Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

566

 

«Экев»

21 ава 5761

10.8.2001

ИЗБРАННЫЙ НАРОД или ПРАВО НА КАПРИЗ

«Ведь Б-гу… принадлежат небо, и все, что над небом, земля, и все, что на ней. Но только отцов твоих полюбил Б-г и избрал потомство их… вас, из всех народов…»

Вокруг нашего избранничества царит великая путаница, бурлят страсти, копятся обиды.

А все по незнанию: не о чем спорить, им нечему завидовать, нам нечем тяготиться.

Помню, как моя бабушка смотрела телевизор. Больше всего она любила титры и жадно читала фамилии всех, причастных к созданию фильма; строки ползли, а она, стараясь никого не пропустить, сортировала все фамилии, от режиссера до осветителя, на «наших» и остальных.

Так вот, никакого отношения к избранности процент евреев в титрах не имеет. В той же мере не имеет к нему отношения и доля евреев в списке нобелевских лауреатов, Героев Советского Союза, чемпионов мира по шахматам и заслуженных ветеринаров Австралии.

Раби Хаим бен Атар пишет: «Всевышний избрал еврейский народ не за то, что он самый умный и образованный среди всех народов…»

Впрочем, и он это не придумал. Мидраш говорит («Эйха раба», 2:17):

«Если тебе скажут, что есть мудрость у народов мира, верь этому».

Кстати, если вы станете искать в Торе обещание Всевышнего евреям вроде того, что «будете Мне народом гениальным», – вас ждет разочарование. Ничего такого в Торе нет, равно как и обещаний интеллектуального или иного превосходства над другими.

А сказано так: «И будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым…»

Саадья-гаон говорил: «Наш народ стал народом только благодаря Торе». В этом и есть наше избранничество: мы – народ Торы.

Евреям было обещано вечное существование, а значит и Тора никогда не будет забыта, так говорит Саадья-гаон, сторонник концепции «народ, которому принадлежит Книга».

А Рамбам выдвигает в точности противоположный тезис: «народ, который принадлежит Торе» – Тора вечна, поэтому вечны и евреи.

Некогда города Слуцк и Бриск (Брест-Литовск) соперничали за представительство в Совете четырех земель (своего рода «еврейском правительстве» Восточной Европы). Победил Слуцк – в нем насчитали больше священных книг. Так евреи подходили к своему избранничеству в те времена, и нет причины, чтобы мы изменили старой системе «подсчета голосов».

Впрочем, и ответ «избранничество = дарование Торы» по сути не снимает вопрос, ведь можно и продолжить: а почему Тора дана именно нам?

«Ибо народ святой ты у Б-га, Всесильного твоего: тебя избрал Б-г, чтобы ты был ему народом, избранным из всех народов, что на земле. Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас… но из любви Б-га к вам».

Магараль, р. Йегуда-Лейб из Праги, отвечает на этот вопрос так: нет у евреев никаких особенных достоинств, которые объяснили бы дарование Торы именно им; наоборот, Тора была дана евреям именно для того, чтобы это избрание наше было актуализировано, то есть, из потенциального превратилось в реальное.

Любовь – в этом слове ключ к пониманию феномена избранничества. Когда человек влюблен, он, как правило, не может ответить, что именно пленило его в возлюбленной. И это не случайно: для окружающих она ничем не отличается от других девушек. Особенной ее делают, как говорят по-еврейски, «глаза смотрящего», точнее «глаза влюбленного».

В следующий раз, когда вас спросят об избранности евреев, не начинайте ответ словами: «Потому что мы…» Ответьте просто: «Потому что Он полюбил нас».

Если бы мы объясняли свою избранность национальными достоинствами, мы были бы отвергнуты Всевышним. Евреи – обычный народ, который стал особенным, избранным только потому, что Всевышний возлюбил его. Б-г, согласитесь, тоже имеет право на капризы.

ЭКЕВ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад ha-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И будет так: за то, что слушать станете вы законы эти, и хранить их, и исполнять, то хранить будет Б-г, Всесильный твой, для тебя союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим. И позлюбит Он тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, хлеб твой, вино твое, и оливковое масло твое, и приплод быков твоих, и приплод мелкого скота твоего на земле, которую Он поклялся отцам твоим дать тебе. Благословен будешь ты более всех народов; не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной.

