Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

101. "И забыл его" (Берейшис 40, 23)

«И забыл его» (Берейшис 40, 23)

101.

Цадик рабби Аарон из Титаева, внук Баал Шем Това, жил, перед тем, как стал известен, как праведник, в городе Константинов, и жил тогда в крайней нужде и бедности. Однажды он обеднел настолько, что когда наступила суббота, у него не было ничего, с чем справить субботу. Не смог р. Аарон сдержать свою великую горечь, и обратился в субботу к прихожанам синагоги, в которой он молился, с жалобой:

Разве это правильно, что внук Баал Шем Това будет настолько забыт и заброшен жителями города, так, что даже хлеба и воды не будет у него?

Прихожане немедленно откликнулись, и решили сделать ему постоянный «маамад», и каждый из балебатим обязался еженедельно платить определенную сумму, и решили, что после субботы они соберутся, чтобы обсудить, как это сделать лучше, и назначат казначеев и ответственных и т.д.

Как только балебатим покинули синагогу, р. Аарон подумал: что же это я наделал? Всю свою жизнь он старался не просить милости у людей, и всегда полагался на Вс-вышнего, что несомненно, пошлет ему помощь, а сейчас он оставил свою надежду на Вс-вышнего, и обратился к плоти и крови?! И еще хуже, он использовал для этой цели память своего святого деда – Баал Шем Това! Он очень огорчился этому, так, что в конце концов, он начал молиться и просить Вс-вышнего, чтобы горожане забыли о нем и о своем обещании, и не делали бы ничего для него.

И так было. Его молитва была принята, и горожане совершенно забыли, о чем они договорились в субботу.

И цадик р. Довид Моше из Чортков (внук Ружинера) рассказывал эту историю, и говорил, что из этой истории становятся понятными слова Мидраша (Берейшис раба 89, 3) по поводу виночерпия фараона: «счастлив человек, полагающийся на Вс-вышнего, и не обращающийся к высокомерным» (Тегилим 40, 5) – это Йосеф». И трудно понять это – ведь Йосеф в действительности обратился к виночерпию с просьбой, чтобы упомянули его перед фараоном. Но – Писание говорит: «И не помнил виночерпий Йосефа, и забыл его», и причина этого – ибо Йосеф раскаялся в том, что попросил помощи плоти и крови, и добился своей молитвой, что виночерпий забыл его. Поэтому говорит Мидраш, что Йосеф полагался на Вс-вышнего.