Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

555

В формате pcx (ок. 600 kb) www.chabad.org.il/print/b/b555.zip

В формате MS Word (только текст 11.4 kb) 555.zip

 

№555

Суббота «Бемидбар»

3 сивана 5761 года

25 мая 2001

 

ОТКУДА ПРИХОДЯТ СТРАХИ?

Две важнейшие добродетели человека верующего – любовь ко Вс-вышнему и страх перед Ним. Если первое чувство лишь прибавляет нам душевного комфорта, то второе вызывает некоторую неловкость.

Мы выросли на культе бесстрашия, а вот Танах неожиданно обрушивает на нас иную систему ценностей: «Счастлив тот, кто боится всегда».

Бояться-то мы все умеем, но с детства научены это скрывать и этого стесняться.

Мудрецы дают неожиданную, на первый взгляд, интерпретацию страху и бесстрашию; Рамбам, подытоживая их слова, говорит, что ничего не боится тот, у кого не развито в достаточной мере воображение или недостает фундаментальных знаний о жизни.

Р. Адин Штейнзальц приводит такие примеры:

«Ребенок залезает на подоконник потому, что просто не понимает, чем ему это грозит. Человек взрослый, знающий, что такое высота, падение, смерть, человек с воображением легко представит себе, как он теряет равновесие, соскальзывает, тщетно цепляется пальцами за карниз, болтая ногами в воздухе…

А вот другой пример. Контрабандист на осле подъезжает к границе. Уже загодя он начинает нервничать, но осел не испытывает ни малейшей тревоги. Потому ли, что осел храбр? Нет, потому, что он осел».

Вот и вырисовывается у читателя с моей легкой руки образ пугливого еврея. Умного, а потому трусоватого.

Все в этом образе идеально склеивается: не только теория, но и все исторические предрассудки. Как там у Шолом-Алейхема: «А мы, бедные еврейчики, качаемся на обе сторона, как бы пан не прогневался».

Все так, да не совсем так. Слишком много примеров неправдоподобной  жертвенности, от Авраама, ведущего к горе осла с дровами на спине и сына, жизнь которого востребована, от Ханы и семи ее сыновей – до детей-кантонистов, умерших, чтобы не принять крещение и лагерников, соблюдавших субботу в ГУЛАГе.

Словно есть два страха и два бесстрашия: перед Б-гом и перед людьми.

Так и есть – завещал отец Бешту:

– Две вещи прошу я у тебя, сынок: бойся Б-га и не бойся никого, кроме Б-га.

Как же второе правило согласуется с теорией о бесстрашии осла? А вот как: знающий истину не видит в мире власти и силы, кроме Б-га. Как нет в мире блага, которое было бы не от Него, так нет и угрозы, которая не от Него.

И, как в сообщающихся сосудах, мы находим простую связь между направленностью страха и бесстрашия: чем больше страх перед Вс-вышним, тем меньше пугают тираны, мелкие пакостники, тюремщики, дикие звери.

Чем меньше в человеке страха перед Всевшним, тем более он раздираем фобиями и опасениями. Если нет одного Хозяина, всякий может обидеть.

Помните, в детстве: кто там, в темноте? Кто за шкафом? Кто качает ветви-тени ночных деревьев за окном?

А у взрослых разве иначе! Если вдуматься, наши осознанные и подсознательные страхи – того же рода: кто там прячется, что ждет завтра?

А ответ – и детям, и взрослым – прост: везде (в пространстве, во времени ли) – Вс-вышний. Он не вписан ни в пространственные мерки, ни в шкалу прошлое-будущее, но наполняет все и оживляет все.

Его невозможно не бояться, хотя многие находят, что это чувство скорее похоже на стыд: неудобно шалить на виду у Присутствующего везде, прятаться от Всевидящего.

Один маленький мальчик (потом он стал большим Ребе) залезал на такие высокие ветки, до которых сверстники его не добирались.

«Тот, кто смотрит только вверх, – объяснял он, – не боится высоты».

БЕМИДБАР

Тора разделена на пятьдесят четыре раздела так, что, читая их в синагогах по субботам, мы успеваем завершить за год чтение всего текста. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующему разделу Горы. Разумеется, прочесть это краткое изложение содержания раздела недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к ее авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад а-рав Кук», Ф. Гурфинкель. «Шамир»).

