Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

560

 

«Хукат»

8 тамуза 5761

29/6/2001

ИЗ ИСТОРИИ ДИПЛОМАТИИ

Есть в Танахе такая история (она читается в синагогах в эти дни):

«…А Ифтах был сыном князя Гилада, и был Ифтах человеком храбрым, и собрались к нему люди мужественные. И вот однажды стали нападать на евреев аммонитяне и пришли старейшины Гилада и сказали Ифтаху: «Иди и будь нам вождем, и сразимся с аммонитянами…» И послал Ифтах послов к царю Аммона сказать: «Что тебе до меня, что пришел ты ко мне воевать в стране моей?» И сказал царь аммонитян послам Ифтаха: «Я воюю с вами потому, что захватили евреи при выходе своем из Египта землю мою — восточный берег Иордана, от Арнона до Ябока; а теперь возврати мне эту землю, и будет у нас мирный договор». И выслушал Ифтах слова царя Аммона, и опять направил послов к нему, и велел сказать ему так: «Не так было. Не брал Израиль земли моавитян и земли аммонитян, ибо когда вышли мы из Египта, то обошли кругом земли эдомитян, моавитян и аммонитян, и пришли к восточной стороне Иордана, и расположились станом за Арноном, и не входили в пределы ваши, ибо Арнон — ваша граница. И послали мы послов к Сихону, царю Гилада, и к Огу, царю Башана (на Голанских высотах), и просили дать нам пройти через земли их в страну Кнаан. Но не позволили они нам пройти через их земли и вышли на нас войной и сразились с Израилем, и победили мы их и захватили их земли.».

И еще добавили послы, и ты и народ твой знаете, что Всевышний отдал нам эту землю во владение.

И еще добавили: мы живем на этой земле уже триста лет. Если вы считаете эту землю своей, почему молчали так долго?

И еще, добавили: вспомни Бала-ка, царя Моава, он тоже решил воевать с нами. Знаешь, чем это кончилось.

«Сам же я против тебя не воюю -так и ты перестань воевать со мной. Если же не согласен ты на мир — то пусть судит нас Г-сподь!» — так велел Ифтах сказать царю Аммона.

Знаете, его тактика кажется идеальной: не кидается в бой, приводит разнообразные аргументы (на любой вкус), апеллирует не только к международному праву, но и к здравому смыслу. Даже наши нынешние правые были бы им довольны: не постеснялся сослаться на обетование Всевышнего!

Именно так должны бы вести переговоры лидеры Израиля, если бы… мы не знали, чем все кончилось в Танахе. Поговорили послы, поигрались в аргументы и контраргументы. Выслушали «вторую сторону», словом, было много внешнеполитического ажиотажа.

А потом пришлось собрать армию, вступить в бой, победить. «И преисполнился тогда Ифтах мужеством и духом Всевышнего, и прошел по стране, и собрал народ, и напал на стан аммонитян. И нанес он им сокрушительное поражение, и разрушил двадцать городов их, и смирились тогда аммонитяне, и заключили мир с сынами Израиля…»

Есть народы, которые любят воевать и побеждать. Евреи всегда воевали только по необходимости и побеждали только потому, что у них не было выбора. Нет его у нас и сегодня.

Придется снова победить.

ХУКАТ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад а-рав Кук» , Ф. Гурфинкель. изд «Шамир» — Сончино).

И говорил Г-сподь Моше и Аарону так:

