Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

558

 

24 сивана 5761 года

15/6/2001

№558

ИСТОРИЯ ОДНОЙ РАЗВЕДКИ

Моше посылает разведчиков:

«…осмотрите страну, какова она и каков народ, живущий в ней: силен он или слаб, малочислен или многочислен. И какова земля: хороша она или плоха, и в каких городах живет он, в открытых или укрепленных».

Спустя сорок дней разведчики возвращаются, в их руках удивительные плоды, а на устах – страшные новости:

«…Пришли мы в страну… и, действительно, течет она молоком и медом. Но силен народ, живущий в этой стране,… великанов мы видели там» (там же, 13:27,28).

Разведчики не ограничиваются передачей информации, добавляют: были мы подобны кузнечикам в глазах великанов, не войти нам в ту землю.

Мидраш рассказывает, что евреи не усомнились ни в правдивости информации, ни в точности пессиместического прогноза. Они подходили к Моше с детьми на руках и, указывая на него, говорили: «Смотрите, дети, из-за этого человека вы станете рабами великанов!»

И сказал Всевышний: «Никто из людей этих, из поколения этого злого, не увидит хорошую страну, которую поклялся Я дать отцам вашим… Но дети ваши, о которых вы говорили, что добычей станут эни… войдут туда… и землю ту унаследуют»

Путь из Египта в Эрец-Исраэль требует дней, недель, при самом медленном темпе движения – месяца. Для наших предков эта дорога растянулась на четыре десятилетия.

«Рыданием на все поколения» названы слезы тех, кто поверил разведчикам и плакал в ту ночь -девятую ночь месяца ав.

Говорит раби Йоханан: «Сказал им Всевышний: ‘За то, что вы плакали в эту ночь понапрасну, Я сделаю так, что у ваших потомков, из поколения в поколение, будут подлинные причины плакать в эту ночь’».

Восемьсот восемьдесят девять лет спустя, девятого ава, был разрушен Первый Храм и евреи были изгнаны в Вавилон. Лишь немногие вернулись семьдесят лет спустя на родину. Девятого ава, через четыреста двадцать лет после восстановления Храма, он снова был разрушен. Через полвека Бар-Кохба отбил лежавший в руинах Иерусалим у римлян. Девятого ава 135 года н. э. восстание было жестоко подавлено, в боях погибли пятьсот восемьдесят тысяч евреев, были разрушены пятьдесят городов и девятьсот восемьдесят пять поселений, земля Израиля превратилась в пустыню. Девятого ава римляне распахали гору Мория, не оставив и следа от Храма, стоявшего на ней прежде. Девятого ава в 1290 году евреи были изгнаны из Англии, в 1306 году – тоже девятого ава – из Франции, в 1492 году – из Испании, в 1555 году евреев Рима загнали в первое в истории гетто. Девятого ава (1 августа 1914 года) началась Первая мировая война (а за ней, как прямое следствие, – революции и гражданская война). Эту дату можно считать началом конца многовековой истории восточноевропейского еврейства. Одна за другой были размыты волнами войн, погромов, депортаций тысячи общин Литвы, Латвии, Польши, Белоруссии, Украины, Венгрии, Трансильвании, Румы– нии, Австрии. Девятого ава 1941 года началось насильственное переселение евреев Польши в гетто.

Было бы ошибкой вывести из этого очень неполного, но и без того горького списка событий, выпавших на девятое ава, пессимистическое заключение о «календарной» неотвратимости бед.

Тора говорит: «И признаются в своих грехах и грехах отцов…» – и пошлет Всевышний спасение в мгновение ока».

Но неужели девятое ава забудется, когда кончатся наши беды? Нет, пророк Зхарья предсказывает: «Так сказал Всевышний: «… Пост [девятого ава]… будет для дома Йегуды радостью, и весельем, и праздником…»

И еще один, последний штрих к портрету этого скорбного, но несущего надежду дня: талмудическая агада рассказывает, что в этот день родился Машиах.

ШЛАХ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения Кажлый мч выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется , прочесть это краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад а-рав Кук» , Ф. Гурфинкель, изд. «Шамир» – Сончино).

И говорил Всевышний Моше:

— Пошли от себя людей, чтобы высмотрели землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля.

