Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

181. Сектантство в иудаизме

181. СЕКТАНТСТВО В ИУДАИЗМЕ

КАРАИМЫ

Нужно видеть счастливый акт Провидения в том, что человек такой величины, как рав Саадья-гаон жил в то время, когда иудаизму угрожала только что появившаяся новая секта, которая до того, как рав Саадья разгромил ее своими выступлениями против ее верования, делала быстрые успехи в привлечении еврейских масс к своей ереси.

Последователи этой секты были вначале известны как «Ананиты», по имени основателя секты Анана, затем они назывались «Бней микра» (Сыны Библии) и наконец – просто «Караимы». По своему религиозному верованию они по существу вернулись к ереси Цедукким, Садукеев, причинивших евреям столько бед внесенным расколом среди еврейского народа почти за тысячу лет до этого. Как и Садукеи, караимы требовали вернуться к самому тексту Библии и предписаниям Письменного Учения. Они полностью отрицали и игнорировали Устное Учение, как оно было разработано и передано из поколения в поколение и затем оформлено мудрецами Мишны и Талмуда.

Как и в случае с Садукеями, рождение секты караимов явилось следствием неудовлетворенного самолюбия ее основателя, племянника экзиларха, Анан бен Давида. Его брат был назначен вместо него преемником своего бездетного дяди, потому что Анан был на подозрении у гаоним в еретических взглядах и они боялись, что он не будет проводить в жизнь законы Талмуда согласно толкованиям гаоним и их предшественников. Анан отказался признать законность выбора брата, и за ослушание был подвергнут аресту. Различными хитрыми манипуляциями и доказательствами ему удалось освободиться из под ареста и получить право создать самостоятельноую секту с собственными верованиями. Он напал на авторитет Талмуда и Устного Предания и обратился к тексту оригинала Библии, как источнику его религиозной деятельности. В течение первых веков своего существования вступило в новую секту много новообращенных из других родственных религий, и деятельность секты распространилась из Вавилонии сначала в Палестину, а затем постепенно и в Египет, Испанию, в Византийскую империю и в Крым. Во вновь появившемся еретическом движении нашли сходство идей и другие несогласные с «раббанитами» секты. Среди принявших караизм были также поледователи лжемессианства, отрекшиеся от Талмуда, а также евреи Аравийского полуострова, изгнанные оттуда при учиненных мусульманами погромах, которые были вообще невеждами в области раббанитского Предания и Устного учения. Весьма важным фактором успеха этого нового движения был призыв караимов к собственному разумению как основе религиозного толкования Библии, что соответствовало спекулятивной теологии ислама, популярной в то время.

Анан ввел в практику новые обряды и реорганизовал всю систему еврейских обычаев и законов. Он отменил календарь, официально принятый евреями при Иллеле II, и вернулся к установлению дня новолуния по устному свидетельству людей, видевших новую луну. Он упразднил такие установленные обычаи, как соблюдение второго дня иомтова в диаспоре и т. д.

Одним из наиболее строго соблюдаемых караимами законов, согласно дословному толкованию текста Торы, является запрет иметь дома в субботу какой бы то ни было огонь или свет. По субботам они не выходили из своих домов. Хотя они разрешали есть вместе мясо и молоко, они запрещали вообще есть какое либо мясо помимо оленины. Они увеличили число постных дней; прадник шавуот приходился у них всегда на воскресенье ровно через семь недель после первого воскресенья песаха; они упразднили Лулов и Этрог в праздник сук к от; совершенно исключили праздник ханука и изменили множество обычаев и законов, касающихся молитв. Мицву цицит они соблюдают, но не признают тефилин и мезуза. Лечить запрещено даже серьезные болезни, ибо в Торе написано: «Я, Превечный, лечу тебя». Подобными толкованиями в буквальном смысле слов Библии и искажениями их истинного смысла караимы изменили основную структуру еврейских законов и обрядов. Однако, вместо того, чтобы облегчить выполнение заветов, как обещал Анан своим первым последователям, буквальное толкование слов Библии сделало выполнение и соблюдение заветов Торы еще труднее, а настояние на том, что каждый верующий в отдельности волен понимать Библию по-своему, привело в этом случае к хаотическому положению в верованиях караимов с бесчиленными вариантами законов и установок.

Сам Анан бен Давид, который начал свои еретические учения в Багдаде, перебрался затем в Иерусалим, где он был принят халифом Омаром, обошедшимся с ним милостиво. Халиф разрешил ему даже построить свою синагогу вблизи знаменитой Стены Плача (Котэл амаарави), сохранившейся части западной стены Святого Храма. Здесь образовалась первая конгрегация караимов.

Учения Анана были продолжены и подкреплены известным Биньямином в середине девятого века и Даниелем бен Моше ал Кумиси в начале десятого века. Каждый из этих трех лидеров секты изменил правила и толкования караизма. Даниель, в частности, принял только самые простые толкования Библии и отменил нововведения и рациональные пояснения предыдущих учителей Бней-микра.

