Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

563

 

«Матот-Масэй»

29 тамуза 5761

20.7.2001

 

НЕСЛУЧАЙНОЕ СЛУЧАЙНОЕ

«Обратись к сынам Израиля и скажи им: когда вы перейдете через Иордан в землю Кнаан, то определите для себя, какие города будут у вас убежищами, и убежит туда убийца, убивший человека неумышленно…» В этих городах мог укрываться всякий убийца до тех пор, пока его дело рассматривалось в суде. Если суд устанавливал, что тот совершил свое преступление намеренно, то его наказывали, если же выяснялось, что убийство было неумышленным, то убийца мог оставаться жить в этом городе и дальше.

Говоря современным юридическим языком, только убийство, совершенное по ошибке, наказывается изгнанием в город-убежище.

Но почему случайное убийство вообще наказуемо?

Уникальность человека в спектре творений, объектов, существ, наполняющих миры, его самоценность впервые в истории человечества осознали евреи, но в этом следует видеть не столько заслугу наших предков, сколько проявление милости Всевышнего, научившего их осознавать ценность человеческой жизни. Древнее право не знало этого принципа, оценивая человека в той же мере, в какой оценивается любой предмет: суд определял цену человека, как и стоимость скота, земли, дома.

Что же отличает человека от всего остального? Многое, но в данном аспекте нас интересует свобода выбора, автономность. А с этой свободой обрушивается на человека и ответственность, и угрызения совести — в том числе и тогда, когда он, помимо своей воли, оказался причиной смерти ближнего. Если же он в такой ситуации свободен от мучений и раздумий, ни в чем не винит себя, стало быть, он отказывается от ответственности, свободы и автономности, признает себя вещью в мире вещей.

Человек с живой совестью никогда не согласится с автоматическим оправданием даже самых случайных своих проступков. Живого человека отличает страх превратиться в предмет, орудие; выбирая между обусловленностью и ответственностью, он, по словам Арье Бараца, выбирает между вечностью и вещностью. Нет ничего страшнее весьма распространенной позиции: от меня ничего не зависит, обстоятельства сильнее меня.

Талмуд требует иного: «Даже если весь мир говорит тебе, что ты праведник, будь в глазах своих грешником» («Нида» 306). Современная психология печется о повышении самооценки, об освобождении человека от комплексов вообще и от комплекса вины в частности. Важно, чтобы в результате этой «освободительной терапии» человек не превратился в самодовольный, во всем правый, бессовестный… предмет. Недовольство собой, готовность принять вину даже за неумышленный и случайный проступок оставляет надежду на духовный рост. Виленский Гаон Элиягу писал: «Если человек не старается постоянно подниматься все выше и выше, он против своей воли и незаметно для себя опускается все ниже и ниже». Но и вечное недовольство собой, «черная желчь», как это называется у нас, опасно не меньше, чем самодовольство. Между бессовестной незакомплексованностью и мрачным самобичеванием должен найти свое место человек живой.

И СНОВА ХОВКИН

Не прошло и недели, а Эзра Ховкин уже принес новое издание: «Записка Ребе. Хасиде-кие истории».

Книга редкого жанра. Родители хотят (и должны) рассказывать своим детям сказки. У русских, у арабов, у немцев такие сказки есть. И у евреев есть. А у русскоязычных евреев? Их прадеды рассказывали их дедам сказки (точнее, хасидские истории) на идиш.

Тому, кто сегодня хочет рассказать ребенку на ночь сказку (что в нашем культурном контексте вовсе не означает «вымысел»), стоит приобрести новую книгу Э. Ховкина. И детям будет интересно, и родители кое-чему научатся.

Издательство «Лев Шомеа», Иерусалим, 5761 (2001), 02-5860247

А еще готов и вот-вот выйдет в свет второй номер «Семейного альманаха».

СУББОТНИЕ СВЕЧИ

Перед наступлением субботы женщины, девушки и девочки зажигают свечи. Замужние зажигают две или более, другие — одну. После этого произносят :

Барух Ата Адо-най Эло-Ьэйну Мелех ha-олам ашер кидшану бемицвотав вецивану леhадлик нер шель Шабат кодеш.

Помните, если свечи не зажжены до захода солнца, зажечь их — значит нарушить закон Торы!

МАТОТ-МАСЭЙ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад а-рав Кук», Ф. Гурфинкель, изд. «Шамир» — Сончино).

И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так:

«Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам, затем приобщишься ты к народу твоему».

