167. РАББИ АКИВА И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
РАББИ АКИВА
Большим счастьем для еврейского народа было то, что в самый критический момент его истории, когда Иерусалим лежал в руинах, а ярмо римского поработителя становилось все более тяжелым, Б-жье провидение дало еврейскому народу одного из самых блестящих вождей во всей его истории. Это был рабби Акива бен Иосеф, который оказал большое влияние не только на своих современников, но и на все последующие поколения евреев вплоть до наших дней.
Молодые годы этого великого человека были ничем не примечательны. Он был простым, необразованным пастухом, который не только сам не обладал знаниями, но и презирал науку и мудрецов. Вся его жизнь изменилась, когда он нанялся пастухом к богатому Калбе Савуе в Иерусалиме, одному из четырех самых богатых евреев в период перед разрушением Святого Храма. Бедный, невежественный пастух Акива понравился Рахели, единственной дочери Калбы Савуи. Эта благородная и добрая молодая девушка оказала большое влияние на Акиву. Она обещала ему стать его женой, если он бросит пастушество и посвятит себя (а ему уже было тогда сорок лет) исключительно изучению Торы, и станет ученым. Однажды Акива наблюдал, как вода капает на камень, и заметил, что упорно падающая на камень капля за каплей вода, выдолбила углубление в камне. И он рассудил: если капли воды могут долбить камень, тогда и он, уже немолодой, может изучать Тору, если отдаться этому упорно. И он согласился с предложением Рахели и взялся за учебу. Он учился в академии рабби Элиезера бен Урканоса, у рабби Нахума из Гамзы и у др., все время поддерживаемый своей женой Рахелью. Благородная женщина, выгнанная из отцовского дома и жившая в условиях ужасной бедности, с радостью отказалась от выгод богатой жизни, чтобы стать женой Акивы, несмотря на протест отца, и разделить с мужем все невзгоды многих лет его учебы, лишь бы он стал ТАЛМИД ХАХАМ. Чтобы как нибудь продержаться, ей пришлось даже отрезать и продать свои прекрасные волосы.
Когда после 12 лет усидчивой и упорной учебы рабби Акива вернулся во главе массы своих учеников, он подслушал, стоя у своей хибарки, слова соседки, выражающей сочувствие бедной, многострадальной жене его Рахели. А Рахель на это ответила, что она охотно готова ждать мужа еще 12 лет, лишь бы это помогло ему стать великим ученым, которым, она уверена, он способен стать. Рабби Акива не сомневался в искренности слов жены, и он тут же вернулся, чтобы отдать еще 12 лет упорному изучению Торы, пока он не стал одним из крупнейших знатоков Торы всех времен. Число его учеников исчислялось тысячами, и многие из них стали великими учителями следующих поколений. Когда рабби Акива вернулся к жене после второго периода долголетнего отсутствия, и стар и млад вышли его встречать и приветствовать. Среди встречающих был также Калба Савуа, который не знал, что столь почитаемый рабби – его собственный зять. Калба Савуа раскаялся в своем обете лишить дочь своей помощи за то, что она вышла замуж за бедного, невежественного пастуха, и сейчас он пришел к великому рабби с просьбой снять с него этот обет. Рабби Акива открыл своему тестю кто он и рассказал ему о мужестве его дочери и ее самопожертвовании в течение долгих лет его учебы.
Несмотря на достигнутую славу и оказываемое ему повсюду почтение, рабби Акива остался необычайно скромным и простым в обращении человеком, вежливым и мягкосердечным. Талмуд приводит много случаев, показывающих благородство его характера. Была как-то засуха, и молитвы других мудрецов не помогли; но как только рабби Акива начал молиться, пошел дождь. Глас небесный объявил, что его молитва была принята благодаря исключительной его скромности. Это он был посредником в разрешении спора между раббан Гамлиелем и рабби Иеошуой; спора, угрожавшего развалить Синедрион. Рабби Акива проповедовал, что любовь к ближнему является основой нашей религии, ибо человек создан «по образу и подобию Б-жьему». Много рассказано в Талмуде о великодушии рабби Акивы и о путешествиях, им предпринятых, чтобы собрать средства для бедных людей у богатых евреев в диаспоре – в Александрии или в Риме.