«Вот закон Учения: говори сынам Израиля, чтобы взяли тебе телицу красную без изъяна, у которой нет увечья, на которой не было ярма. И передайте ее Эльазару — священнослужителю, и выведет он ее за пределы стана, и заколют ее пред ним. И возьмет Эльазар — священнослужитель от ее крови перстом своим, и покропит к передней стороне шатра собрания от крови ее семикратно. И сожгут телицу у него на глазах; ее кожу и ее мясо, и ее кровь вместе с ее пометом сожгут. И возьмет священнослужитель кедровое дерево и эзов и червленую нить, и бросит на пепел телицы. И вымоет свои одежды священнослужитель, и омоет он тело свое водой, и нечист будет священнослужитель до вечера. И сжигавший ее вымоет одежды свои водой, и омоет тело свое водой, и нечист будет до вечера. А человек чистый соберет пепел телицы, и положит вне стана на месте чистом, и будет общине сынов Израиля на сохранение для воды кропильной — очистительная жертва это. И вымоет собиравший пепел телицы одежды свои, и нечист он до вечера. И будет это для сынов Израиля и для пришельца, живущего среди них, законом вечным. Коснувшийся мертвого тела всякого человека нечист будет семь дней. Он очистит себя этим в третий день и в седьмой день, и будет чист. А если не очистит себя в третий день и в седьмой день, то чист не будет. Вот учение: если человек умрет в шатре, то всякий вошедший в шатер и все, что в шатре, нечисто будет семь дней. И всякий сосуд открытый, на котором нет покрытия плотного, нечист. И всякий, кто коснется в поле убитого мечом или умершего, или кости человеческой, или могилы, нечист будет семь дней. И возьмут для нечистого от пепла сожженной очистительной жертвы, и нальет на него живой воды в сосуд. И возьмет эзов, и обмакнет его в воду человек чистый, и окропит он шатер и вес сосуды, и всех людей, которые были там, и коснувшегося кости или убитого, или умершего, или могилы. И окропит чистый нечистого в третий день и в седьмой день, и очистит его в седьмой день; и вымоет одежды свои, и омоет себя водой, и чист будет вечером. А душа того, кто нечист будет и не очистит себя, искоренится из общества, ибо в Святилище Г-спода нечистоту привнес, водою кропильной его не кропили, нечист он. И будет для них законом вечным. А кропивший водою кропильной вымоет свои одежды, и коснувшийся воды кропильной нечист будет до вечера. А все, чего коснется нечистый, нечисто будет; и всякий коснувшийся его нечист будет до вечера».

И пришли сыны Израиля, вся община, в пустыню Цин в первом месяце, и остановился народ в Кадеш.

И умерла там Мирьям, и погребена была там.

И не было воды для общины, и собрались они против Моше и против Аарона.

И спорил народ с Моше, и сказали они так: «О, если бы умерли мы, как умерли наши братья пред Г-сподом! И для чего вы привели общество Г-спода в эту пустыню, чтобы умереть там нам и скоту нашему? И зачем вы вывели нас из Египта? Чтобы привести нас на это место дурное? Это не место посевов и инжира, и винограда, и гранатовых яблок; и воды нет для питья!»

И пришли Моше и Аарон от общества ко входу в шатер собрания, и пали они ниц.

И явила себя им слава Г-спод.

И Г-сподь говорил Моше так:

«Возьми посох и собери общину, ты и Аарон, брат твой, и повелите скале на глазах у них, и даст она воды свои, и ты извлечешь для них воду из скалы, и напоишь ты общину и их скот».

И взял Моше посох пред Г-сподом, как Он повелел ему. И собрали Моше и Аарон общество перед скалою. И сказал он им:

«Внемлите же, строптивые! Из этой ли скалы извлечь нам для вас воду?!»

И поднял Моше руку свою, и ударил скалу своим посохом дважды, и вышло много воды, и пила гущина и их скот.

И сказал Г-сподь Моше и Аарону:

«За то, что вы не доверились Мне, чтобы явить Мою святость на глазах у сынов Израиля, потому не приведете вы это общество на землю, которую Я дал им».

СОВСЕМ КОРОТКО

Две истории, рассказанные р. А. Штензальцем:

Хозяин принимал гостя и предложил ему выпить. Тот говорит: «С удовольствием, пошли мальчика, пусть принесет». Но хозяин принес сам. «Почему ты не послал мальчика?» — «Знаешь, я стараюсь сохранять мальчика в себе и поэтому время от времени посылаю его что-нибудь сделать».

Сидят двое в очереди в ожидании суда после смерти. Вызывают одного из них. «А почему не меня? Я же впереди!» — «Сначала те, кто старше». -«Но я же намного старше! Я его на руках носил.» -«Э, у нас другой возраст: он жил полной жизнью. а у тебя, даже если хорошо поскрести, больше двух годочков не наберется».