И сказал Моше народу:

«Пусть выйдут из вас люди в ополчение, и пусть выступят они против Мидьяна, чтобы совершить мщение Б-га над Мидьяном. По тысяче из колена; от всех колен Израиля пошлите в ополчение».

И послал Моше их и Пинхаса, сына Эльазара-коена, в ополчение. И сражались они против Мидьяна, как Б-г повелел Моше, и убили всех мужчин. И царей Мидьяна убили мечом.

И было у сынов Реувена и у сынов Гада скота весьма много, и увидели они страну Язер и страну Гильад, и вот, место это — место для скота.

И пришли сыны Гада и сыны Реувена, и сказали Моше и Эльазару-коену:

«Земля эта хороша для скота, а у рабов твоих скота много. Если мы нашли милость в глазах твоих, пусть будет дана земля эта рабам твоим во владение! Не переводи нас через Иордан!»

И сказал Моше сынам Гада и сынам Реувена:

«Братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь?! Зачем склоняете вы сердца сынов Израиля не переходить в страну, которую дал им Б-г? Так поступили отцы ваши, когда я послал их из Кадеш-Барнеа высмотреть страну. Они дошли до долины Эшколь, и осмотрели страну, и склонили сердца сынов Израиля не идти в страну, которую дал им Б-г. И воспылал гнев Б-га в тот день, и поклялся Он, сказав: не увидят люди, вышедшие из Египта, от двадцати лет и старше, землю, которую Я поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову, ибо не исполнили они волю Мою. Исключая лишь Калева, сына Йефунэ, сына Кназа, и Йегошуа, сына Нуна, ибо исполнили они волю Б-га. И воспылал гнев Б-га на Израиль, и водил Он их по пустыне сорок лет, пока не кончилось все поколение, совершившее зло в глазах Б-га. И вот, пришли вы на смену отцам вашим, сборище людей грешных, чтобы увеличить еще гнев Б-га на Израиль! Если отвернетесь вы от Него, то оставит Он Израиль в пустыне, и погубите вы весь народ этот!»

И подошли они к нему, и сказали: «Загоны для овец построим мы здесь и города для малых детей наших, а мы пойдем перед сынами Израиля, пока не приведем их на место их; пусть же останутся малые дети наши в городах, защищенных от жителей этой страны. Не возвратимся мы в дома наши, пока не получит каждый из сынов Израиля удел свой. Ведь мы не возьмем с ними удел по ту сторону Иордана и далее, ибо получаем мы удел наш на восточной стороне Иордана».

И сказал им Моше:

«Если вы сделаете это, если выступите на войну, и перейдет каждый из вас через Иордан, пока не изгонит он врагов своих от себя и покорена будет страна, а затем возвратитесь, то будете чисты пред Б-гом и перед Израилем, и достанется вам эта страна во владение. Если же не сделаете так, то согрешите пред Б-гом, знайте, что это грех ваш, который постигнет вас. Стройте себе города для малых детей ваших и загоны для мелкого скота вашего, и то, что вы сказали, исполняйте!»

И сказали сыны Гада и сыны Реувена, обращаясь к Моше, так:

«Рабы твои сделают так, как господин наш велит. Малые дети наши, жены наши, стада наши и весь скот наш будут там, в городах Гильада, а рабы твои выйдут вооруженными пред Богом на войну, как господин наш говорит».

И дал о них Моше приказ Эльазару-когену и Йегошуа, сыну Нуна, и главам отчих колен сынов Израиля, и сказал им Моше: «Если перейдут сыны Гада и сыны Реувена с вами через Иордан и каждый из них будет готов к войне пред Б-гом, и покорена будет страна перед вами, то отдайте им страну Гильад во владение. Если же не перейдут они, выступив вместе с вами, то получат владение среди вас в стране Кнаан».

И отвечали сыны Гада и сыны Реувена так:

«Как говорил Б-г рабам твоим, так мы и сделаем! Мы перейдем, выступив пред Б-гом, в страну Кнаан, и нам достанется во владение удел наш по эту сторону Иордана».

И дал Моше им, сынам Гада, и сынам Реувена, и половине колена Менаше страну с городами ее и окрестностями, города с землями вокруг.

Хасидское слово

УВИДЕТЬ И ПОВЕРИТЬ

«И увидел Израиль силу великую», а затем: «…и уверовали в Б-га и в Моше, раба Его».

Почему так сказано?

Кажется, вопрос о вере может быть правомочен лишь до того, как Израиль «увидел». Увидевший знает, а не верит.