Рабби Акива был также известен своим битахон, уверенностью в помощи Б-жьей и надеждой на Его Провидение. Как и его учитель рабби Нахум-иш-Гамзу, он тоже говорил обычно, что все, что ни случилось бы – к лучшему, даже если по всей видимости это было не так. В подтверждение этого приводится в Талмуде такой случай. Однажды рабби Акива был в пути. Он прибыл в одно село, где он пытался найти себе ночлег, но ему всюду в этом отказали. На это он сказал: «Все, что Всемилостивый делает – к лучшему». И он провел ночь в открытом поле. Он имел с собой петуха, осла и лампу. Подул ветер и потушил лампу, ласка съела петуха, а лев растерзал осла. И рабби Акива вновь повторил: «Все, что Всемилостивый делает – к лучшему». В эту же ночь грабители ворвались в село, ограбили его и увели всех его жителей в плен. Если бы рабби Акива ночевал в селе, он подвергся бы той же участи. Если бы лампа горела, петух кричал или осел заревел, он был бы обнаружен бандитами в открытом поле.
Хотя рабби Акива проводил много времени со своими коллегами по Синедриону в Явне, его постоянное местожительство было в Бней-Браке, где он основал свою собственную ешиву, привлекшую много сотен учеников. В своем методе толкования Торы рабби Акива объединил в одно целое методы своих обоих великих учителей – рабби Элиезера бен Урканоса, специализировавшегося в алахе, не обязательно ссылаясь всегда на текст Библии, и рабий Нахума-иш-Гамзу, основывавшего все свои учения непосредственно на слова Библии, толкуя даже число слов и интонации (таамим) в стихах Торы, и выводя отсюда свои алахические решения. Согласно толкованиям рабби Акивы, ничто в Библии не является лишним или случайным, только для украшения литературного стиля. Число слов в предложении, способ расположения слов, выбор терминов и грамматический строй – все эти казалось бы случайные, несущественные факторы, были для рабби Акивы источником очень глубоких алахических выводов. Больше того, предание говорит, что рабби Акива обычно толковал даже каждую «корону» на буквах Торы. Этот способ толкования был сразу же принят мудрецами, так как рабби Акива показал, как различные законы и обычаи основываются на утверждениях и принципах, содержащихся в самой Торе.
Рабби Акива бен Иосеф посвятил свою жизнь развитию и применению на практике своего метода толкования алахот, а также собиранию и предварительной сисхематизации огромных запасов знания, накопленных им. Талмуд называет рабби Акиву «ОЦАР БАЛУМ», хорошо упорядоченной сокровищницей, желая этим подчеркнуть богатство его знаний, их системность и упорядоченность. Эта способность классифицировать, отсортировывать и синтезировать массу своих знаний позволила рабби Акиве еще до рабби Иеуды аНасси составить конспект Мишнайот, известный под названием Мишна д'рабби Акива. Это дало его ученикам, а в дальнейшем рабби Иеуде аНасси возможность составить Мишну в настоящем ее виде и объеме, ставшую основной структурой нашего Устного Закона.
Мы находим в общем 614 постановлений и изречений, занесенных в Талмуд от имени рабби Акивы в области алахи и аггады, из которых 350 приняты нашими мудрецами как закон. Помимо упомянутого выше сборника Мишнайот приписываются рабби Акиве также труды в области Мидрашим, как-то: «Отиот д'рабби Акива» или «Аггада д'рабби Акива», труд, основанный на буквах Алеф-Бета. Рабби Акива погружался также в глубины Каббалы, тайные сферы Торы. Некоторые считают, что он является автором книг «Ссфер Аяшар»и«Сефер Иецира».
Несмотря на огромную занятость изучением Торы, талмудическими изысканиями и педагогической деятельности), рабби Акива не был замкнутым в себе ученым. Он не допускал мысли стоять вдали от народа, его страданий и нужд. Он разделил с народом его судьбу и был возмущен тиранией римлян, проявляемой ими к евреям. Поэтому, когда Шим'он бар-Козиба принял на себя руководство хорошо организованным восстанием против римского владычества, рабби Акива его поддержал. В выдающихся способностях Бар-Козибы как руководителя увидел рабби Акива даже, что он достоин быть Машиахом, который в силах высвободить еврейский народ из галута (изгнания). Он дал ему имя Бар-Кохба, «Сын Звезды», под которым Шим'он бар-Козиба вписал короткую, но славную главу в еврейскую историю. К сожалению, этот еврейский герой впоследствии разочаровал рабби Акиву и оказался недостойным такого высокого назначения – быть Машиахом.
