рвется сейчас сердце наше.

Когда-то местечко казалось убогим и тесным, а мир вокруг таким разноцветным и манящим. Прошло сто лет, пестрота мира обернулась для нас рабством, гибелью и тем, что страшнее смерти: потерей своего лица. А местечко вдруг проснулось в памяти совсем иначе: вспомнилось тепло очага, человеколюбие мудрецов, незлобивость торговцев и мудрость простаков,

А еще в книге – очаровательные семейные истории с соседней улицы, новости со страниц Талмуда, рассказ о еврейских силачах и о разрисованной стене в Гило…

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В Рош ha-шана начинается год, и мы по неискоренимой привычке нет-нет да и называем этот день Новым годом. А жаль – ведь этот «перевод» не только не отражает суть праздника, но и, в определенной степени, мешает ее понять.

Итак, дословно название праздника переводится как «голова года», поэтому назвать его Новым годом все равно, что голову человека назвать новым телом. И вовсе не начало года мы празднуем в этот день (начало, может быть, стоило бы искать совсем в другой части календаря), а особую точку во времени, из которой «питается» жизненностью весь год.

Чем же выделен этот день среди других? Ответ неожиданно прост: это день рождения человечества.

Как известно, год в нашем календаре обозначается его порядковым номером от сотворения мира. Было бы естественным ожидать, что началом отсчета будет день сотворения мира. Но на самом деле отсчет начинается не с первого, а с шестого дня, то есть с сотворения человека.

Задумайтесь на мгновение: мир был полон всячины – от звезд до крокодилов, – но в нем не было главного – отсчет времени не пошел, пока не появился в этом огромном мироздании человек. С этого момента началась история.

Всякий раз, когда человека охватывает отчаяние, когда кажется, что он ничего не может изменить (а с кем этого не бывает?), стоит вспомнить о начале отсчета, о шестом дне творения, о первом дне истории.

Сказано, что Вс-вышний «сотворил одно напротив другого». На современном языке это называется динамическим равновесием. Так вот, есть в истории сотворения мира не только лекарство от отчаяния и бессилия, но и – в противовес -средство от гордыни.

Человек, как мы уже выяснили, -существо, сотворенное последним. Так вот: тому, кто полон ощущением собственной значимости, кто чувствует себя венцом творения, мудрецы советуют сказать следующее: «Даже комар предшествовал тебе». На своеобразных качелях, переходя от осознания собственной ответственности в этом мире к пониманию своих истинных размеров в нем, и встречаем мы день рождения праотца всего человечества Адама.

В сотворении человека есть интересный момент, на который не все обращают внимание: Б-г крайне редко задает людям вопросы. Это и понятно: Он всеведущ. Первый свой вопрос человечеству Вс-вышний обращает к Адаму: «Где ты?»

В дни заключения Старого Ребе в Петропавловской крепости его посетил один из министров. Он был большим знатоком Библии и и пожелал задать еврейскому мудрецу вопрос по тексту Торы.

– Как следует понимать эти слова: «И обратился Вс-вышний к Адаму, и спросил: «Где ты?»». Мог ли Он не знать, где прячется Адам?!

Старый Ребе спросил министра:

– Верите ли вы, что Священное Писание вечно и обращено в равной степей ко всем поколениям?

-Разумеется, – ответил министр, — я верю в это.

– Так вот, Вс-вышний обращается с этим вопросом: «Где ты?» – к каждому из нас. И вас, ваше превосходительство, Он спрашивает: адам – человек, – ты прожил столько-то лет (Ребе назвал точный возраст министра), где ты?! Что сделал за эти годы?

Министр хлопнул Ребе по плечу и сказал: «Браво!» Но сердце его содрогнулось.