И Б-г говорил Моше в пустыне Синай, в Шатре Откровения:

– Исчислите всю общину сынов Израиля по семействам их, всех мужчин поголовно. От двадцати лет и старше, всех, кого берут в войско Израиля, их исчислите по ополчениям их, ты и Аарон. А с вами будут по одному человеку из каждого колена – главы отчих домов. И вот имена людей, которые будут помогать вам: от колена Реувена – Элицур, сын Шдеура; от колена Шимона – Шлумиэль, сын Цуришадая; от колена Иегуды – Нахшон, сын Аминадава; от колена Иссахара – Нетанэль, сын Цуара; от колена Звулуна – Элиав, сын Хейлона; от сынов Иосефа: от колена Эфраима – Элишама, сын Амигуда, от колена Менаше – Гамлиэль, сын Пдацура; от колена Биньямина – Авидан, сын Гидони; от колена Дана – Ахиэзер, сын Амишадая; от колена Ашера – Пагиэль, сын Охрана; от колена Гада – Эльясаф, сын Деуэля; от колена Нафтали – Ахира, сын Эйнана. Это – главы отчих домов по коленам их, главы тысяч Израиля они.

И взяли Моше и Аарон этих людей, которые названы были поименно. И все общество созвали они в первый день второго месяца, и объявили они родословие свое, по семействам своим, по отчим домам своим. Как Б-г повелел Моше, так и исчислил он их в пустыне Синай.

И было сынов Реувена, первенца Исраэля, сорок шесть тысяч пятьсот.

Из сынов Шимона – пятьдесят девять тысяч триста.

Из сынов Гада – сорок пять тысяч шестьсот пятьдесят.

Из сынов Иегуды – семьдесят четыре тысячи шестьсот.

Из сынов Иссахара – пятьдесят четыре тысячи четыреста.

Из сынов Звулуна – пятьдесят семь тысяч четыреста.

Из сынов Йосефа, от сына ею Эфраима – сорок тысяч пятьсот.

А от сына его Менаше – тридцать две тысячи двести.

Из сынов Биньямина – тридцать пять тысяч четыреста.

Из сынов Дана – шестьдесят две тысячи семьсот.

Из сынов Ашера – сорок одна тысяча пятьсот.

Сыны Нафтали – пятьдесят три тысячи четыреста.

Вот те, кого исчислили Моте и Агарон и главы Израиля. И было всех исчисленных сынов Израиля по отчим домам их, от двадцати лет и старше, всех поступающих в войско в Израиле, – шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят. А левиты по отчему колену своему не были исчислены среди них.

И Б-г говорил Моше:

-Только колено Леви не считай среди сынов Израиля. Возложи на левитов охрану Шатра Откровения и всех сосудов его, они же будут носить Шатер Откровения и все сосуды его в переходах, и будут служить при нем, и вокруг Шатра Откровения будут стоять станом. И когда поднимут Шатер Откровения в путь, пусть складывают его левиты, а когда остановится Шатер Откровения, пусть воздвигают его левиты; всякий же не из колена Леви, который приблизится, предан будет смерти. И расположатся сыны Израиля каждый в стане своем и каждый при знамени своем, по ополчениям своим. Левиты же будут стоять станом вокруг Шатра Откровения, чтобы не было гнева на общество сынов Израиля; и будут нести левиты стражу у Шатра Откровения.

И сделали сыны Израиля все; как Б-г повелел Моше, так они и сделали. И Б-г говорил Моше и Ага-рону:

– Каждый при знамени своем, при знаке отчего дома его; пусть сыны Израиля так стоят станом:

под знаменем Йегуды, к востоку, – колена Йегуды, Иссахара, Звулуна;

под знаменем Реувена, к югу. – колена Реувена, Шимона, Гада;

под знаменем Эфраима, к западу, – сыны Эфраима, Менаше, Биньямина;

под знаменем Дана, к северу, – сыны Дана, Ашера, Нафтали.

Вот исчисленные сыны Израиля но отчим домам их; всего исчисленных в станах по ополчениям их – шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят. Левиты же не были исчислены среди сынов Израиля, как Б-г повелел Моше. И сделали сыны Израиля все, как Б-г повелел Моше: как стояли они станом по знаменам своим, так и шли в переходах, каждый в семействе своем, при отчем доме своем.

Хасидское слово

Раби Шмуэль из Карова отзывался о богатстве с пренебрежением.

Это, разумеется, обижало местных богачей.

Один из них даже привел ему слова мудрецов:

– Сказано: «Давай бедным десятую часть прибыли, и ты будешь богат.» Если уж мудрецы говорят о богатстве, как о награде, посылаемой Вс-вышним за добрые дела, значит богатство вещь хорошая!

– Навоз тоже хорошая вещь, очень полезная. Однако мало кто любит его под своим окном.