И послал их Моше высмотреть землю Кнаанам:

— Поднимайтесь здесь, на юге, и взойдите на гору.

И осмотрите землю, какая она, и народ, обитающей на ней, крепок он или слаб, мал или велик числом.

И какова земля, на которой он обитает, хороша она или плоха, и каковы города, в которых он обитает, в открытых ли станах или в крепостях.

И какова земля, тучна она или тоща, есть на ней древо или нет.

Крепитесь духом; и возьмите от плодов земли.

Тогда же было время первых плодов винофада.

И поднялись они, и высмотрели страну: пошли на юг страны.

И дошли до Хеврона, а там Ахиман, Шешай и Тальмай, дети Анака.

А Хеврон был построен на семь лет раньше Цоана в Египте.

И дошли они до долины Эшколь, и срезали там ветвь с одной гроздью винограда, и понесли ее на двух шестах, и взяли также гранат и смоковницу.

И возвратились они через сорок дней. И сказали:

«Пришли мы в страну, в которую ты послал нас, и вот – течет она молоком и медом, и вот плоды ее!

Но силен народ, живущий в этой стране, и города укрепленные, очень большие; и также детей Анака видели мы там.

Амалек живет на юге страны, а хетты, и йевусеи, и эмореи живут в горах, а кнаанеи живут у моря и у Иордана».

Но успокоил Калев народ перед Моше и сказал:

«Взойдем и овладеем той землей, ибо в наших силах это!»

Люди же, которые ходили с ним, сказали:

«Не одолеть нам народ тот, ибо он сильнее нас».

И распускали они злую молву о той стране:

«Это земля пожирающая живущих на ней, а весь народ, который мы видели в ней, – великаны! Были мы в глазах своих, как саранча, и такими же были мы в их глазах».

И подняла вся община голос свой и рыдала в ту ночь.

И роптали на Моше и на Аарона все сыны Исраэля, и говорили им:

«Умереть бы нам на земле Египта, или в этой пустыне умереть бы нам! И для чего Всевышний ведет нас в ту землю, чтобы нам пасть от меча?! Наши жены и дети наши станут добычей! Лучше уж нам возвратиться я Египет. Поставим над нами вождя и возвратимся в Египет!»

И пали Моше и Аарон на лица свои пред всем собранием общины сынов Исраэля.

А Йеошуа, сын Нуна, и Калев, сын Йефуне, разорвали одежды свои.

И сказали они всей общине сынов Исраэля так:

«Земля та хороша очень. Если соблаговолит к нам Всевышний, то приведет Он нас на ту землю, и даст Он нам землю, которая течет молоком и медом. Только против Него не восставайте!»

И сказал Всевышний Моше:

«До каких пор будет гневить Меня этот народ! И до каких пор не будут верить Мне после всех чудес, которые сотворил Я среди них! Поражу их мором и истреблю их, а от тебя произведу народ, многочисленнее и могучее их».

И сказал Моше Всевышнему:

«Если уничтожишь Ты этот народ, скажут народы:

«Не по силам Ему было привести этот народ на землю, которую Он обещал им, погубил Он их в пустыне!»

Прости же вину народа этого по великой милости Твоей как Ты терпел этот народ от Египта и до сих пор».

И сказал Всевышний: «Прощено по слову твоему. Но все люди, гневившие Меня не увидят той земли».

Хасидское слово

МОЛЧАНИЕ НЕБЕС

Рабби Лейб Соррес говорил:

– Что это за профессия такая — проповедник?! Он поучает народ Всевышнего, произносит пламенные речи?! Но что значит «произносить поучения»?

Человек должен стремиться к тому, чтобы не слова его, но вся жизнь была «поучением», чтобы люди видели милость Всевышнего в его делах, а не в его словах, чтобы хотели подражать его поведению.

Он сам должен уподобиться молчаливым Небесам, о которых сказано: «Нет языка и нет слов, не слышен голос Небес, но по всей земле -предначертание Их, и до пределов вселенной – речения Их».

По настоящему проповедовать можно только молча!

Сиха

Публикуем повторно (по вашим просьбам) письмо Ребе Давиду Бен-Гуриону (в то время – премьер-министру Израиля), посвященное вопросу «Кто является евреем?».

