Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

169. «Восстановители Торы»

169. «ВОССТАНОВИТЕЛИ ТОРЫ»

ПОД ВЛАСТЬЮ АНТОНИНА ПИЯ

Смерть императора Адриана имела результатом изменение к лучшему политического, а также и религиозного положения евреев в Иеудее. Антонин Пий, мудрый и терпимый правитель, отменил жестокие декреты Адриана против применения в жизни установлений иудаизма. Конец религиозных преследований был сигналом для беженцев, что пришло время вернуться на свою родину. Ученики рабби Акивы, бежавшие в Вавилонию, вернулись также. Молодые ученые собрались в галилейском городе Уше, чтобы продолжать работу своих предшественников – ковать звенья в цепи древнего еврейского Предания. Они в дальнейшем получили звание «ВОССТАНОВИТЕЛИ ТОРЫ». Синедриону было разрешено вновь сорганизоваться во главе с рабби Шим’оном II, сыном раббан Гамлиеля-явненского, как его насси, и рабби Натаном как Ав-Бет-Дин. Академия была вновь открыта и изучение Торы вновь получило большое развитие в стране.

РАББИ МЕИР

Пожалуй, самым знаменитым из всех ученых того периода был рабби Меир. Об обстоятельствах его рождения, о его родителях и его родине известно очень мало. Согласно Талмуду, он был потомком римского военачальника, присланного, чтобы разрушить Святую Землю. Этот полководец заметил, что все признаки и предзнаменования указывают на успех его предприятия. Все стрелы, пущенные в любую сторону, падали на Иерусалим. Точно также предсказывали падение Иерусалима библейские тексты, цитированные в его присутствии еврейскими детьми. Из этого он понял, что разрушение еврейской страны предначертано Провидением, и он осознал также, что суровая Б-жья кара настигнет в конце концов тех, которые выполнят это предначертание. Поэтому, вместо того, чтобы разрушать Иерусалим, он перешел в еврейство. В награду за это его потомком был блестящий ученый рабби Меир.

Первым учителем рабби Меира был великий мудрец рабби Акива. Вскоре рабби Меир обнаружил, что он не достиг еще такой высокой степени учености, которая позволила бы ему охватить в полном значении и глубине учения рабби Акивы. Поэтому он поступил в ешиву рабби Ишмаеля, где он получил прочные, основательные знания по всему Устному Учению во всей его ширине и глубине, по методам его толкования и алахическим решениям. Только после этого он вернулся к рабби Акиве и углубился в его учения. Рабби Акива убедился в исключительных способностях рабби Меира и дал ему смиха (посвящение) в значительно более раннем возрасте, чем обычно. Только рабби Меир и другой ученый, рабби Шим’он бар Иохаи, имели особую честь быть посвященными самим рабби Акивой.

Рабби Меир штудировал также под руководством рабби Иеуды бен Бабби и Элиши бен Абуи. Первый был одним из ДЕСЯТИ УБИЕННЫХ; его тело было продырявлено как сито за посвящение законоучителей, несмотря на запрет римлян. Элиша, также блестящий ученый, впоследствии стал неверующим и открыто нарушал мицвот. Талмуд упоминает его под именем ахер («Другой»). Когда рабби Меира спросили, как это он может дружить с ним после того, как он стал еретиком, он объяснил: «Если я нахожу гранат, я плод ем, а шелуху выбрасываю».

Как это было принято в то время, рабби Меир зарабатывал на жизнь физическим трудом. Он был писцом, и зарабатывал не только на содержание себя и своей семьи, но отдавал еще треть своих заработков в пользу неимущих учеников. Он обладал феноменальной памятью, и мог копировать Библию по памяти. Однажды, в дни Пурима, рабби Меир оказался в городе, где не было ни единого свитка мегиллы. Он сразу же сел и написал мегиллу по памяти без единой ошибки.

Рабби Меир побуждал своих братьев евреев обучать детей чистой и легкой специальности или торговле, чтобы обеспечить их существование и в то же время не перегружать их слишком физически. А поскольку успех во всем зависит не от самого характера труда, а от благословения Всемогущего, то нужно испрашивать Его милость.

Рабби Меир был женат на Берурье, ученой дочери замученного римлянами мудреца рабби Хананьи бен Традьона. Это была самая знаменитая женщина талмудического периода. Ее высказывания и мнения упоминаются в Талмуде.

Об ее исключительной мудрости и твердости в вере красноречиво свидетельствует следующий случай. Однажды в субботу, во вторую половину дня, когда рабби Меир был в Бет-Амидраше, скоропостижно умерли оба их одаренных сына. Пораженная горем мать накрыла их простыней и никому не рассказала о постигшем ее большом несчастьи. Когда рабби Меир вернулся после вечерней молитвы, он спросил жену о сыновьях, которые не были в синагоге. Берурья на это не ответила и попросила его читать Авдала. Затем она обратилась к мужу со следующим вопросом: «Недавно мне дали на хранение некоторые драгоценные украшения. А теперь их хозяин требует вернуть их ему. Должна ли я их вернуть?». Рабби Меир ответил решительно: «Ты знаешь, ведь, закон. Их нужно вернуть». Тогда она его повела к постели и сняла простыню. Рабби Меир разразился горькими рыданиями. Тогда Берурья, обливаясь слезами, напомнила ему: «Не сказал ли ты разве, что мы обязаны вернуть Хозяину то, что Он доверил нам? Превечный доверил нам драгоценности. Теперь Он потребовал их обратно. Б-г дал, и Б-г взял. Да будет имя Его благословлено!». Таким образом, эта благочестивая и мудрая женщина была источником силы и утешения для великого мудреца, ее мужа.