В результате неудачно начатого восстания римляне усилили свои притеснения и запретили евреям изучать Тору и соблюдать ее законы. Рабби Акива отказался подчиниться этим указам Рима и продолжал обучать своих учеников. Он заявил, что от изучения Торы и выполнения ее заветов зивисит само существование еврейского народа, ибо «как рыба не может жить без воды, так и еврейский народ не может жить без Торы». В конце концов он был схвачен и заключен в темницу. Но и там он продолжал заниматься со своими учениками, которые тайно к нему пробирались. Рабби Акива предпочел скорее подвергнуться мученической смерти, чем оставить изучение Торы. Он был присужден к сдиранию с него кожи живьем. Эти муки он перенес стоически, читая в это время Шема. Когда ученики спросили его, как он может переносить такие страдания, он ответил: «Всю мою жизнь я ждал случая выполнить тот стих в Хумаше, который говорит: «И люби Б-га всем своим сердцем, всей своей душой и всей своей силой». Я рад случаю отдать мою жизнь АЛ КИДУШ АШЕМ».
Со словами «Б-г Един» вернул рабби Акива свою святую душу ее Творцу. Глас с небес провозгласил: «Привет тебе, Акива! Ты предназначен для жизни в Будущем Мире». Его горько оплакивал весь еврейский народ на Святой Земле и во всей диаспоре. Наши мудрецы говорили о нем в надгробном слове: «С кончиной рабби Акивы колонны Закона рухнули и перестали бить источники мудрости». Считают, что он похоронен на горе над городом Тиверия в окружении своих учеников.
В самый день смерти рабби Акивы родился рабби Иеуда аНасси, который больше, пожалуй, чем кто либо другой ученый продолжал труд рабби Акивы бен Иосефа, потомка, как полагают, гер цедека, (праведного прозелита), некогда невежественного пастуха, ставшего впоследствии самым выдающимся и влиятельным из всех наших великих мудрецов. Он оставил глубокий след на страницах еврейской истории на одном из самых трагичных ее этапов.
РАББИ ИШМАЕЛЬ
Рабби Ишмаель, один из самых знаменитых ученых Мишны, был внуком рабби Ишмаель бен Элиши, одного из «Десяти убиенных». Еще ребенком он был захвачен в плен римлянами. В Риме он стал знаменит своим умом. Когда рабби Иеошуа бен Хананья посетил Рим, он узнал о молодом Ишмаеле и выкупил его за большую сумму денег. Мальчик начал свою учебу под руководством рабби Нехуньи бен Акана и воспринял его методы толкования Торы. Вскоре он стал известен как вполне оформившийся ученый и был одинаково почитаем всеми – учеными и простонародьем.
Его девизом было: «Подчиняйся старшим; относись доброжелательно к молодым и приветствуй всех радостно». Рабби Ишмаель был уважаем не только евреями, но был в отличных отношениях также с неевреями. Однажды, когда язычник приветствовал его, он поблаподарил его следующими сердечными словами: «Награда за твою доброжелательность тебе уже определена. Ибо сказано: «Я благословлю тех, которые благословляют тебя». Однажды один язычник проклинал его. Рабби Ишмаель не рассердился, но сказал ему: «Твое наказание тебе уже определено. Ибо сказано: «Я прокляну проклинающих тебя».
Рабби Ишмаель беспокоился за благополучие бедных и нуждающихся. Он уделял внимание старым и слабым и собирал средства для нуждающихся невест и для оказания помощи женщинам, мужья которых пропали без вести на войне (агунот). В те многострадальные дни римляне запретили под страхом смерти соблюдать Тору и выполнять мицвот. Рабби Ишмаель считал, что в исключительных случаях, чтобы спасти жизнь, можно преступить все установления Торы, за исключением идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства. Он пояснял, что законы Б-жьи означают для человека жизнь и не могут быть причиной смерти.
Великая ученость рабби Ишмаеля заслужила ему имя Мирового Патриарха. Он был сподвижником рабби Акивы в его спорах о толковании Торы и алахических решений. Как правило, он придерживался несложного толкования Торы и формулировал свои знаменитые 13 дедуктивных правил, которыми следует толковать Тору. Кроме того, он положил основу МЕХИЛТЫ, которая иллюстрирует его объяснительный подход к пониманию Торы.
У рабби Ишмаеля было несколько сыновей, также великих ученых, но, к несчастью, они все умерли при его жизни. Мало что известно об обстоятельствах смерти его самого. Его смерть была для Израиля большой потерей.
