Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

179. Евреи в Аравии

179. ЕВРЕИ В АРАВИИ

ЕВРЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ

История переселения евреев в соседнюю страну Аравию насчитывает почти столько лет, сколько сама история еврейского государства. После разрушения Святого Храма Невухаднецаром увеличилось переселение евреев в Аравию. Евреи, бежавшие туда от войны с римлянами и от преследований Адриана, увеличили еврейское население Аравии. Отношения между евреями и туземным арабским населением были сердечными, и еврейские общины процветали; арабы смотрели на евреев, как на равных им граждан в социальном и экономическом отношении. В провинции Хайбар, в Северной Аравии, еврейские племена возглавлялись своими собственными шейхами или вождями, которые жили в укрепленных замках по типу местных феодалов, и весьма походили на средневековых рыцарей, в то время как южные племена уподобились во многом кочующим бедуинам. Их язык, нравы, обычаи и образ жизни вообще были очень похожи на арабские, за исключением того, что евреи строго придерживались веры своих отцов. Царствовали взаимная дружба и уважение. Знаменитый еврейский князь и поэт Шемуэль бен Адия прославился среди арабов своей верностью им в той же степени, как и среди собственного народа. Он допустил убийство собственного своего ребенка лишь бы не предать доверившегося ему араба.

В Южном Йемене также процветали еврейские общины, которые вели различные виды торговли и занимались многими ремеслами, тем самым способствуя росту цивилизации и культуры страны. В начале шестого века влияние евреев настолько возросло, что они стали господствующим классом во многих областях, в частности в Медине, ставшей впоследствии городом мусульманского пророка Магомета (Мохаммеда). Дошло до того, что один из всесильных йеменских царей перешел в еврейство и большая часть его поданных приняли иудаизм. Их последний еврейский царь по имени Юсуф отомстил за унижения, перенесенные евреями от рук византийцев, убийством некоторых христианских торговцев, прибывших в его столицу. Византийский христианский император и царь Эфиопии, позавидовавшие еврейскому государству в Аравии, заключили союз и захватили Йемен. Царь Юсуф был побежден, и не желая попасть в руки эфиопских солдат, бросился со скалы в море. Затем были разрушены также и многие другие еврейские центры в Аравии в войнах между христианскими и арабскими государствами.

ПОЯВЛЕНИЕ МАГОМЕТАНСТВА, ИСЛАМА

Влияние крупных еврейских общин Аравии подготовило почву для появления Мохаммеда, пророка Ислама («ислам» означает полное посвящение себя Б-гу). Хотя сам Мохаммед еле мог читать и писать, он создал новую религию, которая вся сосредоточена вокруг Корана, библии Ислама. Хорошо известно, что еврейские учителя обучали Магомета Библии и Аггаде с их прекрасными рассказами и этическими и моральными учениями, а также обучали его основам еврейской религии. От них Магомет перенял монотеизм и запрещение идолопоклонства, доктрину Б-жественного Провидения, воздаяния и правосудия, библейскую историю о сотворении мира. Магомет (Мохаммед) придал всем этим идеям красочный, фантастический арабский колорит. Магомет пытался убедить евреев в истине ею религии. С тем, чтобы заручиться поддержкой евреев и заполучить от них прозелитов, он перенял многое из еврейской религии. Например, от установил дату постного дня, называемого Ашура, в десятый день Тишрей, чтобы он совпал с днем Иом-Киппур, и распорядился, чтобы все молитвы читались в направлении Иерусалима, вместо Мекки, его родины. Арабы на родине Магомета не приняли новую веру, ее последователи были вначале весьма немногочисленны. В 622 году Магомет вынужден был бежать из родного города Мекки в Медину, где народ его приветствовал и где он приобрел много последователей. Здесь его религия пустила корни. Он выпустил прокламацию, обещая защиту и одинаковое с единоверцами обращение в отношениях с крупными и влиятельными еврейскими общинами. Но, когда его усилия обратить евреев в Ислам оказались тщетными, Магомет превратился из якобы друга в отъявленного врага евреев, вплоть до того, что в конце концов объявил открытую войну крупным, хорошо укрепленным еврейским общинам и племенам, таким как в Хайбаре и в других частях Аравии. Несмотря на мужество, смелость и готовность евреев защищаться, превосходящие их численно дикие воинственные племена Магомета захватили одну крепость за другой в открытом бою или хитростью, и все главные центры независимой еврейской жизни были уничтожены, а их руководители убиты. Магомет изменил также много своих прежних указаний относительно элементов веры, принятых им ранее с целью привлечения евреев к его делу. Временем поста стал месяц Рамадан вместо десятого Тишрей; вместо субботы день отдыха был перенесен на пятницу, и все молитвы следовало теперь обращать в сторону Каабы, святилища в родном городе Магомета Мекке, вместо Иерусалима.