И истребишь ты все народы, которые Б-г, Всесильный твой, дает тебе; да не сжалишься над ними, увидев их, и не служи богам их, ибо это западня для тебя. Если скажешь в сердце своем: «Многочисленнее меня народы эти, как смогу я изгнать их?» – то не бойся их, помни то, что сделал Б-г, Bee-сильный твой, с фараоном и со всеми египтянами, – те великие события, которые видели глаза твои, и знамения, и чудеса, и руку мощную, и мышцу простертую, которыми вывел тебя Б-г, Всесильный твой. Так же сделает Б-г, Всесильный твой, со всеми народами, которых ты боишься. Не страшись их, ибо Б-г, Всесильный твой, среди тебя, Всесильный Б-г, великий и грозный.

И изгонит Б-г, Всесильный твой, народы эти перед тобой постепенно; не сможешь ты истребить их сразу, чтобы не размножились против тебя звери полевые. И отдаст их Б-г, Всесильный твой, тебе, и приведет их в великое смятение, пока не будут они истреблены. И отдаст Он царей их в руки твои, и сотрешь ты имя их из поднебесной, никто не устоит перед тобой, пока не истребишь ты их. Изваяния богов их сожгите; не пожелай серебра и золота, что на них, чтобы взять себе, а то попадешь в западню эту, а это мерзость для Б-га, Всесильного твоего; не вноси мерзость в дом свой, чтобы не быть тебе истребленным подобно ей: презирай это и гнушайся этим, ибо это должно быть истреблено. Все заповеди, которые Я даю вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы живы вы были, и размножились, и пришли, и овладели страной, которую [дать вам] поклялся Б-г отцам вашим. И помни весь тот путь, которым вел тебя Б-г, Всесильный твой, вот уже сорок лет в пустыне, чтобы смирить тебя, и испытать тебя, и узнать, что в сердце твоем, -будешь ли ты хранить заповеди Его или нет. И смирял Он тебя, и испытывал тебя голодом, и кормил тебя маном, которого не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним лишь хлебом живет человек, но всем, что исходит из уст Б-га, живет человек.

Храни заповеди Б-га, Всесильного твоего, и иди путями его, и бойся Его. Ибо Б-г, Всесильный твой, ведет тебя в страну хорошую, в страну водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах, в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и меда, в страну, в которой без скудости есть будешь хлеб, не будет у тебя недостатка ни в чем, в страну, камни которой – железо и из гор которой добывать будешь медь. И будешь ты есть, и насыщаться, и благословлять будешь Б-га, Всесильного твоего, за страну хорошую, которую Он дал тебе. Берегись, чтобы не забыл ты Б-га, Всесильного твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и установлений Его, которые Я даю тебе сегодня.

Может быть, когда будешь есть и насыщаться, и дома хорошие построишь и станешь жить в них, и крупный и мелкий скот твой размножится, и серебра и золота будет много у тебя, и всего у тебя будет в изобилии, – то возгордишься ты, и забудешь Б-га, и скажешь в сердце своем: «Сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство!» – то помни Б-га, Всесильного твоего, ибо это Он дал тебе силу приобретать богатство, чтобы исполнить обещание, которое Он дал отцам твоим, как это и произошло сегодня.

Но если забудешь ты Б-га, Всесильного твоего, и пойдешь за богами чужими, и будешь служить им и поклоняться им, то предостерегаю Я вас сегодня, что погибнете вы. Как народы, которые Б-г уничтожает перед вами, погибнете вы за то, что не послушаетесь Б-га, Всесильного вашего.

Слушай, Израиль!

Ты переходишь сегодня Иордан, чтобы прийти и изгнать народы, которые многочисленнее и сильнее тебя, [жителей] городов больших и укрепленных, со стенами до небес; народ великий и высокорослый, великанов, о которых ты знаешь и о которых ты слышал: кто устоит против великанов?

Знай же сегодня, что Б-г, Всесильный твой, это Он идет перед тобой, словно огонь пожирающий!

Он уничтожит их, и Он низложит их перед тобой, и ты изгонишь их, и уничтожишь их скоро, как говорил тебе Б-г. Не говори в сердце твоем, когда Б-г, Всесильный твой, будет изгонять их от тебя: «За праведность мою привел меня Б-г овладеть этой страной, и за преступления народов этих Б-г изгоняет их от тебя». Не за праведность твою и прямодушие твое приходишь ты овладеть их страной, но за преступления народов этих Б-г, Всесильный твой, изгоняет их от тебя и чтобы исполнить обещание, которое дал Б-г отцам твоим, Аврааму, Ицха-ку и Яакову.

Знай же, что не за праведность твою Б-г, Всесильный твой, дает тебе эту хорошую страну, чтобы ты овладел ею, ибо народ упрямый ты. Помни, не забудь, как гневил ты Б-га, Всесильного твоего, в пустыне, с того дня, как вышел ты из страны египетской, и до прихода вашего на это место непослушны были вы Б-гу.

