Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

559

 

1 тамуза 5761

22/6/2001

 Корах

И ПРОГЛОТИЛА ИХ ЗЕМЛЯ

А за что, собственно?! Еще вчера Корах (известный в русских переводах как Корей) обращается к Моше и Аарону со словами, суть которых состоит в следующем: почему вы считаете, что у вас есть монополия на правильное понимание и толкование Торы? Все мы были на Синае, все вместе получили Тору, отчего же вы поставили себя над общиной Всевышнего?

Трудно поверить, что речь идет о событиях, происшедших тридцать три века назад. Корах требует… демократии, хотя в те времена и термина этого в помине не было.

«Пусть вопросы Торы решаются большинством голосов, ведь все мы, евреи, святы». Как это часто случается с революционерами, расстояние от правильной посылки до правильных выводов оказалось непреодолимым для Кораха.

Действительно, душа каждого еврея несет в себе искру святости, нить, связывающую его со Всевышним. Поэтому, например, в молитве все равны. Евреи не нуждаются в священниках-посредниках (роль коаним, иногда по ошибке называемых священниками, — совершенно иная). Но, говоря о Торе и законах, надо понять: это — область знания, своего рода наука. Как и во всякой научной дисциплине, сложные вопросы здесь должны решаться не большинством, а специалистами. Конечно, могут быть среди них, знатоков, и разные точки зрения, бывают и споры — но это споры компетентных людей, профессионалов!

Даже самые ярые демократы не предлагают решать профессиональные вопросы, скажем, медицины, общим голосованием врачей, санитаров, уборщиц и больных. Математические задачи тоже не решаются подсчетом рук, поднятых на базарной площади.

А где же справедливость, равенство? О, это важный вопрос! Равенство достигается тем, что каждый, в какой бы семье он ни родился, какого бы, скажем, ни был роста, может стать мудрецом и знатоком Торы. Равенство существует не только в начале жизненного пути, в детстве, когда каждый выбирает свою дорогу. Мы знаем примеры, когда невежественные люди, приступившие к серьезной учебе в весьма зрелые годы, стали великими авторитетами в Торе.

Моше, вопреки ожиданиям читателя, не вступает с Корахом в философский спор о знании и равенстве. Он обращается к психологическим мотивам поведения Кораха: «Слушайте же, сыны Леви! Мало вам того, что выделил вас Всесильный… и приблизил к Себе для совершения службы… вы домогаетесь еще и священнослужения?!» Сыновья Кораха приняли слова Моше, они не только остались в живых, но и оставили по себе добрую память в народе: их перу принадлежат удивительные по красоте главы в книге «Теилим» («Псалмы»), вошедшей в Танах.

Так диалектически замкнулся круг равенства: в любви ко Всевышнему, в творчестве, в молитве — и неравенства: в знании, в избранничестве, в жизненной миссии, которую Всевышний дает каждому по силам его.

Говорят, бунтом Кораха начинается история реформаторства в религии. Стоит об этом подумать всерьез.

Корах

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется , прочесть что краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад а-рав Кук» . Ф. Гурфинкель. изд «Шамир» — Сончино).

И восстали Корах и люди его пред Моше, и из сынов Исраэля двести пятьдесят, знатные общины, созываемые на собрание, мужи именитые. И собрались они против Моше и против Аарона, и сказали им: «Довольно вам, ибо вся общине, все они святы, и среди них Господь. И почему возноситесь вы над обществом Г-сподним?!»

И услышал Моше, и пал на лицо свое. И говорил он Кораху и всей его общине так: «Утро (наступит), и даст знать Г-сподь, кто есть Его и кто свят, и его приблизит к Себе. Кого изберет, того приблизит к Себе. Так делайте: возьмите себе жаровни, Корах н вся его община; И положите на них огонь, и возложите на них курение пред Г-сподом завтра. И будет: муж, которого изберет Г-сподь, он и свят. Внемлите же,

сыны Леви! Мало ли вам, что выделил Б-г Исраэля вас из общины, чтобы приблизить вас к Себе, чтобы нести служение при скинии Г-сподней и стоять пред общиной, служа им? И Он приблизил тебя и всех братьев твоих, сынов Леви с тобою, а вы домогаетесь и священнослужения?! Потому ты и вся твоя община — собравшиеся против Г-спода!»

