175. ВАВИЛОНСКОЕ ЕВРЕЙСТВО
ОБРАЗОВАНИЕ ВАВИЛОНСКОЙ ЕВРЕИСКОИ ОБЩИНЫ
История еврейского народа отмечена примечательным явлением. Закат общественной и духовной жизни евреев в одном центре совпадает с появлением другого такого центра в другом месте. По поводу стиха Библии: «Заходит солнце и восходит солнце» говорят наши мудрецы, что «в самый тот момент, когда солнце садится в одном месте, оно подымается в другом», и что упомянутый стих имеет в виду это поразительное явление в еврейской истории. До трагического конца еврейской общины в Палестине Святая Земля была духовным, а также национальным центром еврейского народа. Даже самые отдаленные еврейские колонии, разбросанные по всем четырем сторонам света, обращались за руководством к Палестине. Один известный ученый и вождь оказался вынужденным посетить Святую Землю, чтобы утвердить свою репутацию в местных институтах страны своего проживания.
К тому времени, когда должность насси была упразднена христианским императором римской империи, еврейская община в Вавилонии уже достигла своей вершины в части численности населения и культурной деятельности. В результате изгнания и массового переселения сюда евреев во времена Невухаднецара и Невузар'адана, они оказались укоренившимися на вавилонской земле. И даже в то время, когда Эзра и Нехемья увели обратно в Святую Землю значительную часть своих братьев, большинство переселенцев осталось в Месопотамии, где к ним хорошо относились и где они нашли для себя легкие и прибыльные заработки. Они снабдили репатриантов необходимыми средствами для восстановления еврейской общины в Палестине и обещали полную свою поддержку делу отстройки Святого Храма и восстановления еврейского государства. До роспуска патриархата в Палестине евреи Вавилонии признавали и поддерживали его; сами же они играли только второстепенную роль в национальной еврейской жизни, хотя еврейское население Вавилонии насчитывало миллионы человек в период заката римской империи. Но вскоре затем вавилонские евреи отказались принять на себя и признать главенство палестинской еврейской общины.
РЕШ-ГАЛУТА С потерей палестинским еврейством главенствующей роли стала вавилонская еврейская община ведущей еврейской колонией в изгнании. Высший авторитет вавилонского еврейства олицетворялся так называемым Реш-Галута, главой еврейской общины в изгнании или экзилархом, должность которого в какой-то степени соответствовала посту насси на Святой Земле. Вавилонские цари предоставили Реш-Галуте почти полную политическую автономию в части ведения всех дел еврейской общины. Занимали этот высший пост потомки царей из Давидовой династии, что придавало посту этому царский престиж и авторитет. Экзиларх жил очень богато, в большой роскоши, как и подобало занимаемому им высокому положению. У него было большое число слуг, он ездил в золотой карете и устраивал помпезные приемы в .своем великолепном дворце. Внешним выражением его высокого чина были шелковая мантия и золотой кушак на нем. Евреи Вавилонии, добившиеся больших экономических успехов, охотно оплачивали этот показной блеск, потому что это символизировало автономию и независимость их внутреннего образа | жизни; евреи представляли как бы отдельное государство внутри вавилонского царства. Официально Реш-Галута был представителем еврейской общины и посредником между ней и персидскими царями. Он служил высшим судьей как по уголовным, так и по гражданским делам. Он отвечал за безопасность общины; определял и направлял по назначению сборы всех видов обложения и пошлин, и на него было возложено назначать всех старших и младших чиновников и судей. Он был в силах назначать наказания, изгонять из общины, сажать под арест и даже казнить. Церемония официального вступления на пост Реш-Галута сопровождалась многими празднествами, представлявшими собой щедрый показ богатства и других знаков бесценной внутренней автономии, которую олицетворял собою экзиларх.
Вначале экзилархат являлся не только политическим органом, но и высшим духовным авторитетом. Однако, поскольку занимавшие этот высокий пост экзилархи интересовались почти исключительно политическими делами, управление духовной жизнью огромной вавилонской еврейской колонии перешло к руководителям больших академий в главных центрах страны, особенно после закрытия палестинских академий.