Не прошло и десятилетия после смерти Магомета в 632 году, как халиф Омар попытался изгнать всех евреев и христиан из расширяющихся территорий Аравии, захваченных его армиями. Фанатические последователи Ислама, молодые, жадные к грабежу и насилиям, полные воинственного духа, легко победили мощные империи, граничившие с их странами на севере. Упадочный персидский режим развалился под диким натиском мусульман. Палестинское правительство с его римскими легионами пало перед ними. Халиф не принуждал христиан и евреев переходить в ислам, но он наложил на них тяжелые поборы, внес ограничения в их социальное положение и регулировал их отношения с массами, принявшими новую мусульманскую веру. Однако, в конце концов, этот фанатизм заменился терпимостью, и еврейские общины на огромных территориях, завоеванных мусульманами, за исключением самой Аравии, были, пожалуй, счастливы и довольны своей судьбой под знаком полумесяца, символа новой веры. Они были уважаемыми гражданами; им было разрешено вести по-своему свои дела и, что всего важнее, устраивать свою духовную жизнь по-своему, без вмешательства со стороны.

Халиф Али, мусульманский победитель Вавилонии, сердечно принял большую еврейскую делегацию, явившуюся к нему выразить ему свое почтение. Он пожаловал особые права главам ешивот в Вавилонии и утвердил должность относительно независимого главы еврейского народа в Вавилонии – Рейш-Галуты, как это было в дни персидского владычества.

БУСТЕНАИ

Одной из наиболее обаятельных личностей, о которых сложилось много легенд, был первый экзиларх под мусульманским господством – Бустенай. Он управлял в середине седьмого века и был, возможно, сыном экзиларха Хананьи. Имя Бустенай, в основе которого лежит слово бустан, что по арамейски означает «сад», связывают с легендой о его рождении. Последний из персидских царей, враждебно настроенный к евреям, решил истребить всех оставшихся в живых потомков царского Дома Давидова. И это ему почти удалось. Одна молодая женщина, жена потомка Дома Давидова, осталась в живых, – царские солдаты не знали, что она беременна. Однажды ночью снилось царю, что он находится в прекрасном саду и занимается вырубкой всех ценнейших пород деревьев и кустов. Наконец в саду остался всего только один нежный росток. И вот появляется перед царем старый, величественного вида человек, который выхватил из рук царя зловещий топор и, замахнувшись, грозил убить царя на месте, если он тут же не даст обещания пощадить последнее дерево в саду. Растолковать царю этот сон смог только старый еврейский мудрец. Он объяснил, что неродившийся еще ребенок является последним потомком царского Дома Давидова, и что старик, явившийся ему во сне, был никто иной, как сам царь Давид. Мудрец, который был отцом беременной женщины и дедушкой ее будущего ребенка, привел свою дочь к царю. Царь принял ее по-царски и взялся воспитывать ребенка как члена собственной царской фамилии. Он назвал новорожденного ребенка Бустенаем в память о его сне.

Другая легенда связана со знаком осы на щите экзиларха. Рассказывают, что однажды, когда он маленьким мальчиком стоял перед царем, его укусила оса, но он отказался прогнать ее или двинуть рукой, чтобы остановить струйку крови, сочившуюся из ранки. На царя произвели большое впечатление выдержка мальчика, его умение держать себя при царе, его отличные придворные манеры. В возрасте шестнадцати лет Бустенай был назначен главой еврейской общины в Вавилонии, предпочтительно перед более пожилыми кандидатами на этот пост. Неизвестно, было ли это еще во время персидского владычества или уже при халифе Али, после захвата им Вавилонии. Однако имеются указания на то, что Бустенай уже будучи экзилархом представлял вавилонских евреев в составе делегации, приветствовавшей халифа Али, и был тепло принят халифом. Имеются и многие другие легенды, свидетельствующие о мужестве, справедливости и щедрости этого первого экзиларха при новых мусульманских правителях Вавилонии.