И послал Моше призвать Датана и Авирама, сынов Элиава. И сказали они: «Не взойдем. Мало ли, что ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом, чтобы умертвить нас в пустыне, и ты еще своевольно властвовать будешь над нами?! Не на землю, текущую молоком и медом, ты привел нас, где ты дал бы нам во владение поле и виноградник. Разве глаза тем людям выколешь! Не взойдем».

И досадно стало Моше очень, и сказал он Г-споду: «Не обратись к их приношению! Ни одного осла от них не взял я и не причинил я зла никому из них».

И сказал Моше Кораху: «Ты и вся твоя община будьте пред Г-сподом -ты и они, и Аарон — завтра. И возьмите каждый свою жаровню».

И взяли они каждый свою жаровню, и положили на них огонь, и возложили на них курение, и стали при входе в шатер собрания, и также Моше и Аарон. И собрал против них Корах всю общину ко входу в шатер собрания, и явила себя слава Г-сподня всей общине. И говорил Г-сподь Моше и Аарону так: Выделитесь из среды этой общины, и Я истреблю их мгновенно. И пали они на лица свои, и сказали они: Б-же, Б-г духов всякой плоти! Один человек согрешит, и на всю общину Ты прогневаешься?»

И говорил Господь Моше так:

«Говори общине так: Отступите со всех сторон от жилища Кораха, Датана и Авирама!»

И поднялся Моше, и пошел к Датану н Авираму, и пошли вслед за ним старейшины Исраэля.

И говорил он общине так: Устранитесь же от шатров этих нечестивых людей и не коснитесь ничего им принадлежащего, чтобы не погибнуть за все их грехи.

И отступили они от жилища Кораха, Датана и Авирама со всех сторон, а Датан и Авирам вышли, встали (во весь рост) при входе в свои шатры, с их женами, и их сынами, и их младенцами.

И сказал Моше: По сему узнаете, что Г-сподь послал меня совершить все эти деяния, но не по моему разумению.

Если смертью всякого человека умрут эти и предрешенное всякому человеку постигнет их, то не Г-сподь послал меня.

А если творение (новое) сотворит Г-сподь, и разверзнет земля уста свои, и поглотит их и все, им принадлежащее, и они сойдут живыми в могилу, то узнаете, что прогневили эти люди Г-спода.

И было: когда кончил он говорить все эти речи, расступилась земли, которая под ними.

И разверзла земля уста свои, и поглотила их и их дома, и всех людей, которые у Кораха, и все достояние.?!

И сошли они и все, им принадлежащее, живыми в могилу, и покрыла их земля, и пропали они из среды общины.

А все (сыны) Исраэля, которые вокруг них, обратились в бегство от их гласа, ибо сказали они: Как бы не поглотила нас земля.

И огонь вышел от Господа, и пожрал двести пятьдесят человек, приносивших курение.

А работа стоит

Ребе Рашаб говорил:

«Служение Всевышнему начинается с того, чтобы разобраться в своих чувствах и движениях сердца, научить их тебя слушаться.

На что это похоже? Предположим, человеку нужно разобраться в какой-то проблеме. Он идет домой, закрывает дверь, усаживается поудобнее и начинает размышлять.

После этого он приступает к работе, отдавая себе полностью отчет, чего он хочет, что сделано, а что еще предстоит.

Но если ты попытаешься решить проблему на одной ноге, в месте, открытом со всех сторон, — ничего у тебя не получится.

Чувства бурлят, сердце волнуется, а работа стоит».

Сиха Ребе

«Дом, полный книг, — спросил Корах Моше, — должен ли иметь мезузу на двери?» «Да.» «Подумать только! -рассмеялся Корах, услышав ответ. — Вся Тора с ее 275 главами не может освободить дом от необходимости в мезузе, содержащей только две главы?! — и добавил: -Никто не давал тебе, Моше, эти лишенные логики законы, ты сам их выдумал».