В ответ на Ваше письмо хочу поделиться с Вами своим мнением о регистрации детей от смешанных браков, когда отец – еврей, а мать – нееврейка, не обращенная в иудаизм до рождения ребенка. Мое мнение совершенно однозначно: в соответствии с Торой и традицией, принятой на протяжении многих поколений, в подобных случаях заявление о желании «зарегистрироваться» евреем не имеет никакой силы, ибо оно не может изменить реальность. Евреем является только тот, кто рожден матерью-еврейкой, либо прозелит, обращенный в иудаизм в строгом соответствии с общепризнанными кодексами еврейского закона и «Шулхан Арухом».

С уважением и благословением, М.-М. Шнеерсон.

PS.

1. Вопрос регистрации, как бы он ни трактовался, не ограничен лишь Израилем: никому не позволено возводить барьер между евреями Израиля и диаспоры. Следовательно, проблему необходимо решить таким образом, чтобы решение это было приемлемо для всех евреев повсеместно и чтобы оно сплачивало и укрепляло единство еврейского народа и исключало возможность раздоров и разногласий по этому поводу.

2. Наш народ никогда не считал принадлежность к еврейству формальным вопросом. Всякий шаг, игнорирующий или обесценивающий любую из процедур, сопряженных с обращением в еврейство, умаляет значимость принадлежности к еврейскому народу.

3. Облегчить условия приобщения к еврейскому народу, особенно в специфических условиях Израиля, – значит серьезно ослабить безопасность еврейского государства.

4. Из вышесказанного следует, что решить этот вопрос путем компромисса, например, заменив слово «еврей» каким-либо иным термином, – означает нанести ущерб единству евреев.

5. О дискриминации, речь может идти лишь в связи с предоставлением или лишением прав или в связи с осуществлением наказания. Дискриминация не имеет отношения к вопросу о регистрации, которая должна отражать существующую реальность.

В заключение позвольте выразить надежду, что Израиль, как сейчас, так и в дальнейшем, будет объединять всех евреев без исключения и все свои начинания будет все в большей степени соизмерять с именем, под которым он известен среди народов мира, – «Святая Земля».

 

ИСТОРИЯ ХАСИДИЗМА

Продолжение серии статей.

Таково мистическое видение фигуры цадика — «специалиста по душам».

Практически же оно определяется в хасидизме так: человек, который «многих отвратил от греха».

Цадик смотрит человеку в глаза и оба знают, что нет между ними тайн, раби видит и знает все, что было, есть и будет.

Его ясновидение не подвергается сомнению, оно порой более очевидно, нежели всеведение Всевышнего (о котором мы только знаем, но не получаем внешнего бесспорного подтверждения ежесекундно).

По этому поводу гурские хасиды шутят так:

«Почему хасид не грешит? Потому что раби все знает и расскажет Всевышнему».

Взгляд Учителя для хасида есть внешняя совесть, но не только.

Раби смотрит хасиду в глаза и видит не только все сокровенное-постыдное, но и все сокровенное-похвальное.

Он знает о сильных сторонах хасида больше, чем известно тому самому.

О работе цадика, как целителя души говорит шестой Любавичский ребе, р. Йосеф-Ицхак Шнеерсон:

«Есть два пути в лечении недуга: лекарственное подавление болезни и укрепление организма (главным образом его частей, не пораженных болезнью). Есть среди врачей разные предпочтения и разные техники, но по-настоящему преуспевает целитель, идущий по обоим путям в согласии: укрепляющий здоровое и подавляющий больное. Так и в душевных недугах, в целительном служении цадика».

Если принять аллегорию учитель=целитель, то становится понятна и проблема, которой много внимания уделяли уже Бешт и его первые ученики: цадик вынужден все время заниматься негативным, контактировать с ущербным, а это не только неприятно, но и разрушительно для души самого праведника.

В вечерней беседе Симхат Тора 5691 (1931) года р. Йосеф-Ицхак говорил:

«Верно, взгляд на того, в ком есть зло требует самоотверженности. Особенно трудно смотреть на него доброжелательно, без осуждения. Ведь цадик может так посмотреть на грешника, что тот обратится в гору костей (как сказано в «Брахот» 58а и др. местах). Такой взгляд оправдан и нужен крайне редко: только если надо сломать очень упрямую «скорлупу» (так называются в каббале силы зла), когда речь идет о человеке, которого можно спасти только отторжением, о таких сказано «сломать его – значит починить его».