Сильный отпор, который рав Саадья-гаон дал нападкам караимов и их искажениям иудаизма сделало многое для приостановки растущей опасности распространения этого движения. Все же отдельные группы караимов упорно продолжали действовать в продолжение веков. Они остались простыми людьми, занятыми сельским хозяйством, торговлей и ремеслами. Они сохранили высокий этический образ жизни и проводили все свое время в изучении Библии. Возможно, что большим у нас достижением следует считать то, что караимы привлекли внимание гаоним и великих ученых последующих поколений к интенсивному изучению языка и содержания Библии и к более глубокому пониманию ее. Так что, караимы являются косвенно причиной наступления великой эры изучения иврита и Библии.

САМАРИТЯНЕ

Другой сектой с несколько подобными обычаями и верованиями, возникшей намного раньше караимов, являются самаритяне[1]. Они названы так по названию города Шомрон, или Самария, куда Шалманецар, царь Ассирии, переселил языческое племя колонистов из Вавилонии, Куты и из других мест. Эти языческие поселенцы подружили с немногочисленным еврейским населением, оставшимся в Самарии, и постепенно переняли у них некоторые их религиозные-верования. Они даже породнились с некоторыми благородными еврейскими семьями. Когда евреи вернулись из изгнания и начали восстанавливать Святой Храм, самаритяне предложили им свое участие в отстройке Храма; но Зерубавел отверг их помощь. Это вызвало у них сильную вражду к евреям. Нехемья еще больше отдалил самаритян, когда он заставил всех евреев разойтись с чужеплеменными женами, в том числе и с самаритянками. Менаше, внук первосвященника Эльяшива, женившийся на дочери Санва-лата, главы самаритян, был изгнан из Бет-Амикдаша. Менаше посоветовал самаритянам построить собственное святилище на горе Геризим, вблизи древнего города Шхема. Здесь он установил собственный видоизмененный ритуал службы, занимая пост первосвященника. Это было последней ступенью на пути к окончательному разрыву между евреями и самаритянами, называвшими себя «Шомрим», т. е. хранителями законов. Эта открытая вражда еще больше усилилась, когда Иоханан Гиркан, Маккавей, разрушил их святилище и город Самарию с тем, чтобы уничтожить очаг этого нового культа. С тех пор эти две общины стали совершенно чуждыми друг другу.

Самаритяне верили в Тору, но толковали ее по своему и придерживались еще многих языческих обычаев. В их вариант Xумаша, написанного на еврейском языке с самаритянскими письменными буквами, они ввели много изменений для доказательства подлинности и святости их религии, и особенно священности горы Геризим. У них имеется также книга Иеошуа, которая совершенно отлична от нашей подлинной библейской книги Иеошуа. Она была составлена значительно позже и в ней описывается история самаритян до царства Адриана.

Как и караимы, самаритяне не допускают пользование огнем или светом в своих домах в субботу. Они соблюдают семь праздников. Наиболее важный из этих праздников – это Пасха, который до сих пор празднуется небольшой уцелевшей группой самаритян, проживающих в районе города Наблуса (Шхема) в Израиле. В канун этого праздника вся община режет овцу на горе Геризим с большой церемонией. Это единственная кровавая жертва, ритуал которой сохранился у самаритян. Хотя они соблюдают семь дней пасхи, в которых они употребляют незаквашенный хлеб, празднуют они все же только первый и последний день из этих семи дней, как это делают караимы. Три дня до шавуот они празднуют «День Синая», в который они читают всю Тору. То же они делают и в самый день шавуот, который празднуется всегда в восьмое воскресенье после пасхального воскресенья. Пятый праздник подобен Рош-Ашана, день Напоминания, в который трубят в шофар. Шестой праздник – это день Искупления, в который самаритяне не едят и не пьют, не спят и не разговаривают между собой, а проводят все двадцать четыре часа в синагоге в молитве и чтении отрывков Торы. Последний из самаритянских праздников это суккот; в этот день они посещают гору Геризим с их лулавим и живут в шатрах. У них есть молитвенник с различными своими поэтическими молитвами. Хотя самаритяне тщательно соблюдают все законы и ритуалы, ими принятые, они все же считаются идолопоклонниками, и таково отношение евреев к ним, потому что, как утверждает Талмуд, в их святилище у них имеется идол в виде голубя.

Как Ирод, у которого была жена самаритянка, так и римляне были хорошо расположены к самаритянам. Они разрешили им отстроить их святилище, которое было затем вновь разрушено при императорах–ранних христианах в конце пятого века, С тех пор их группы потеряли свое значение и уменьшились численно. Некоторые группы эмигрировали в Египет, Сирию и в другие страны. Однако самая большая группа осталась в окрестностях Наблуса, месторасположения древнего Шхема. Здесь они живут и работают, возглавляемые первосвященником, и соблюдают свои причудливые церемонии, являясь живыми свидетелями важной части еврейской истории, участниками которой они являются.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Как жили евреи в Аравии? (Стр. стр. 171-2)

2. Каково было отношение Магомета к евреям? (Стр. 173)

3. Каковы были титулы руководителей еврейских общин в Вавилонии под мусульманским владычеством? (Стр. 176)

5. Какие вопросы обсуждаются в респонсах г зон им? (Стр. 179)

6. В чем заключается большая важность вклада рав Саадьи-гаона в дело укрепления иудаизма? (Стр. 183)

7. Кто были два последних га о ним? (Стр. 185)

8. Почему караимы так называются? (Стр. 186)

9. Каково происхождение самаритян? (Стр. 189)



[1] См. т. III, гл. 140.