Кораха, кажется, беспокоят два момента: нелогичность учения Моше и его элитарность (весь народ свят, почему должны решать только мудрецы, знатоки Торы, а служить в Храме — только коаним?!)

Моше, разумеется, не склонен вступать с Корахом в дискуссию, ведь его намерения прозрачны для «знающего мысли 600000 сынов Израиля». Корах ищет личной выгоды и слова его о равенстве перед Всевышним -не более, чем демагогия.

В глазах Кораха Тора — инструмент, условность, игрушка. Отрицая Б-жественность Торы, он апеллирует к человеческой логике, как к высшему критерию истины и тем выдает себя с головой. Дом, полный святых книг, на его взгляд, не нуждается в мезузе, как этого требует закон Торы. Разве это не логично?! Кто станет спорить с тем, что основную функцию мезузы — освящение еврейского дома и его защиту — в значительной мере обеспечивают и находящиеся в нем священные книги. И все же Тора (то есть Всевышний) предписывает прикреплять к двери свернутый в трубочку пергамент с двумя короткими главами из Торы. Входя в еврейский дом и покидая его, человек встречает взглядом небольшой свиток, начинающийся словами: «Слушай, Израиль, Всевышний — Б-г наш, Всевышний един» — заканчивается предсказанием полного Освобождения в будущем: «Дабы длились дни ваши и дни детей ваших на земле, которую Г-сподь поклялся дать отцам вашим, все дни, что небо будет над землею». Корах, проверяющий холодным разумом каждый закон, который народ слышит от Моше, хочет оголить двери домов Израиля, стереть границу между еврейским «внутри» и гойским «снаружи». Можно ли его «переспорить»?

Мидраш рассказывает, что следует учиться у Моше и всегда стараться избежать бесплодных споров. Рав говорит в трактате «Сангедрин», что тот, кто раздувает споры, тот нарушает заповедь Торы: «Не будь подобен Кораху и его сообщникам».

Моше не доказывает, что коаним выделены из всего народа правильно, по праву. Он лишь говорит, что такова воля Всевышнего: «Дабы знали вы, что Б-г послал меня вершить все это, а не от моего это желания».

Хасидизм

Продолжение серии статей.

Душа в учении Хабад

В этой статье мы будем опираться, главным образом, на книгу Старого ребе, р. Шнеур-Залмана из Ляд, «Тания». Другие труды Старого ребе и его наследников мы решили оставить в стороне ввиду более чем скромного объема нашего издания и относительной неподготовленности части читателей.

Хабад, видящий свою миссию, среди прочего (а, может быть, и в первую очередь) в «воцарении головы над сердцем», построен на синтезе закона и мистики, рационального и эмоционального, галахи и каббалы с преобладанием первой компоненты в каждой из пар. Но ударение здесь следует, по нашему мнению, ставить не на иерархию, а на творческий синтез.

Книга Старого ребе «Тания — Ликутей амарим», по его собственному определению была написана для «ищущих» и «смятенных», для тех «кто стремится к праведности и ищет Б-га, чей разум смущен, и в служении своем они блуждают во тьме, не способные воспринять целительный свет, заключенный в книгах».

Р. Шнеур-Залман не был университетским ученым или мудрецом-отшельником. Всю жизнь, с юных лет был и воспринимался окружающими как глава общины, которая с годами росла в геометрической прогрессии. Ребе знал людей, для которых писал свою книгу в лицо, он встречал «ищущих» и «мятущихся» в синагоге, в ешиве и за субботним столом. Он читал их «цетлех» (записки, письма)., отвечал на их устные вопросы. Книга должна была во многом снять с ребе нагрузку: в ней «ищущие» и «мятущиеся» должны были найти ответы на многие из вопросов, которые они намеревались задать Учителю.

Нисан Миндель в «Философии Хабада» определяет подход р. Шнеура-Залмана как «эмпирико-психологический… основанный на библейской максиме «Из плоти моей Б-га узрю».

Старый ребе подробно излагает выросшее из лурианской каббалы учение о структуре души, точнее «двух душ» – божественной и животной и пяти уровней души — НаРаНХай.

Обнаруживая в человеке «воистину часть Всевышнего Г-спода», он закладывает основу решению вопроса вопросов: как и где встретится конечное с Бесконечным, ограниченное со Всемогущим, человек со своим Творцом.