Хасидус

Евреи отличаются друг от друга только на уровне индивидуальных способностей, а с точки зрения сущности души все они абсолютно равны. В час дарования Торы Вс-вышний, если можно так сказать, связал Свою Сущность – «Анохи» [местоимение «Я», с которого начинаются десять заповедей] – с сущностью еврейского народа. «Отец один у всех них», – сказано обо всех евреях, стоявших у Синая.

Как пробуждается сущность души? Только любовью.

Ребе [р. Раяц] передал нам учение святого Бешта о любви к евреям – в том числе и к самым простым: «Тфилин Вс-вышнего, Властелина этого мира – что написано в [пергаменте, лежащем в] них? «Кто подобен народу Твоему, Израилю – народу единому на земле!» Тфилин возлагают на руку и голову. Как известно, заповедь не исполнена, если возложен только один из двух тфилин. То есть, они дополняют друг друга и в равной степени обязательны. Но есть и строгий порядок: прежде следует возложить тфилин на руку, затем на голову. Говорят, что обладатели добрых дел подобны тфилин на «руке» Вс-вышнего, а мудрецы, обладатели глубокого постижения, – тфилин на «голове» Его.

Эти слова Бешта научили многих великой любви к простым людям: ведь Вс-вышний прежде скрепляет союз именно с ними, а только потом – с мудрецами.

Раби Зуше из Аниполя передал основателю Хабада, Старому Ребе, слова своего брата, раби Элимелеха: «У Магида было заведено, что ученики обслуживали его каждый в свой черед. Однажды, когда эта честь выпала мне, позвал святой Магид, и сказал: «Слышишь ли, Мейлэх, о чем говорят на Небесах? Суть заповеди любить ближнего в том, чтобы любить законченного злодея, как полного праведника!»

Эти слова Магида дополняют учение Бешта. Бешт говорил лишь о любви к простым, невежественным, но праведным людям. Магид же открыл нам долг любить каждого, даже злодея из злодеев, как праведника из праведников.

Что же добавил к этому третий учитель, Старый Ребе. Он, раскрыв в «Тании» суть и природу еврейской души. поведал нам великую тайну: не только можно и нужно любить «по Бешту» и «по Магиду», но и невозможно не любить всех евреев в равной мере. Души наши едины и равноценны в корне, по природе своей. Они «часть Вс-вышнего».

Лишь такая великая любовь может подготовить нас к принятию Торы.

Очерк о хасидизме

Продолжаем прерванную из-за праздников публикацию очерка о хасидизме. Мы остановились (в номере 547) на воспоминаниях Авраама-Бера из Бобруйска о первой поездке к Ребе.

«Когда мне было шесть лет, в 5592 (1832) году, прежде, чем отец отдал меня в хедер, он взял меня в Любавичи на праздник Шавуот. После Песаха я узнал, что в этом году отец берет меня в Любавичи. По завершении дня Лаг ба-омер начались приготовления к этой поездке.

В Лаг ба-омер устраивали большую трапезу в одной из главных синагог Гомеля и гаон р. Айзик Гомельский, раввин города, произносил хасидскую проповедь.

И поскольку невозможно было одновременно найти место для всех хасидов и обывателей, праздновали три-четыре, а то и пять-шесть дней.

Никогда не забуду эту поездку, память о ней высечена в моем сердце. На четырех телегах, каждая из которых была запряжена парой коней, мы выехали из Гомеля, на каждой телеге – пятнадцать человек: часть сидит в два ряда внутри, часть – на краях телеги, двое на ступеньке и двое с возницей на облучке – и все довольны и веселы. Телеги служили только местом отдыха на час-два, шли почти всю дорогу пешком в радости и с неописуемым удовольствием. На первой телеге ехал раввин города, р. Айзик, мой отец и другие хасиды, я сидел рядом с папой напротив р. Айзика.

Итак, в воскресенье спозаранку разбудила меня мама, поторопливая одеться и идти в дом раввина, оттуда отправлялись мы в паломничество в Любавичи. С особой радостью надела на меня мама новый костюм, который сама сшила мне, и велела надевать его только к святой субботе и когда удостоюсь войти к Ребе. Пришли на улицу, где жил раввин, и вот – несмотря на ранний час, улица полна людей, как рыночная площадь. И когда мы пришли к дому раввина, увидели, что двор уже полон: мужчины, женщины, дети переговариваются в волнении, другие пляшут.

