בס"ד
Рав Ш. Зевин
Гл. Лех Леха
"Иди из страны своей" (Берейшит 12, 1)
19
Среди учеников великого Магида из Межерич, благословенна память о нем, был один большой раввин по имени "Вольфер" (рав из Вольфо). Его имя и фамилия неизвестны. Поначалу он был старшим из учеников, и остальные ученики приходили к нему слушать "хазара" - повторение учений хасидизма рава Магида, ибо тот умел повторить все слова учителя в точности и объяснить их. Впоследствии его отдалили оттуда, и он ударился в пьянство, не дай Б-г. По словам Адмура Цемах Цедека из Любавич, благословенна память о нем, в письме одному из сыновей, ученики Магида говорили о нем, что "червь ест его". С тех пор, как его отдалили, он путешествовал из города в город со палкой и заплечным мешком, из одного места в другое и из одного города в другой. И даже тогда, во время своего изгнания и странствий, это были "уста, изрекавшие жемчужины", и наоборот, когда "входило вино" – то "выходила тайна" еще больше.
Во время своих странствий однажды он пришел в город Лиозно, где жил тогда Адмур а-Закен, автор книги "Тания" (перед своим арестом, после которого он переехал в Ляды). "Вольфер" зашел в синагогу Алтер Ребе во время, когда он говорил маамар хасидут. Он стоял там какое-то время, и потом сказал:
- Мы все ели из одной тарелки, но вся "гуща" оказалась у него…
После этого он пошел дальше, и никто не знал, что это за человек.
Когда рассказали об этом Алтер Ребе, он понял, что это был "Вольфер", и очень огорчился, что не знал об этом раньше, ибо тогда он мог бы задержать его, чтобы он остался у него, и не был больше скитальцем.
Однажды он был в Вильно. Зашел в трактир, и много выпил, по своему обыкновению, и лежал на печи, и начал говорить вполголоса удивительные слова, подобных которым не слышало ухо. А в Вильно находился тогда один из учеников Виленского Гаона, по имени реб Йудл, и он был очень велик в Торе и в страхе перед Небесами. Реб Йудл пошел тогда собирать пожертвования для какой-то заповеди, и вошел также в этот трактир. Вдруг он услышал удивительные слова, раздающиеся с печи, и подошел, чтобы увидеть, кто это говорит. Когда он увидел человека, лежащего на печи, спросил у него:
- От кого Вы получили это?
Ответил ему странник:
- От того, от кого я получил, Вы сейчас уже не сможете получить, но если Вам интересны подобные вещи – езжайте в Лиозно, и там Вы найдете успокоение для своей души.
Эти слова вошли в душу р. Йудла, и он поехал немедленно в Лиозно, и приблизился Алтер Ребе, и стал одним из самых больших его хасидим, и Алтер Ребе послал его в город Лепле быть там раввином.
Еще один раз случилось раввину и хасиду, р. Борух Мордехаю из Бобруйска, ученику Алтер Ребе, видеть его по дороге в гостиницу, и из его движений и его поведения понял, что это "Вольфер". Когда тот вышел, рав Борух Мордехай взял его рюкзак, и искал в нем, может, он найдет там какую то "запись" хасидского маамара. В это время странник зашел в комнату, и когда увидел, что р. Борух Мордехай копается в его рюкзаке, спросил у него:
- Что Вы ищете у меня? Я разве украл у Вас что-либо?
Ответил ему рав Борух Мордехай, что ищет какой то "ктав".
Сказал ему "Вольфер":
- Для вас – хасидим – отдельно, Ребе и хасидут – отдельно, и поэтому вам нужен "ктав". Но мы с Ребе и с хасидут были по-настоящему единым целым, и мы не нуждались в "письменах".
И взял свою палку и мешок, и пошел себе.