ОНКЕЛОС
Знаменитый римский прозелит Онкелос был также современником упомянутых выше ученых. В Талмуде и Мидраше мы находим еще одного знаменитого прозелита под именем Акилас. По мнению некоторых ученых Онкелос и Акилас – имена одного и того же человека. Отношения между насси раббан Гамлиелем и Онкелосом были, видимо, весьма тесные, так как в Талмуде Онкелос всегда упоминается вместе с раббан Гамлиелем. На похоронах раббан Гамлиеля сжег Онкелос шестьдесят фунтов благовонных специй, как на царских похоронах по обычаю тех времен. «В моих глазах раббан Гамлиель более важен, чем сто римских царей», пояснил он.
Онкелос был членом римской царской фамилии. Его мать была сестрой императора Адриана, а имя его отца было Клоникас. Онкелос получил хорошее воспитание, был сведущ в вопросах римской и греческой культуры и знал много языков. Он обладал не только ясным умом, но и чистым и благородным сердцем и возвышенной душой. Он познакомился с еврейской религией благодаря еврейским ученым, случайно попавшим в Рим, и решил принять иудаизм и осесть в Иеудее.
Онкелос боялся гнева своего дяди, императора, когда он узнает об этом решении племянника, поэтому он составил план, как избежать этого. Он сказал своему дяде, что он хочет заняться торговлей и просит подсказать ему, какой товар покупать. Адриан предложил ему покупать такой товар, который дешев потому, что никто не знает его истинной цены. А потом, открыв людям настоящую стоимость этого товара, он тем самым подымет его цену и хорошо на этом заработает.
Тогда Онкелос отправился в Святую Землю, принял иудаизм и стал учеником рабби Элиезера бен Урканоса и рабби Иеошуи бен Хананьи.
Когда имепратор узнал, что его племянник стал евреем, он пришел в ярость и послал легион солдат, чтобы схватить его и доставить обратно в Рим. Онкелос объяснил этим солдатам некоторые стихи из Торы и они тоже перешли в еврейство. Тогда император послал другой легион солдат, чтобы арестовать Онкелоса, и наказал им не вступать с ним ни в какие рассуждения. Солдаты схватили Онкелоса и готовились уже доставить его обратно в Рим, тогда он спросил их может ли он рассказать им одну только вещь. Коротко и сжато изложил он им величие еврейского Б-га. Услышав это, и эти солдаты стали прозелитами. Тогда император в третий раз послал своих солдат и приказал им совсем не разговаривать с Онкелосом и не слушать ни одного его слова. Когда солдаты выводили его из его дома, Онкелос остановился, поцеловал мезузу на двери и засмеялся. Его конвойные не могли удержаться, чтобы не спросить его о причине смеха. Онкелос ответил: «Смертный царь живет во дворце, а его стража стоит у ворот. Царь же царей позволяет Его слугам спокойно находиться внутри жилища, в то время как Он охраняет их снаружи». Услышав это, последний легион также принял еврейскую веру.
Наконец, Онкелос добровольно вернулся в Рим. Адриан спросил его, почему он оставил свою семью и религию и принял религию маленькой нации, преследуемой и обижаемой всеми другими народами мира.
Онкелос ответил, что он последовал доброму совету самого императора – покупать товар, на который имеется мало охотников. «Нет другого народа, которого так презирают, как сынов Израелевых. Однако Тора обещала, что еврейский народ станет народом священников. Поэтому я и присоединился к их рядам, ибо когда нибудь они будут признаны и почитаемы всем миром», объяснил он.
Онкелос больше всего известен как автор ТАРГУМА, арамейского перевода ХУМАША. Как замечено ранее, он был хорошо сведущ во многих языках. Его очень беспокоило то, что многие евреи во время вавилонского пленения забыли еврейский язык; они теперь разговаривали по арамейски и на других диалектах. Когда евреи вернулись на родину, Эзра-писец перевел Тору на арамейский язык с тем, чтобы каждый еврей мог ее понять, но этот перевод был утерян. Онкелос решил еще раз перевести Тору на арамейский язык. Его труд является не только дословным переводом, но и понятным коментарием. Его толкования основаны на пояснениях, передававшихся устно из поколения в поколение и восходят к преданиям Эзры-писца и вплоть до самого Моше. По мнению некоторых ученых, Онкелос перевел Библию также на греческий язык.