Сиха Ребе

Пишет Рамбам: «Девять раз была исполнена заповедь о красной корове: впервые — Моше, затем — Эзрой, и еще семь раз от Эзры до разрушения Второго Храма. В десятый раз совершит ее царь Машиах, да явится он вскоре, амен, да будет так».

Стиль, в котором написан кодекс «Мишнэ Тора» мудрецы называют «золотым»: каждое слово взвешено, нет ничего лишнего, все предельно ясно.

И вдруг столь эмоциональный, на первый взгляд лишний, пассаж: «…да явится он вскоре, амен, да будет так!»

Отметим, что слова «амен, да будет так» хорошо знакомы каждому еврею, они — часть многих молитв, привычный ответ на доброе пожелание. Но их редко встретишь в книге, тем более в кодексе законов.

И, что еще более удивительно, мы встречаем их именно в тексте о красной корове, в главах же, непосредственно посвященных теме прихода Машиаха, текст лишен подобных «всплесков».

Там Рамбам пишет: «… а тот, кто не верит в приход Машиаха или не ждет его прихода — отрицает слова Торы и Моше». Обратим внимание, что здесь вера и ожидание стоят в одном ряду, «через запятую», отсюда ясно, что как для веры нет определенных сроков, но она вневременна и постоянна, так и ожидание должно быть постоянным. Как сказано: «Ибо на избавление Твое надеемся все время».

Постоянное ожидание скорее касается эмоциональной сферы, чем интеллекта, знания. Это субъективное ощущение, что «я не могу достичь совершенства, пока он не пришел», ощущение, что мир ущербен, что несовершенство везде и во всем.

Именно поэтому Рамбам, в котором это чувство было особенно сильно, упомянув Машиаха, не может удержаться от эмоционального всплеска, даже если это ломает строгий академический стиль его книги.

Молитва «прорвалась» сквозь строки кодекса.

Более того, в книге, где выверено каждое слово, молитва о Машиахе написана с нарушением порядка слов, словно она не написана, а произнесена в волнении и с поспешностью.

Воистину, от Моше до Моше не было подобного Моше!

ХАСИДИЗМ

Продолжение серии статей

И у всякого человека… две души, как сказано: «Я души сотворил», — то есть две души. Одна душа от дурной стороны, она облачена в кровь, чтобы давать жизненность телу, как сказано: «И душа плоти — в крови», — и от нее исходят все плохие свойства, происходящие от каждого из четырех начал, как то гнев, гордыня от начала огня, которому свойственно взмывать вверх, страсть к наслаждению от начала воды, ведь вода взращивает разные наслаждения… Хорошие качества, которые свойственны евреям от рождения, такие, как милосердие, бескорыстие, происходят из нее. Вторая душа у еврея есть часть Б-га свыше, как сказано: «И вдохнул в ноздри его душу живую», — и еще: «И Ты вдохнул ее в меня», — и, как сказано в «Зогаре»: «Вдувающий — из себя вдувает, то есть, из внутренности своей» («Тания», ч. 1, гл. 1,2).

Б-жественная душа

Если в других мировоззренческих системах мы привыкли слышать, что душа стремится ко Всевышнему, ищет Его, то в хасидизме душа попросту не мыслится как отдельная от Него сущность.

Р. Шнеур-Залман проводит параллель между происхождением души как эманации Всевышнего, «развития ребенка из капли отцовского семени».

Слова Торы: «Вы дети Г-спода, Б-га вашего» в глазах Старого Ребе — не аллегория и не риторический комплимент. Божественная душа не только связана родством со Всевышним, но и куда ближе к Нему, нежели отец к сыну в мире телесном, ведь если отец и сын есть две раздельные сущности, то Б-г неделим и потому душа неотделима от Него.

Этот тезис имеет неожиданный психосоциологический выход: братство душ, братство людей превращается из предмета мечтаний и идеала в единственно возможную реальность.

Сколько бы мы ни рассуждали о различии в уровнях душ и о разделяющих их факторах, они оказываются по определению неразделимыми. Поскольку дух властвует над природой, близость между людьми оказывается естественной реальностью, а разделенность — не более чем преходящей иллюзией.