Беседа Ребе

После трех траурных недель, связанных не только с разрушением Первого и Второго Храмов, но и с темой изгнания и отверженности, следуют «семь недель утешения»; нынешняя недельная глава «Экев» – вторая из глав, посвященных учению о грядущем Избавлении.

Говоря об изгнании и освобождении, следует помнить талмудический принцип: правильный диагноз – половина исцеления. Чтобы победить изгнание, следует осознать свое положение и понять его причины. Если человек не знает, что он болен, его шансы на исцеление крайне малы; если народ не чувствует, что он в изгнании – ему трудно надеяться на освобождение и возвращение.

Прежде, чем наши предки удостоились войти в Святую землю, они сорок лет скитались по пустыне «великой и страшной, где жалящие змеи и скорпионы, где жажда и нет воды». Желая найти путь к Избавлению, идя по пустыне изгнания, мы нуждаемся в опыте наших отцов, победивших пустыню.

«Великая пустыня» нашего поколения – это огромное безжизненное пространство современного цивилизованного мира, где, казалось бы, нет места Торе. Пустыня царит не только в мире: и в душе человека осталось так мало святого, что и она превратилась в пустыню.

Таков диагноз, в чем же исцеление?

Прежде всего, надо избавиться от страха перед пустыней. Мы склонны придавать преувеличенное значение всем тем негативным явлениям, которые происходят вокруг нас. Мы должны помнить, что если еврей признает над собой власть Творца, уже никто другой не будет иметь над ним никакой власти, в том числе и стихия пустыни.

Шаг второй – говорят мудрецы: «Укус змеи обжигает, укус скорпиона замораживает». Горячка страстей и соблазнов (укус змеи), как и холод безучастности и отчуждения (укус скорпиона) – великие беды нашего времени. Что опаснее – горячка или переохлаждение? Талмуд говорит: «Если змея обвилась вокруг ноги – еврей не должен прекращать молитвы. Если к ноге подполз скорпион, следует немедленно прекратить молитву и отогнать его». Опаснее всего – холод и безразличие.

И последняя часть в описании ужасов пустыни: «жажда и нет воды». Это звучит тавтологией: если нет воды, есть жажда, если есть жажда, значит нет воды. Но в Торе нет ни одного лишнего слова.

Вода в иудаизме символизирует Тору. Даже когда есть «вода» (Тора), еврей может испытывать жажду. Мудрецы сравнивают такого еврея с тем, кто стоит в реке и просит воды.

Порой достаточно просто подсказать ему: пей!

ЙОРЦАЙТ ОТЦА ПОСЛЕДНЕГО ЛЮБАВИЧСКОГО РЕБЕ

Р. Леви-Ицхак (Левик) Шнеерсон родился 18 нисана 5638-го (1878) года в местечке Подобранка неподалеку от Гомеля. Родословная его восходит к третьему Любавичскому Ребе, Цемах-Цедеку. Р. Леви-Ицхак учился у своего деда, раввина в Подобранке, р. Иоэля Хайкина, получил смиху раввина от раби Ха-има из Бриска и раби Элиягу-Хаима из Лодзи. В 1909 году, в возрасте 31 года, раби Леви-Ицхак был приглашен на должность раввина общины Екатеринослава. После революции р. Леви-Ицхак волей обстоятельств оказался одним из лидеров борьбы с «передовым отрядом» красного атеистического террора – «Евсекцией». В 30-е годы в Минске состоялся съезд, в котором участвовали 32 раввина. Как и следовало ожидать, съезд выступил с заявлением об отсутствии дискриминации верующих и служителей культа в СССР. А вот аналогичный съезд на Украине провалился из-за отказа р. Леви-Ицхака подчиниться гонителям веры.

Уже в те годы р. Левик прославился как праведник и великий знакток Торы. О нем рассказывали истории, ставшие легендарными. Например, такая: однажды в поздний час в дверь его дома постучали. На пороге стояла испуганная женщина. «Ребе, вы должны нам помочь, моя дочь выходит замуж. Неужели новая семья начнется без еврейской свадьбы, без хупы». В полночь р. Леви-Ицхак и его жена, рабанит Хана,

пригласили надежных людей. Не хватало еще одного, десятого еврея – ведь без миньяна не принято (хотя и можно) ставить хупу. В том же доме, этажом выше, жил еврей, который был председателем домового комитета, а по совместительству и стукачом, приставленным к р. Левику.

Его-то раби и пригласил в качестве десятого! Свадьба была без музыки, без застолья, хупой служила растянутая за четыре угла скатерть. Но разве все это помеха настоящему хасидскому веселью и великому чуду соединения двух чистых еврейских душ, которому не в силах помешать никакие режимы и запреты?

