Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

180. Эра гаоним

180. ЭРА ГАОНИМ

ГАОН И ЭКЗИЛАРХ

При мусульманском правлении Вавилонией экзилархат был восстановлен во всех своих прежних правах и силе. Главы академий, называемые теперь гаоним (единственное число – гаон, «превосходительство»), были вновь облечены большим духовным авторитетом. Для всего еврейского мира экзиларх, потомок Дома Давидова и официальный глава вавилонского еврейства, самой влиятельной еврейской общины, и гаоним, главы крупных академий Суры и Пумбадиты, представляли собой то единственное, что осталось от былой славы некогда самостоятельного их государства, исчезнувшего с разрушением Святого Храма. Эти институты были живым символом постоянства и единства еврейского народа. Здесь, в одном из самых могущественных мировых центров, тлели еще некоторые угольки былой славы еврейского народа и появились руководители-созидатели, объединившие еврейские общины и центры еврейства, далеко разбросанные по всему миру. Это имело особое значение в период распада старых империй и появления новых мировых держав, новых народностей, новых религий и новых культур.

В то время, как экзиларх был гражданским руководителем вавилонских евреев и официальным политическим народным представителем, крепили гаоним во все возрастающих размерах внутренние духовные связи всего мирового еврейства. Хотя официально экзиларх занимал более высокое положение, чем гаоним, однако, постепенно гаоним становились по фактически занимаемому положению выше, и даже затмили собой экзилархов, ввиду того, что личность последних со временем становилась все менее значительной. Для мирового еврейства основными руководителями были гаоним. Однако наличие обоих этих институтов – экзилархата и академий – было для евреев повсюду источником большой гордости и утешения.

В прошлом задачей академий в Святой Земле было давать евреям диаспоры указания и отвечать на вопросы, возникавшие и вытекавшие из особых условий в различных странах рассеяния евреев. Теперь эту роль приняли на себя гаоним Вавилонии. Отовсюду стремились к ним ученые, чтобы в их академиях совершенствовать свои знания. Академии стали центром Талмудической науки и изысканий в области теологии и философии. Делегации еврейских общин из дальных стран отправлялись в Вавилонию для разрешения специальных алахических вопросов и различных проблем. Представители гаоним посылались в еврейские колонии во всем мире с указаниями и руководством. Специальные группы ученых объезжали разные еврейские общины, чтобы изучать на месте их условия жизни, чтобы руководить ими и обучать их. Установление такой тесной связи с евреями рассеяния требовало хорошо налаженную ее организацию на высоком интеллектуальном уровне. Помощниками гаоним были главные и рядовые судьи, семь главных учителей, или Рошей-ешивот, и официальное собрание наиболее выдающихся ученых, подобно Синедриону в старину. Этот институт не только рассматривал и обсуждал все религиозные вопросы, встававшие перед ним, но выносил и практические решения и действовал в качестве консультативного органа для всего мирового еврейства, которое обращалось туда за руководством. Как и Ярхей-Калла вавилонских академий в дни Рава и Шемуэля и их преемников, так и теперь общие собрания всех ученых созывались в месяцах Адар и Элул, и на них обсуждались не только талмудические вопросы, но и религиозные проблемы вообще, представленные на рассмотрение в академиях со всех концов мира; вопросы эти продумывались, по ним принимались решения и на них давались официальные ответы.

ТЕШУВОТ АГЕОНИМ. РЕСПОНСЫ

В этот творческий период, когда разрабатывались юридические, религиозные и теологические проблемы еврейского мира, был создан и дошел до нас огромный труд под названием Тешувот, «Респонсы», включающий официальные ответы вавилонских гаоним, их академий и академических собраний. Эти респонсы раскрывают глубину талмудических изысканий и дальнейшее развитие алахических преданий и решений того времени и представляют между прочим настоящую сокровищницу в области истории евреев. Навряд ли найдется такая сфера практической жизни евреев тех времен, которая не была бы отражена в этих Тешувот, касается ли это вопросов ритуала, теологии, гражданского права, общественных дел или исторических исследований, проникающих в глубь прошлого еврейского народа. Многое из наших знаний по истории евреев как тех времен, когда евреи были еще независимым народом, так и времени после разрушения Иерусалима, получено нами непосредственно из этих ответов гаоним на специфические запросы.

