174. Под правлением ранних императоров

174. ПОД ПРАВЛЕНИЕМ РАННИХ ХРИСТИАНСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

РИМ ПРИНИМАЕТ ХРИСТИАНСТВО

Годы правления последних языческих римских императоров были относительно мирными для евреев Святой Земли и других провинций римской империи. Диоклетиан, который был римским императором во время патриарха р. Иеуды III, а также его непосредственные преемники разрешали евреям придерживаться своей религии без всяких ограничений.

Историческая перемена произошла под правлением Константина Великого в первой половине четвертого века, когда он принял христианство и сделал его официальной религией империи. В его знаменитый Декрет о терпимости, который он издал до перехода в христианство и которым он предоставляет каждому человеку право придерживаться свободно своей религии, включены также евреи. Однако, когда он после этого перешел в новую веру и в 312 году превратил ее в государственную религию римской империи, положение евреев резко ухудшилось. Христианскую религию, имевшую вначале только горстку последователей, преследуемых и .презираемых, но фанатически преданных учению Иешу или Иисуса из Назарета и его учеников во главе с Петром и Павлом из Тарсуса, Константин поднял до степени господствующей в Западном мире. Хотя оно было всего только ответвлением еврейской религии и считало Ветхий Завет своей основой, христианство, проповедовавшее самоотверженную любовь к человечеству, стало источником и причиной жесточайших преследований еврейского народа во всем мире .Эта религия отклонилась от сущности учений иудаизма признанием ее основателя за бога и введением концепции троицы (тройственности бога); отменой мицвот; помещением статуй в церквах и поворотом фокуса веры от поведения человека в этом мире к потустороннему миру. В момент, когда язычество упало до самой низкой точки в распадающейся римской империи, взялись охваченные фанатическим рвением последователи новой религии превратить в христианство весь остальной мир. Еврейство повсюду стало основной целью миссионерской активности со стороны христианской церкви, начиная с дней Константина и дальше. Именно Константин издал известную прокламацию, что тот, кто преследует евреев, заслужит божью милость.

Сразу после своей большой победы на Западе и как только она вошла в силу на Востоке, христианская церковь включила иудаизм в число тех религий, которым разрешено функционировать согласно изданному в Милане декрету о терпимости. Однако Собор в Ницце порвал последнюю нить, связывавшую христианство с религией-матерью своей. Согласно вынесенному Собором постановлению, иудаизм могут исповедовать только родившиеся в нем. Переход в иудаизм был запрещен и наказывался смертью. Кроме того, евреям запрещалось иметь рабов-христиан; запрещалось также досаждать тем, кто перешел из иудаизма в христианство. Были введены церковью основные изменения, чтобы резко отличить эти две религии друг от друга: день отдыха был перенесен с субботы на воскресенье и праздник Пасхи, который праздновался в первый день Песаха, надлежало в дальнейшем праздновать в воскресенье, следующее за полнолунием весеннего месяца.

При сыне Константина, Константине II, пропасть между обоими религиями еще больше расширилась; законы против христиан, перешедших в еврейство, стали более строгими и был запрещен брак между евреями и христианами. Это было началом последовавшей в дальнейшем жестокой враждебности по отношению к евреям и первым звеном в длинной цепи дискриминации и преследования иудаизма. Несмотря на антисемитский характер церковных запрещений смешанных браков и других видов тесного контакта с евреями, с точки зрения еврейства такая дискриминация была в конце концов благотворной. Оглядываясь назад, мы можем сказать, что это значительно облегчило возможность сохранить целость еврейского народа. Линия раздела между евреями и христианами была четкб очерчена, и потому, в отличие от многих других религий и национальностей, которые в конце концов ассимилировались, еврейский народ сохранил свою независимость как своеобразный, отличный от других наций народ со своей собственной религией.