Четыре телеги стоят наготове. В дом раввина не войдешь, дом полон, нет места, а мама не может найти папу. Узнали, что всю ночь преподавал раввин хасидизм, а как рассвело, встали на молитву. А недавно все, к ночью учился, пришли проводить своего наставника поездку. Несколько мин спустя раздалась музыка люди повалили из дверей окон, начали петь, nycтились в пляс, лица их бы обращены к дому, а от голосов их трепетало все, что во дворе. Через мгновение показался раввин, вышел из дома, остановился, благословил собравшихся, простился с ними, поднялся телегу. И тут видит мама, как папа садится на теле позади раввина. Она начала кричать: «Ермиё, Ермиё, в Авром-Берл, возьми его, не забудь Аврома-Берку!» – ее голос не был слышен толпе.

Увидев, что папа меня забыл, я расплакался, а тут телега двинулась, а на ней раввин и папа.

А все люди, стоявшие дворе, громко запели и пошли вслед за телегой. Тут мама заметила р. Исраэля Аарона, меламеда, и сказа ему, что папа забыл меня что она кричала ему, но не слышал. И взял меня Исраэль-Аарон на руки пробился через толпу к телеге, на которой сидел папа. Телега ехала потихоньку, толпа  провожающих  все росла – на каждой уди присоединялись к нам сот людей. Еще не успели оставить нас провожающие из Гомеля, как подошла группа людей из Белицы встречать процессию, проходящую через их местечко. В Белице раввин, папа и все остальные сошли с телеги и шли пешком. Но я боялся, что папа снова забудет меня здесь, и остался сидеть в телеге, дожидаясь их возвращения. Пять дней, с воскресенья недели «Насо» до четверга, мы ехали из Гомеля в Любавичи. Проехали несколько местечек и города и деревни, поселения – и везде веселье и праздник».

Интернет:

Обычно это начинается так: «у меня зазвонил телефон…» Никогда еще читатели не подводили, каждый звонок дает массу полезной информации и идей. А на этот раз сказалось иначе: идея, предложенная нашей читательницей из Ришон-ле-Циона оказалась не только отличной, но и уже осуществленной.

А предложила она создать на Интернете сайт для русскоязычных евреев.

Всего, что уже есть, не перечислить, на сети можно найти не только важную информацию, но и десятки книг в полном объеме, иллюстративный и справочный материал, музыку и фильмы. Сегодня мы начинаем публикацию анонсов сайтов, которые могут быть полезны читателям.

Интерактивная йешива в Петербурге отзывается на адрес: www.yeshiva.ru. Там вы найдете беседы Ребе, дневник «Айом йом», ешивный юмор (маловато), притчи (тоже) и многое другое.

Большое количество классических хасидских текстов в переводе на русский: chassidus.ru. Отличный сайт, быстро растет, материалы все лучшего и лучшего качества, но многие страницы остро нуждаются в редакторе.

Огромный портал с библиотекой и периодикой, знакомствами, форумами, новостями: www.jewish.ru.

Основательный и обширный сайт Маханаим www.machanaim.org.il.

Кстати, кто-то назвал этот сайт энциклопедией иудаизма. Так вот, есть и энциклопедия, но на другом сайте: judaicaru.com. Это сайт Института изучения иудаизма в СНГ под руководством р. Штейнзальца.

Интересная часть этого небольшого, но очень богатого сайта – evreikrug.com – «Еврейский кругозор» – оригинальные материалы по иудаике, еврейской истории и культуре. Выходит раз в два месяца и содержит массу интересных сведений, в том числе, о еврейском календаре, причем прослеживаются и его кабалистические корни.

Тору с комментариями можно найти на сайте http://bible.ort.org (хотя и не только там).

Для тех, кто любит виртуальное общение: http://www.judea.ru/ forum.php3, есть форумы и на сайте Маханаим.

Еврейская библиотека (пока небольшая) http://pegasus.cs.msu.su/ ~salnikov/gilrond/Books/index.html

АМИ («Мой народ») www.jew. spb.ru/amil.htm. Независимая ев-<…>

и в сам корень (www.jew.spb).

«Путешествие в мир Торы» http:// bible.ort.org. Интерактивная обучающая программа по подготовке к бар-мицве.

Йешива «Швут-ами» www.shvut-ami.org.il. Пока маловато, но ждем, ждем.

Центр еврейского образования в диаспоре им. рава Иосефа Лукштейна (ун-т Бар-Илан). Виртуальный методический центр – это интерактивный сайт, созданный, чтобы дать возможность учителям еврейских школ в диаспоре получить квалифицированную консультацию израильских специалистов по еврейскому воспитанию. lookstein.daat.ac.il

 

Продолжение не заставит себя ждать. И вы, если что-нибудь найдете, высылайте нам.