Основная часть этих респонсов занимается, конечно, алахическими и теоретическими вопросами, что в свою очередь вызвало появление большого числа очень ценных алахических работ со стороны ученых того времени. Около середины восьмого века р. Ахаи­-гаон составил свои знаменитые Шеилтот, Вопросы или Рассуждения, в которых он обсужадет ритуальные или алахические вопросы, расположенные в порядке еженедельных Сидраот Торы. Материал для этих рассуждений целиком взят из алахической литературы. Некоторая часть этих Шеилтот состоит из традиционных лекций, читанных в академиях прошлых времен и использеванных для обучения студентов до составления Талмуда; другие ‘рассуждения отражают новый научный подход к решению ряда жизненных вопросов со стороны ученых периода гаоним, что дало возможность еврейским общинам во всем мире твердо держаться унаследованной ими веры, не соблазняясь чужими культурами их окружения, вскружившими головы некоторой части их молодежи.

Одинаково известным и крайне важным трудом, вытекавшим из систематических алахических изысканий периода гаоним и основанном на упомянутых шеилтот рав Ахай и на более раннем труде слепого гаона рав Иедуаи из Суры, является Алахот гедолот, Большой свод законов, составленный рав Шим’оном из Каира. Из этих ранних попытков кодифицировать алахот, детально разобранных в Талмуде, появились в дальнейшем различные компиляции кодексов законов, которые в конце концов привели к составлению ШУЛХАН АРУХ, современного кодекса еврейских законов.

В числе других ценных творений этого периода мы находим первый Сиддур, окончательно упорядоченный сборник ежедневных молитв, составленный гаоном рав Амромом. Сиддур этот включает не только молитвы, но и обычаи, обряды и законы, относящиеся к текстам молитв и порядку их совершения. Этот сиддур является основой нашего современного сиддура и мин’агим (обычаев), связанных с молитвами.

РАВ СААДЬЯ-ГАОН

Возможно, что самым значительным из всех этих великих людей периода вавилонских гаоним является рав Саадья-гаон. Он больше, чем кто либо другой способствовал высокому подъему интеллектуального уровня и творческого духа иудаизма в его время и в последующих поколениях.

Саадья бен Иосеф родился в 892 году в городе Фаюме в Египте, одном из главных центров еврейской жизни во все расширяющемся мире ислама. С самого раннего детства он проявил свою необычайную одаренность. Его острый, проницательный ум в соединении со средоточенностью и усердием вскоре обеспечили ему исключительные успехи в науках, и ученые прибывали отовсюду, чтобы вовлечь этого блестящего юношу в талмудические споры. Одновременно он изучал медицину и стал знаменитым врачом. Вавилонские академии никогда не избирали ученого, рожденного за границей, на свой высший пост декана. Однако благодаря известности и эрудиции молодого Саадьи он, вопреки этому правилу, был приглашен занять пост директора академии в Суре, когда он был еще в начале своих тридцатых годов. Здесь он смог развернуть свои дарования как ученый, администратор и руководитель еврейских масс, обожавших его столько же за его гений, как и за его честность и справедливость.

Рав Саадья был человеком твердых принципов. Он не отступал ни на йоту от того, что он считал правильным. Это причиняло ему много неприятностей и вызывало раздоры. Эгоистичный, тщеславный Реш-Галута Давид бен Заккай вынес однажды неверное решение по вопросу права наследования и гаон отказался приложить свою подпись к этому судебному решению. Когда сын экзиларха обратился к Саадье с предложением одобрить решение отца, гаон ответил: «Скажи своему отцу, что Тора гласит: «Не различай лиц на суде». Когда никакие убеждения не оказали на рав Саадью никакого действия, экзиларх сместил его и назначил на его место кого-то другого. Не обращая внимание на такой надменый поступок экзиларха, рав Саадья-гаон объявил, что Давид не соответствует должности Рейш-Галуты и в свою очередь сместил его и назначил на его место брата экзиларха. Этот спор был представлен на разрешение халифу, который был подкуплен Давидом и потому решил вопрос в его пользу. Саадья вынужден был оставить Суру, и он провел четыре года в Багдаде, где он написал некоторые из своих лучших работ. Хотя спор между ним и экзилархом был улажен при помощи одного из выдающихся членов еврейской общины Багдада и гаон вернулся в Суру в свою академию на свой прежний пост, но его здоровье было надорвано в результате этого спора, расколовшего всю еврейскую общину на два лагеря. Всего через пять лет после возвращения в Суру рав Саадья-гаон умер еще относительно молодым, в возрасте всего пятидесяти лет. Народ горько оплакивал его как человека, который сумел поднять авторитет гаона на беспримерную высоту славы и почета.