Но такое мы видим крайне редко. Даже если взгляд проникает очень глубоко, даже если слова ранят, должно быть понятно и хасиду и ребе, и должно быть ощутимо обоим, что все делается с любовью и доброжелательно».

Служение в радости

Не было учителя хасидизма, который не цитировал бы слова царя Давида: «Служите Всевышнему в радости…»

Вот и предстают хасиды в глазах внешнего наблюдателя этакими без причины, почти неадекватно веселыми людьми.

Как всегда в подобных случаях, полезно прочесть текст целиком, не полагаясь на цитаты:

«Псалом (о жертве) благодарности: пой Всевышнему вся земля!

Служите Всевышнему в радости, приходите к Нему с песней.

Знайте, что Всевышний -Б-г, Он сотворил нас, мы Его народ , паства Его.

Приходите во врата Его с благодарностью (жертвой благодарности), во дворы Его с хвалой, Хвалите Его, благословляйте Имя Его. Ибо благ Всевышний, вечна милость Его, из поколения в поколение верность Его».

Из текста видно, что не только хасид, не только еврей, не только человек и даже не только все живое, но все сотворенное («вся земля») полно радости.

В чем же проявляется радость? Царь Давид говорит: в песне, разумеется, в широком смысле слова, как мы знаем из «Перек Шира», где у каждого творения, от камней на морском дне до ангелов небесных, есть своя песня.

Есть ли у этой радости определенная причина или, по крайней мере, повод? Да, «знайте, что Всевышний – Б-г». Само присутствие в мире Творца наполняет мир радостью, «как присутствие мужа и отца в доме наполняет радостью сердце возлюбленной и детей его». У евреев же есть и еще две причины радоваться: во-первых, «мы Его народ»,– Он нас избрал, во-вторых, мы «паства Его», то есть мы сознательно приняли его абсолютную власть над нами.

Печаль (ацвут), согласно хасидизму, является проявлением глупости (руах штут – дух глупости),

грехом (неблагодарности) и серьезным препятствием в служению Б-гу. Даже «позитивная» грусть осуждается: человеку, кающемуся в грехах тоже не следует впадать в депрессию («черную желчь» по Галену и Рамбаму). Но учителя хасидизма не пытались построить на земле утопический остров вечных улыбок. Есть в душе человека место и для горечи (мерирут), природу которой хасидизм определяет как отдаление от Всевышнего. Противопоставление «горечи» и «печали» может показаться семантической игрой, но разница между ними вполне реальна и объяснима: печаль деструктивна, она расслабляет и деморализует, по словам некоторых учителей, даже убивает.

Горечь же конструктивна, ибо задает не пассивность, а целенаправленное движение, развитие.

Естественным результатом учения о радости в служении явилось установление психологической и социальной нормы гитлагавут (‘воспламенение’, ‘воодушевление’, ‘энтузиазм’). Это состояние можно описать народным выражением «душа горит». По сути, состояние это, знакомое тем, кто видел танцующих хасидов с почти бессознательным выражением неземного счастья на лицах.

Гитлагавут можно трактовать, как ощущение, «намекающее на истинный вкус Близости (двекут), который доступен только совершенным праведникам», своего рода «двекут для простого человека» («Магид дварав леЯаков»).

Обилие мотивов радости в хасидизме также связано и с тем, что в мире (по учению Бешта) нет зла, по крайней мере, нет абсолютного зла. Нет его и в человеке: дурные мысли и страсти, порождение тела и животного начала, по сути своей (как в луриансткой каббале — осколки небесного, совершенного, разлетевшиеся после сокрушения сосуд, их можно и должно вернуть к первоисточнику, «перевернуть». Это благо не только для человека, но и для всего сотворенного: вместе с нашими душами «исправляются» все миры, как нижние, так и верхние.

Отец организованного хасидизма, святой Магид, говорил, что «сотворение человека имело целью посредством Торы, молитвы и добрых дел вознесение миров к их корню, как раз туда, где они находились изначально, прильнув ко Всевышнему»