Если язычество предлагает контакт (иллюзорный) через обнаружение человеческого в богах, то в хасидизме — и в иудаизме вообще — контакт (ограниченный) предполагается через божественную искру в душе человека.

Надо отметить, что панегирик божественной душе не всегда требует жестокого порицания животной души, которая является прежде всего источником жизненности тела, источником всех естественные наклонностей и потреб-ностей человека. Эти функции изначально нейтральны, а не негативны, они не только могут жить в мире с Б-гом и божественной душой, но и призваны сл\-жить ей как «тягловое животное», как «конь седоку».

Хасидизм (во всяком случае, Хабад) подчеркивает, что полная реализация сил божественной души возможна не через преломление, принуждения животной души (искафия), а через превращение ее в союзника (исгапха).

И все же в животной душе заключен потенциал зла, поскольку она и только она по природе своей подвержена искушению. Вечный (или почти неразрешимый) конфликт двух душ — и есть то самое знакомое всем нам напряжение, которое и породило, собственно говоря, потребность в науках о душе, включая современную психологию с ее противоречивыми подходами и школами.

Две души

Итак, «животная душа» (нефеш габагамит), «жизненная душа» нефеш гахиюнит), или даже «жизненная животная душа» нефеш гa-хиюнит габагамит) является источником или вместилищем инстинктов, желаний, страстей и влечений тела, властелином органов чувств, принятой лестнице сотворенного

Медабер — говорящее-человек

хай- живое

цомеах — растительное

домем — неживое

Все ступени в какой-то степени (разной) обладают жизненностью, то есть природой, особыми свойствами. Говорящие, то есть люди, разумеется, имеют интеллектуальные и эмоциональные аспекты животной души, которая, поэтому, именуется «человеческой».

Вторая, божественная, не только не является частью человеческой природы, но и, напротив, представляет собой «воистину часть Б-га сущего свыше» и поэтому названа «божественной душой».

Хотя мы наблюдаем ее проявления в телесной оболочке, в земной жизни человека, она, по сути своей, абсолютно автономна от материи и тела.

Как и ее Источник (Всевышний), она сверхестественна, сверхприродна. Более того, почти как ее Источник, она может властвовать природой, разумеется, когда речь идет о душе праведника, полностью победившего и подчинившего душу животную, в этом мы находим объяснение способности праведника творить чудеса.

Внутренняя сложность человека, извечный конфликт конфликт между влечением и долгом, страстью и моральной нормой не являются отражением противоречия между телом и душой (как считают христианские теологи), между чувствами и рассудком, как полагали философы древности. Не умерщвление плоти ведет по учению хасидизма к совершенству и внутренней гармонии, а «наведение порядка» в самой душе, установлению правильных отношений между ее составляющими.

Это отнюдь не упрощает задачу вместо конфликта между низким и высоким, телесным и духовным мы встречаем конфликт двух начал в одной душе, когда каждое из начал обладает и собственным разумом и собственным эмоциональным миром Более того, хасидизм предельно далек (как и иудаизм вообще) от дуализма, поэтому речь все время идет о единой душе человека, в которой слиты воедино «две несмешиваемые жидкости разного цвета» Интеллект животной души — «разум человеческим» (сехель эноши) — проявляется отнюдь не только в низменных вещах но и в таких сфеpax, как как. наука, искусство, профессии, Б-жественная душа, с другой стороны, является источником высшего или «божественного разума» (сехель Элоки) и проявляет себя только в поисках знания о Творце, в любви и страхе Б-жием, в чистоте и святости, связи с Торой и изучении Торы.

Это учение р Шнеура-Залмана о «двух душах» (как сказано в начале «Тании») основана на писаниях р. Хаима Виталя, по сути сохранившего для нас идеи своего учителя, основателя доминантного течения в Каббале, р Ицхака Лурии Ашкенази (Святого Ари)

«И у всякого человека две души, как сказано «Я души сотворил»,- то есть две души Одна душа от дурной стороны, она облачена в кровь, чтобы давать жизненность телу, как сказано «И душа плоти — в крови»