172. КОНЕЦ ПАТРИАРХАТА
ПОТЕРЯ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ
Патриархат достиг своего зенита при рабби Иеуде аНасси, после чего он начал терять свое былое значение. Как было указано выше, при сыне рабби Иеуды – раббан Гамлиеле III, патриархат уже потерял несколько от своего авторитета и престижа. Причиной этому был тот факт, что новый патриарх (насси) не обладал уже величием своего отца как ученый, и во все ухудшающейся политической ситуации не пользовался влиянием и не смог подобно своему отцу устанавливать тесные связи с римскими императорами и их наместниками на Ближнем Востоке. Некоторые императоры, как Север, были дружественно настроены к евреям и даровали римское гражданство представителям еврейской власти, но в войне против парфян, персов и других народов бремя налогов на евреев Палестины становилось все более тяжелым. Падение авторитета римской империи вызывало политические волнения в Палестине. Все это вело к ухудшению общего положения палестинской еврейской общины.
РАББИ ИЕУДА II И ЕГО ПРЕЕМНИКИ
Раббан Гамлиель III занимал пост патриарха относительно недолго.
Он был насси в течение менее десяти лет. Его преемником был его сын рабби Иеуда II. В течение тридцати лет (примерно 225–255 г.г.) его руководства в качестве насси он пытался улучшить внутреннее положение еврейской общины в социальном, религиозном и культурном отношении. Особое внимание он уделял вопросам воспитания подрастающего поколения, ибо подобно своим предшественникам он сознавал, что еврейский народ сумеет выстоять в Палестине и в диаспоре только если он сосредоточится на изучении Торы, являющейся цементирующей весь народ силой. Насси отдавал много сил делу распространения и совершенствования начального образования путем открытия школ во всех городах и селах.
Рабби Иеуда II разрешил евреям применять масло, купленное у своих соседей неевреев. До этого народ воздерживался от покупки масла у неевреев из боязни, что оно применялось для целей идолопоклонства. Однако, вследствие многих войн, пронесшихся над Иеудеей, оливковые рощи были разрушены и масла не хватало. Чтобы изжить этот недостаток, насси разрешил покупать масло у местных жителей и соседей неевреев.
Его сыну рабби Гамлиелю IV и внуку рабби Иеуде III, несмотря на большие усилия с их стороны, не удалось поддержать авторитет своего высокого поста, и он падал все ниже. Они не были знаменитыми учеными, а также не составляли достаточную политическую силу, необходимую для управления общиной. Кроме того, им недоставали финансовые средства для поддержания пышности и блеска, окружавшие раньше двор патриарха, особенно в дни рабби Иеуды аНасси. Чтобы содержать патриархат, им пришлось прибегать к добровольным взносам еврейских общин внутри и вне Палестины. Рабби Иеуда III продолжал политику своего деда – уделять большое внимание системе обучения, чтобы обеспечить молодежи нужное образование. В течение времени его пребывания в должности патриарха упал также авторитет судебных органов, ибо назначенные патриархом судьи не были в части учености и компетенции на уровне своих предшественников. Ученые, возглавлявшие академии, порицали это явление и критиковали насси за это.
ИЛЛЕЛЬ II
Последним насси, игравшим большую роль, был Иллель II, тринадцатый по счету прямой потомок Иллеля Старого. Он вернул патриархату некоторую часть прежней учености и авторитета. Он хорошо известен своей реформой календаря, проведенной во время занятия им должности на с си. Он составил постоянный календарь, основанный на астрономических расчетах. С тех пор еврейский календарь определен и установлен рядом твердых правил, основанных на точных научных расчетах лунного года с его двенадцатью или тринадцатью месяцами по 29 или 30 дней в каждом. С целью согласования лунного года, состоящего из 354 дней, с солнечным годом из 365 дней, было введено в практику включение в каждом девятнадцатилетнем цикле семь высокосных годов с дополнительным месяцем Адар II в каждом.
Этот точный метод определения еврейского календаря на все последующие поколения имел, очевидно, много преимуществ и выгод. Он освободил Бет-Дин Палестины от трудной, а часто и опасной задачи сообщать даты новолуния отдаленным общинам. Евреи в диаспоре не были больше зависимы от Святой Земли в части установления праздничных дат и высокосных годов. С другой стороны, этим была прервана последняя нить, связывавшая все еврейские общины повсюду с насси и Святой Землей. До этого обязанностью насси было устанавливать календарные даты и определять каждый раз день Рош-Ходеш путем официального объявления этих дат на основе свидетельских показаний людей, видевших появление новой луны. Далеко идущее новшество, введенное Иллелем II, положило конец этой личной прерогативе насси и предоставило еврейским общинам в изгнании полную религиозную автономию.
ПОСЛЕДНИЙ ПАТРИАРХ
Рабби Гамлиель VII, последний патриарх, умер около 425 года, не оставив после себя наследников. С его кончиной династия Иллеля, основанная почти 400 лет раньше, пришла к концу. Прекратил свое существование и патриархат, институт, управлявший еврейским народом, поколение за поколением, почти четыре века и так много сделавший для сохранения еврейства и иудаизма. Даже после того, как патриархат потерял уже значительную часть своей былой власти и авторитета, остались еще его символическая ценность и значение. Насси, который был потомком Иллеля и отпрыском царского Дома Давидова, служил точкой опоры для надежд евреев на конечное восстановление Святой Земли и возврат к былой ее славе. Впредь Иудаизму суждено выжить и развиваться на духовной основе – Торе и ее науке, где бы евреи не находились.