РАББИ ТАРФОН
Другим великим современником упомянутых здесь ученых является рабби Тарфон из города Луда. Он происходил из священнической семьи. Хотя рабби Тарфон был очень богат, он жил очень скромно и использовывал свои средства на оказание помощи нуждающимся. Его знания и ученость были столь велики, что он был назван «Отцом Израиля».
В ритуальных вопросах рабой Тарфон склонялся к строгому толкованию алахи. Однако в вопросах гражданского права он был более снисходителен в своих решениях. Он говорил, что если бы он был членом Синедриона в то время, когда это судилище имело право выносить смертные приговоры за уголовные преступления, он применил бы такие мудреные перекрестные допросы свидетелей, что никто никогда не был бы осужден на смерть.
Несмотря на свою большую ученость и славу, рабби Тарфон остался скромным и непритязательным человеком. Своей матери он оказывал величайшее почтение. Однажды она потеряла ботинок и босая пошла искать его. Рабби Тарфон подложил свои руки под ее ноги, чтобы она ходила по ним и не ступала босой по земле. Он не пожелал пользоваться Торой для своих личных потребностей. Талмуд рассказывает, что он однажды поднял несколько смоков с земли, думая, что они ничьи. Рассерженный сторож, не знавший рабби Тарфона, сунул его в мешок и готовился бросить его в реку. В ужасе рабби Тарфон вскрикнул: «Горе тебе, Тарфон, это твой конец». Услышав эти слова и сообразив кого он собирается топить, сторож сразу же освободил его. Рабби Тарфон никогда не мог простить себе, что он использовал для своего спасения свою известность, свой ореол ученого в области Торы.
РАББИ ХАНАНЬЯ БЕН ТРАДЬОН
Мало знаем мы о молодости рабби Хананьи, который был одним из «Десяти убиенных».
Он обосновал свою ешиву в Сихни и привлек туда много студентов. В Мишне приведены многие его решения и сказания, которые указывают на высокую мораль его нравоучений. Он всегда подчеркивал, что недостаточно изучать Тору, важно также, если не более важно, выполнять на деле ее указания, особенно мицвот, связанные с благотворительностью. Готовый сам первый выполнять эти указания, он занимался оказанием помощи бедным и нуждающимся. Его честность в распоряжении средствами благотворительности стала общеизвестной.
Когда римляне запретили изучать Тору, рабби Ха-нанья не повиновался. Римские солдаты схватили его со свитком Торы в руках во время его лекции, которую он читал большой группе учащихся. Римляне обернули его пергаментом свитка, которым он пользовался во время лекции, и подожгли его. Чтобы продлить его страдания, положили ему на сердце пучки влажной шерсти. Когда его ученики увидели как сильно он страдает, они посоветовали ему открыть рот, чтобы огонь скорее охватил его и ускорил смерть. Он отказался сделать это, говоря: «Пусть мою душу заберет к Себе Тот, кто дал ее мне, я же сам себе вредить не стану». «Что ты видишь, рабби?» – спросили его ученики. Рабби Хананья ответил: «Только пергамент горит, святые же буквы возносятся ввысь». Даже жестокие римляне были поражены его мужеством. Его жена разделила с ним его мученическую смерть; его сын и одна дочь попали в руки римлян. Только его старшая дочь, знаменитая Берурья, красивая и умная жена рабби Меира, пережила этот злосчастный день 25 Сивана, когда рабби Хананья бен Традьон был замучен насмерть за распостранение Торы среди еврейского народа.
Проверьте свои знания
1. Кто был рабби Иоханан бен Заккай? (Стр. 36).
2. Что он просил у римского военачальника? (Стр. 38).
3. Как стал ученым рабби Элиезер бен Урканос? (Стр. 42).
4. В чем поспорили рабби Иеошуа бен Хананья с раббан Гамлиелем? (Стр. 44).
5. Кто был и а с с и, которого сняли с поста? Почему он был вновь восстановлен в своей должности? (Стр. 50).
6. Что побудило рабби Эл'азара сказать: «Я похож на семидесятилетнего старца?» (Стр. 52).
7. Какой знаменитый ученый был до сорока лет бедным пастухом? (Стр. 54>.
8. Расскажите приведенную в Талмуде историю, указывающую на битахон рабби Акивы. (Стр. 56).
9. Как реагировал рабби Акива на запрет римлян обучать Торе и изучать ее, и как он был за это наказан? (Стр. 59).
10. Что такое ТАРГУМ ОНКЕЛОС? (Стр. 64).
П. Каков был трагический конец рабби Хананья бен Традьона? (Стр. 67).