Три ступени, десять сфер и три одеяния

Обращаясь к рассмотрению природы и способностей божественной души, р. Шнеур-Залман разрабатывает подробную «анатомию» духа.

Он говорит о трех уровнях: нефеш. руах и нешама. Из других трудов р. Шнеура-Залмана мы видим, что нешама проявляется в интеллектуальных способностях души; руах -в ее эмоциональной сфере; нефеш — во внешних проявлениях души, ее одеяниях: мысли, речи, действии.

При всем различии между людьми разного уровня, здесь декларируется своего рода естественное равенство: нефеш. руах и нешама, составляющие божественную душу даже невежд и недостойных. — все они являются эманациями Высшего Разума (хохма илаа).

Нисан Миндель пишет: «Все они принадлежат наивысшему источнику сознания и не имеют никакого отношения к низшей инстинктивной или импульсивной жизни, лежащей во владении животной души. Представление р. Шнеура-Залмана о душе, в состав которой входят нефеш, руах и нешама, восходит, главным образом, к книге «Зогар», в которой все три составляющие рассматриваются как уже содержащиеся в каждой душе. Следует отметить, что эта пятичастная каббалистическая традиция (На-РаНХаЙ — нефеш, руах, нешама, хая, йехида) находит отражение в «Тании», но только три первые ступени вполне рассмот рены автором.

«Душа действует с помощью сил, которые, в свою очередь, проявляются через телесный организм. Силы души делятся на две категории: общие и частные. Общие силы — это наслаждение (онег) и желание или воля (рацон). Они именуются «общими», поскольку не связаны с каким-либо из органов тела специфической связью.

Человек находит наслаждение в математических вычислениях, общении, танце, еде, самосозерцании. В той же мере автономны и всеохватывающи его желания и воля.

Частные силы подразделяются на две категории: силы интеллекта (сехель) и эмоциональные качества (мидот). Силы интеллекта связаны с деятельностью мозга, и только через него с сердцем.

Интеллект проявляется в трех функциях-свойствах: хохма, бина и даат. Обычно эти термины переводятся как «мудрость», «понимание» и «знание», однако в учении Хабад (названном так именно по аббревиатуре трех этих слов) имеют вполне определенное и отличное от принятого перевода значение. Хохма — интеллектуальная вспышка, способность «родить» мысль. Бина — способностью к мышлению. Даат — завершение мыслительного процесса, превращение мысли в практический вывод и поведенческое побуждение.

Хохма — рождение мысли.

Бина — ее эволюция. Даат — ее завершение. Слово хохма толкуется методом перестановки букв к о ах ма, то есть «пребывающее в потенции». Недаром это понятие иллюстрирую! следующим примером: молния вспыхнула и озарила ярким светом темную комнату. Все высвечено ярко и четко, куда ярче, чем в солнечный полдень. Но вспышка длится мгновение — и комната снова погружается во мрак. Теперь человек может осмыслить не торопясь все, что видел в это короткое мгновение озарения.

Даат является ключом к пониманию психологического учения р. Шнеура-Залмана. Это не только завершающая фаза процесса мышления, но также именно тот аспект интеллекта, который контролирует сознание, внимание, осознанные намерения. Даат — мост между разумом и чувством.

Таким образом, даат играет решающую и роль в формировании поведения человека, то есть в становлении человеческий личности.

Кроме трех сил интеллекта, божественная душа обладает семью эмоциональными качествами: мидот. Слово «мидот» на иврите означает «меры».

Почему же эмоции названы «мерами», нет ли в этом парадокса?

Дело в том, что каббала, а за нею и хасидизм, утверждают, что эмоции рождаются как функция от интеллекта, «в меру мысли».

Три первых («верхних») эмоциональных качества являются ведущими.

Хесед — любовь, милость, привязанность, нежность, благодарность.

Гвура — строгость, жесткость, властность, мужество.

Тиферет — красота, великолепие, совершенство — синтез первых двух свойств с преобладанием хеседа. Хасиды, знающие русский язык, говорят что это — доброта.

Продолжение следует.