Так, да не так.

Только после этого может быть поставлен правильный вопрос. То, что человек воочию убедился в величии Всевышнего, отнюдь не означает, что он может обойтись без веры. Более того, только после «видения» можно осознать, что означает недостаток веры, и почувствовать, как она необходима. Способность увидеть великую силу означает лишь начало веры в то, что невозможно увидеть.

Сиха Ребе

Раби Шмуэль, пятый Любавичский Ребе, известный как Ребе Маараш, любил повторять: «Весь мир говорит: если ты не можешь пройти под, иди над. Я же говорю: сразу иди над».

Считается естественным, встретив на пути препятствие, пробовать смиренно проползти под ним, а уже если не получится, собравшись с силами и с мужеством, перешагнуть через него.

Ребе говорит: начни с конца, смело перешагни, словно никакого препятствия и нет.

В сущности, препятствия для того и созданы, чтобы через них перешагивать.

Душа пребывает в плену, если человек знает, как надо себя вести, но позволяет внешним силам сбить себя с правильного пути.

Например, вы являетесь главой государства. Решаете, как поступать, и начинаете действовать. Газеты, конечно, осыпают вас проклятиями. Народ уверяет вас, что вы совершили ошибку. Вас называют порочным, аморальным, сравнивают с величайшими злодеями истории. ООН выражает единодушный протест против ваших действий. Президент Соединенных Штатов призывает вас прекратить их, угрожая отменой финансовой и военной помощи. Но вы знаете, что поступаете правильно. Сдавшись, уступив давлению, вы добровольно отправляете свою душу в рабство.

Рабство начинается с невинной, на первый взгляд, мысли: я мал, а мир велик.

Поверив в это однажды, человек становится рабом страха, рабом мира, рабом каждого.

Бояться мира значит отрицать единственность его Создателя.

Когда посланные Моше разведчики вернулись из страны Кнаан, которую им было поручено обследовать, они включили в свой отчет такие слова:

«Мы чувствовали себя перед ними муравьями и были такими в их глазах».

Именно потому, что они казались себе муравьями, те тоже видели в них муравьев.

Иногда кажется, что в мире есть места и обстоятельства, где Б-жественность не может присутствовать.

В такой ситуации следует действовать, отбросив все расчеты, просто действовать. Не ваше дело взвешивать все если и где. Ваше дело определить как. Действуйте -и увидите чудеса.

По книге Ц. Фримана «365 размышлений Ребе»

Хасидские истории

Солдат-Целитель

Один деревенский еврей, у которого не было детей, поехал вместе с женой к святому магиду из Козе-нице просить его, чтобы он молился вместе с ними и благословил их на обзаведение потомством. Святой магид благословил их, и его благословение подействовало: родился сын.

Сколько-то времени спустя ребенок опасно заболел, и жена настояла, чтобы муж поехал к магиду снова. Тот поехал, магид благословил его на полное излечение малыша и отпустил с миром. Но ребенку становилось все хуже. Мать не отходила от его постели, все время сидела рядом, огорченная и встревоженная. Однажды она задремала возле сына, а когда проснулась, увидела около постели какого-то солдата; в одной его руке -кувшин, в другой — ложка, и вот, он поит мальчика из ложки. Испугалась женщина и закричала, а солдат убежал. В тот же миг лучше стало мальчику, и начал он выздоравливать. Обрадовались родители, но и испугались: а что, если это был колдун или черт? Что же они сделали? Поехали снова к святому магиду и поговорили с ним о том, что случилось. Сказал им магид, чтобы не волновались они, нет в этой истории ничего плохого.

Как только они уехали, приказал магид своему слуге взять его трость, пойти на козинецкое кладбище, ударить тростью по могиле одного солдата и сказать этому солдату, что его вызывает магид. Слуга так и сделал. Магид спросил у солдата: «Кто поставил тебя лечить детей?»