Рав Саадья-гаон был одним из самых блестящих ученых еврейского народа, и его учения продолжают оказывать свое воздействие на иудаизм вплоть до наших дней. Он, как редко кто другой, соединил в себе совершенное знание Талмуда с широкими знаниями в области философии, медицины и других наук. Так что, он один обладал исключительными данными, необходимыми для синтеза традиционной веры по Торе с научным философским подходом. Для тех слоев еврейского народа, которые жили в культурной среде, лелеявшей спекулятивные умозрения и придававшей этому большое значение, такое гармоничное единение веры и интеллекта было жизненно важным явлением. Главной целью учения и литературной деятельности рав Саадьи-гаона было показать совместимость Торы и разума. Мало кто из последующих еврейских ученых, пытавшихся сделать то же самое, успели в этом в такой мере. Фактически, многие из них использовали труды рав Саадьи в качестве основы для обсуждения философских проблем, возникших в их время. В просветительных целях перевел рав Саадья-гаон Библию на арабский язык, который являлся тогда общепринятым диалектом евреев в империи ислама. Он добавил свои комментарии и пояснения к Библии, которые сделали самый ее текст гармонирующим с толкованиями наших мудрецов в Талмуде. Он оказал положительное воздействие на евреев, живших под владычеством магометан, и предупредил возможность путаницы в вопросах религии и отпадение от иудаизма значительного числа евреев, которые в противном случае могли стать жертвой соблазнов мусульманской философии.

Наиболее важным из всех его трудов является знаменитый Эмунот веДеот (Веры и знания), в котором впервые изложены идеи и принципы еврейской религии на систематизированной философской основе. В этом труде рав Саадья-гаон доказывает такие постулаты, как создание мира из ничего (Creatio ex nihllo)> Единство и Уникальность Б-га, Его Всеведущность и Всемогущество. Он доказывает бестелесность Б-га и объясняет, что антропоморфизм в Библии, как, например, выражение «рука Б-жья» и т. п. является просто фигуральным оборотом речи, чтобы объяснить человеку то, что иначе было бы ему непонятно, и что не следует понимать это буквально. Он обсужадет принципы «свободы выбора», Б-жественного воздаяния – кары и награды. Он описывает свойства Б-жественной души человека, наступление дня последнего искупления и другие основные принципы еврейской религии. Он не только показывает, что его взгляды, т. е. традиционные взгляды Торы, не противоречат принципам человеческой логики и разума, но также доказывает несостоятельность ложных взглядов, искажений и извращений, распространяемых злостными или путанными мыслителями и сектами, как, например, караимами, вошедшими в силу в его время. Книга Эмунот веДеот, написанная на арабском языке и затем перееденная на иврит, стала классическим трудом еврейской философии.

Рав Саадья-гаон отличился и во многих других областях. Он написал труды по еврейскому языку и его грамматике, составил ряд молитв в поэтической форме, многие из которых включены в сиддур, и он является также автором некоторых алахических респон-сов. Вклад рав Саадьи в иудаизм был кратко суммирован Маймонидом следующими словами: «Если бы не рав Саадья-гаон, Тора, возможно, исчезла бы из среды Израиля; потому что именно он уяснил то, что было в ней непонятно, и закрепил то, что ослабло».

ЗАКАТ И КОНЕЦ ГАОНСКОИ ЭРЫ

Со смертью рав Саадьи-гаона начался закат гаоната в Суре.

Всего только через несколько лет после его смерти была закрыта великая академия Суры, служившая мощнейшей цитаделью талмудической науки в течение более семи веков. Только самая молодая из трех великих ешивот Вавилонии, академия Пумбадиты, еще функционировала, возглавляемая рав Шерирой-гаоном. Рав Шерира, знаменитый ученый, оставивший после себя много весьма важных респонсов по вопросам, присланным ему на заключение евреями со всего мира, умер около 1000 года, вскоре после того, как злостные его противники рассорили его с халифом, вследствие чего он был смещен с поста и лишен весьма значительного своего состояния. Он имел все же счастье видеть своего достойного сына рав Ай-гаона, занимающим его место. Известное письмо рав Шериры-гаона содержит подробный исторический отчет о славной эре научной работы в Вавилонии, в том числе по вопросам специфически еврейским, за время персидского и мусульманского владычества. Это письмо является одним из наиболее ценных источников еврейской истории, которыми мы обладаем, и в нем полностью отражен широкий диапазон знаний рав Шериры-гаона.

Его сын, рав Ай, рожденный в 940 году, был любим народом, восторгавшимся его добротой, как и его великой ученостью. Он также приобрел большую известность благодаря многим его очень важным респонсам, обсуждавшим общественно-религиозные проблемы еврейских общин в самых отдаленных уголках света. Он писал также комментарии на Библию и является автором религиозных поэм, из которых некоторые включены в сиддур. Рав Ай-гаоном закончилась славная гаонская эра.

После смерти рав Ай-гаона был избран на пост гаона в Пумбадите внук экзиларха Давида, но он умер вскоре после этого в камере пыток халифа. Последовавшие затем гаоним были уже менее заметными личностями, и их деятельность ограничилась только академиями, которые они возглавляли. Так закончилась около 1040 года славная эра вавилонских гаоним.