Семья начала свою жизн по всем правилам, всем назло. Кто знает, сколько детей и внуков, а то и правнуков этой четы живут теперь рядом с нами…

Рано утром, еще затемно гости стали расходиться. Счастливые жених и невеста с матерью ушли – их ожидали еще семь праздничных дней, которые они также тайно отметят себя дома.

Р. Левик вернулся к своим повседневным обязанностям. Но кто сказал, что устройство и проведени еврейской свадьбы – не повседневная обязанность раввина?

Эта история была бы неполной без одной, отнюд не второстепенной подробности.

Что случилось с председателем домового комитета, с тем самым «десятым» евреем?

С этого самого дня, точнее, с этой ночи, он стал преданным учеником р Левика. Вскоре он окончательно вернулся к еврейству и еще не раз выручал Ребе, заступаясь за него перед властями. К сожалению, его заступничеств-тоже не всегда помогало. Раби Леви-Ицхак был конце концов сослан в Казахстан, где и скончался.

В 1939-м году во время переписи населения р. Леви-Ицхак активно агитировал евреев общины, чтобы они не скрывали свою религиозную принадлежность (по нашему закону еврей имеет право скры вать свою национальность, но не имеет права отрекаться от своей веры).

Три сына родились у р Леви-Ицхака: старший – Менахем-Мендл (последний Любавичский Ребе), средний – Дов-Бер и младший – Исраэль-Арье-Лейб.

В 1927-м году последний Любавичский Ребе р. Менахем-Мендл навсегда покидает Россию. Ему больше не суждено было встретиться с отцом.

Младший брат, Арье-Лейб, несколько лет прожил в Ленинграде. В начале тридцатых годов он отправился на Святую землю. Здесь он и скончался совсем молодым (в 1952 г.), похоронен р. Арье-Лейб на старом кладбище в Цфате.

Мало что известно о среднем сыне р. Левика. Мы знаем только, что он был расстрелян вместе с евреями местечка Иргень.

«Антисоветская» (а точнее – про-еврейская) деятельность р. Леви-Ицхака не могла не навлечь на него гнев НКВД. В три часа ночи девятого нисана 5699-го (1939) года в двери квартиры раби Леви-Ицха-ка постучали. Вошедшие предъявили ордер на обыск и постановление об аресте гражданина Шнеерсона. Особое внимание в ходе обыска было уделено пяти книжным шкафам. Все книги были перелистаны, увязаны в пачки и опечатаны. К шести часам утра обыск был закончен и старший приказал: «Одевайся, раввин, и пошли!» Утром рабанит Хана, жена р. Левика, попыталась выяснить в городском управлении НКВД, какова судьба ее мужа и куда он направлен. На все ее вопросы следовал лаконичный ответ дежурного: «Не числится!»

Хасиды чудом выяснили точное место заключения р. Леви-Ицхака, но и там дежурный отвечал: «Не числится!»

Накануне праздника Песах р. Левик был переведен в Киевскую тюрьму.

Суд вынес приговор: «Пять лет ссылки в Среднюю Азию» – по тем временам приговор был «мягким», но речь шла о пожилом тяжело больном человеке.

К месту ссылки, в захолустный казахский поселок Чили, р. Левик добрался дождливой промозглой ночью. Приютил его еврей-портной, сосланный в эти края давным-давно.

В первой же телеграмме жене он просил прислать ему самое необходимое: талит, тфилин, книги. Посылка пришла быстро, уже через три недели. Было в ней и немного продуктов, что было как нельзя более кстати: в Чили ссыльные голодали, как впрочем и в других местах.

В том же году, вскоре после праздника Пурим, рабанит Хана присоединилась к мужу. Ближайшим к месту ссылки р. Левика городом -с еврейской общиной была Кзыл-Орда.

Пять лет ссылки подходили к концу, но раби, как и другие отбывшие ссылку, был ограничен в выборе места проживания.

Город, где он прожил тридцать лет, Екатеринослав, опустел: еврейская община распалась, из семьи раввина там тоже не осталось никого.

Друзьям и почитателям р. Левика удалось добиться перевода ссыльного в Алма-Ату.

В эти тяжелые годы р. Левик написал серию книг, изданных впоследствии: «Ликутей Леви-Ицхак» – комментарии к книгам «Тания» и “Зohap”, «Торат-Леви-Ицхак» – комментарии к Талмуду.

В ночь на 20 ава 1944-го года он проснулся и попросил воды для омовения рук.

Когда воду принесли, он сказал: «Надо перебираться на ту сторону». Это были его последние слова.

Умер он в 20-й день месяца менахем-ав в 5704-м (1944) году в Алма-Ате и там же был похоронен на местном еврейском кладбище.