Ответил ему солдат: «Когда забрали меня в армию, затерялся я среди гоев, жил

как они, только в их реестрах значился иудеем. Однажды вместе с другими солдатами я шел по дороге и встретился нам беззащитный еврей. Солдаты окружили его, обыскали, нашли сто рублей. Ограбив же его, испугались, что тот

пойдет и расскажет все офицеру, и тогда взяли они беднягу, повесили на дереве и ушли. Как увидел я это жуткое дело, — задрожала во мне еврейская жилка, и охватила меня жалость. Я скрылся от своих товарищей и пошел скорее к по-

вешенному, достал нож и перерезал веревку. И тут к нему вернулось дыхание. У меня с собой были кое-какие деньги, я дал этому еврею сто рублей, и он в великой радости отправился домой. Когда солдаты пришли на место, офицер устроил, как положено, перекличку, вызывал каждого по имени, а как дошел до моего имени — никто не отвечает: «Вот я». Спросил офицер солдат обо мне, и они ответили, что по дороге я шел вместе с ними, да видать, задержался где-то. Приказал им офицер разыскать меня. Они пошли и отыскали меня под деревом, на котором был повешен еврей, да только его, повешенного, нет. Догадались солдаты, что это я спас еврея, испугались, что расскажу я об этом деле офицеру, и решили повесить и меня на этом дереве. Так они и сделали, а после пришли к офицеру и сказали, что нашли меня повешенным. А потом забрали меня и похоронили на кладбище в городке Козенице.

Когда же после моей смерти пришел я в Небесный суд за приговором, там сказали, что присудить мне тут же райский сад невозможно, потому что ежедневно совершал я преступления, но так же невоз-можно присудить мне ад, ведь я спас жизнь еврею, а «всякий, кто спасет одну жизнь в Израиле, — словно спас целый мир», да еще я отдал свою жизнь за его спасение.

Поэтому постановили, что буду я детским целителем, и дали мне на Небесах право возвращать детям жизнь в час, когда они нуждаются в спасении.

Из книги Ш.-Й. Зевина «Ха-сидские рассказы « в переводе А. Львова

О ХРАМЕ

В дни траура по разрушенному Храму принято изучать законы, связанные со строительством Храма и службой в нем. Стоит начать рассказ с замечания (в наше время это известно немногим кроме религиозных евреев): молитвы и вся синагогальная служба построены как замена жертвоприношениям.

Именно принесение в жертву чистых животных и птиц, злаков, вина, масла и было главным компонентом богослужения у наших предков. Около 150 из 613 заповедей Торы связаны с жертвоприношениями. Позднее, когда Храма не стало, предки наши стали «платить дань устами вместо тельцов»

Рамбам считал, что принесение животных в жертву было заповедано Всевышним, чтобы люди оставили страшный обычай приносить человеческие жертвы. Есть и

иные точки зрения, дающие жертвоприношениям иные, рациональные или мистические, интерпретации.

С

тех пор как царь Шломо построил Первый Храм в Иерусалиме (примерно 950 г. до н.э.), еврейский Закон запретил жертвоприношения вне Храма.

Храмовая служба велась одним из семейств колена Леви (коганим, прямыми потомками Агарона,

старшего брата Мо-ше, по мужской линии). Колено Леви было единственным, не получившим своей земли, когда ев-реи вошли в Кнаан. Левиим были отведены 48 городов в Стране Израиля, и на их содержание предназначался ежегодный налог, взимавшийся с других колен Левиим помогали коганим в Храмовых службах.

Жертвы приносили ежедневно утром и после полудня. В наши дни об этих «постоянных» жертвах напоминают утренняя и послеполуденная молитвы («Шахарит» и «Минха») Другие многочисленные жертвы приносили в знак бла-

годарности Всевышнему или в искупление грехов.

В жертву можно было приносить только кашерных домашних животных (коров, овец, коз и птиц).

Мудрецы говорят: «Бык убегает от льва, овца от волка, козел от тигра. Сказал Всевышний, благословенно имя Его: «Не приносите Мне в дар тех, кто преследует, но только тех, кого преследуют» («Ваикра раба», 27).

Жертвенные животные не должны были иметь никаких изъянов («Ваикра», 3:6;22:17-25).

Кроме животных, евреи приносили в храмовую жертву часть первого урожая плодов, пшеницу и овес.

Когда в 70 г. был разрушен Второй Храм, были евреи, которые отчаялись когда-либо получить про-

щение за свои грехи, ведь не осталось места, где они могли бы принести искупительные жертвы. Раби Йоханан бен Закай говорил, что жертвоприношения можно заменить милосердным поведением и любовью к ближним — и это лучший путь получить прощение Всевышнего. Талмуд говорит, что «изучение Торы евреями важнее в глазах Всевышнего, чем ежедневное жертвоприношение» («Мегила», 36). Важно отметить, что одна из основ нашей веры гласит. «Я верю полной верой в приход Машиаха, и хотя он задерживается, я все же каждый день буду ждать его». Одним же из главных признаков прихода Машиаха, одним из важнейших событий его эры будет восстановление Храма и возобновление жертвоприношений в нем.