ЮЛИАН ОТСТУПНИК

Единственный короткий период передышки и относительного мира наступил для евреев во время непродолжительного правления императора Юлиана Отступника, который оставил христианство, считая правду философии более важной, чем христианскую религию. Этот высокообразованный и культурный монарх обладал большой терпимостью; он ненавидел религиозные дискриминации и преследования: В его поисках истинной мудрости и возвышенных идеалов на него произвели большое впечатление высокие идеи и идеалы Библии. Он открыто выразил свое восхищение иудаизмом и его любовь к еврейскому народу. Юлиан отменил изданные его предшественниками законы против евреев и восстановил право евреев жить согласно своей религии. Он признал юрисдикцию Синедриона и Бет-Дина. Он направил еврейским общинам своей империи письмо, в котором он объявил, что «он предал огню налоговые списки, по которым евреи облагались непосильными поборами в пользу римской казны». В своих сношениях с насси он обращался к нему словами: «Моему брату, уважаемому патриарху Иллелю». Больше того, он обещал отстроить Святой Храм в Иерусалиме на свой собственный счет и назначил чиновников, чтобы начать все необходимые приготовления. Согласно мнению некоторых историков, его хорошее расположение к евреям имело политическую основу. В то время император Юлиан готовился к войне против Персии, и он надеялся, что его расположение к еврейскому народу, его обещание посетить Святую Землю по возвращении с войны и восстановить Храм завоюют ему симпатию и активную поддержку больших еврейских общин повсюду в западных и восточных империях. Юлиан был убит во время персидского похода одним из его собственных солдат-христиан. С его преждевременной смертью, всего через два года после восшествия на императорский трон, пропали все надежды на восстановление Святого Храма и возрождение еврейского государства.

Преемники Юлиана были также хорошо расположены к евреям, хотя и вернулись к христианской религии. Феодосии Великий защищал евреев от преследований епископов Антиохии и Милана. Он угрожал суровыми наказаниями всем, кто будет разрушать синагоги или повредит общественное или частное имущество честных еврейских граждан. Он также распорядился не вызывать евреев в христианский суд в субботу. В дальнейшем, однако, под постоянным давлением фанатичных церковников император постепенно ухудшил положение евреев, пока они в конце концов не потеряли всякое подобие одинакового со всем другим населением гражданства. Им не разрешили занимать общественные должности, служить в армии и строить новые синагоги. Эти и еще целый ряд других подобных декретов имели целью ограничить или целиком разрушить еврейскую общественную и религиозную жизнь. Евреев всячески поносили, открыто очерняли и обвиняли в крайней жестокости и бесчеловечности и в других отвратительных грехах. Это было в основном результатом религиозного фанатизма. Но в известной мере это было также следствием подстрекательства христианских торговцев, завидовавших очень успешной торговле, которую организовали и вели евреи благодаря своим отличным связям со своими братьями евреями во всех частях света.

ЗАКАТ ПАЛЕСТИНСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ

В течение этого периода палестинские евреи ужасно терпели и от политического гнета. Все большее число евреев вынуждено было оставить Святую Землю, потому что ухудшение политических условий и экономического положения вызывали крайнее обеднение еврейской общины. В результате этого пришли к концу славная история еврейской общественной жизни на Святой Земле и связанная с этим высшая степень учености членов еврейской общины. Знаменитые академии таннаим и их последователей амораим пришлось закрыть из-за отсутствия средств и студентов, так как лучшие таланты все в больших размерах эмигрировали из Святой Земли. Когда последний насси рабби Гамлиель VII умер бездетным в 425 году, император Феодосии II упразднил пост насси.

Тем самым был положен конец подобию внутренней автономии евреев через триста лет после окончательной потери еврейским государством национальной независимости на собственной земле.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Что такое Миш на? (Стр. 96).

2. Сколько главных разделов содержит Мишна? Назовите их. (Стр. 97).

3. Укажите некоторые виды законов в масехтот Мишны (Стр. стр. 97–104).

4. Назовите труды, содержащие алахические материалы, опущенные рабби Иеудой аНасси (Стр. 97).

5. Назовите имена двух ученых, которые заключили собой период таннаим и возвестили наступление талмудической эры (Стр. 113).

6. Каковы были причины упадка патриархата? (Стр. 116).

7. Почему имеет такую большую важность вклад, сделанный Иллелем II? (Стр. 118).

8. Назовите имена некоторых ученых, много сделавших для Талмуда Иерушалми (Стр. 125).

9. Из чего состоит Талмуд Иерушалми? Сколько в нем трактатов? (Стр. 125).

10. Каковы результаты перехода Рима в христианство? (Стр. 132).

Запись опубликована в рубрике: .