Рабби Меир был одним из учеников рабби Акивы, бежавших в Вавилонию во время преследований Адриана, после мученической смерти их учителя от рук римских палачей. Позже, когда ученые вернулись и образовали Синедрион в Уше, одним из его членов был также рабби Меир. Поскольку он не отличался благородным происхождением, его не могли избрать на должность насси или Ав-Бет-Дин, но в признание его большой учености и мудрости ему оказали честь, присвоив ему звание Хахам, титул, которым никто до него не обладал.

Рабби Меир отличился в алахе, как и в аггаде, моральном учении Торы, содержащемся в Устном Преданий. Его учения были столь глубокими, что мудрецы заявили о невозможности уловить его мысли товарищами его. Его острая диалектика дала им повод описать его как «срывающего горы с их основания». Более трехсот законов приводятся в Мишне от его имени. Кроме того, любая Мишна, в которой записана алаха без упоминания имени ее автора, является учением рабби Меира. Наиболее выдающимся его вкладом является систематизация устной традиции, начатая еще его учителем рабби Акивой. Он собирал, отбирал и комбинировал большие отрывки алахического материала, располагая их по соответствующим трактатам, начав этим работу, которую вскоре затем довел до конца рабби Иеуда аНасси.

Приводимые в Талмуде и Мидраше многие рассказы показывают большие способности рабби Меира по обучению и проповедованию правил морального поведения. О нем говорят, что он знал триста басен, которыми он об яснял каждое из своих этических нравоучений. Он был также весьма искусен в своих отношениях с представителями власти неевреями, и его часто вызывали в Рим для выступления от имени своего народа. Там ему удалось освободить сестру жены, приведенную в Рим пленницей.

В результате спора рабби Меир и рабби Натан были исключены из состава Синедриона по указанию патриарха рабби Шим’она. Но, когда возник сложный вопрос в области Закона, мудрецам пришлось прибегнуть к помощи рабби Меира, к его объяснениям и указаниям для правильного его решения. Это дало повод рабби Иосе воскликнуть: «Мы находимся внутри академии, а Тора снаружи». Вследствие этого, рабби Шим’он позволил этим двум исключенным ученым вернуться в академию, но распорядился, чтобы по всем алахам, по которым приняты решения согласно мнению этих ученых, их имена не упоминались. С тех пор мнения рабби Натана приводились в виде «иеш омрим» (некоторые говорят), а рабби Меира – «ахерим омрим» (другие говорят). В то время, как рабби Натан помирился с патриархом, рабби Меир никогда ему не простил этого. Возможно, что это явилось причиной того, что рабби Меир оставил свою любимую родину и собственную свою ешиву в Эммаусе и перебрался в Малую Азию, где он продолжал привлекать многочисленных учеников даже из Эрец Исраеля и распространил свет Торы в образовавшихся там больших еврейских общинах. Перед смертью он попросил похоронить его на берегу моря, на границе со Святой Землей, с тем, чтобы хоть в какой-то мере быть ближе к любимой родине.

РАББИ ШИМ’ОН БАР ИОХАИ

Одним из самых знаменитых таннаим послеадриановского периода и одним из наиболее блестящих учеников рабби Акивы был рабби Шим’он бар Иохаи. Он учился также и у раббан Гамлиеля и рабби Иеошуи, но в основном – у рабби Акивы. Он был так близок к рабби Акиве, что из почти всех других учеников он один был выбран обслуживать своего учителя в заточении. И рабби Акива называл его «моим сыном». Он был одним из пяти ученых, тайно посвященных и получивших смиха, титул «Рабби», от рабби Иеуда бен Баббы в годы адриановских преследований.

Даже в послеадриановский период, когда судьба евреев несколько смягчилась, рабби Шим’он бар Иохаи остался непримиримым врагом Рима. Он был явным противником римлян и открыто выражал свою сильную неприязнь к ним, не считаясь с возможными серьезными последствиями. Талмуд рассказывает, что он как-то вел разговор со своими сподвижниками рабби Иеудой и рабби Носи бен Халафтой об улучшениях, которые римляне ввели в Палестине, как-то: постройка городов и мостов. Рабби Иеуда хвалил римлян; рабби Иоси не одобрил их действия, но смолчал. Не так повел себя рабби Шим’он: безбоязненно он критиковал римлян и уверил, что все это делается ими только для удовлетворения своего эгоизма и жадности. В городах они открыли дома терпимости, а за пользование мостами они взыскивают пошлину. Этот разговор в такое время, когда повсюду рыскали доносчики, дошел до римлян, и рабби Шим’он был присужден к смертной казни. Вместе со своим сыном рабби Эл’азаром бежал рабби Шим’он и укрылся в Бет-Амидраше, а когда римляне усилили свои поиски, они оба скрылись в пещере. Тринадцать лет они питались только плодами рожковых деревьев, которые чудесным образом выросли за ночь, и пили воду из источника, также появившегося чудом. Для того, чтобы сохранить свою одежду, они до самой шеи погружались в песок. После 12 лет, когда пророк Элияу сообщил им, что император умер и его декреты отменены, рабби Шим’он и сын его рабби Эл’азар вышли из пещеры. По своей святости они не могли переносить большой мир и народ, занятый мирскими делами, вместо того, чтобы изучать Тору. Стоило им посмотреть на что либо неодобрительно, и оно сгорало. Тогда глас с небес приказал им вернуться в пещеру, чтобы не уничтожить весь мир. Через год они вновь появились. Тело рабби Шим’она было все в язвах от многолетнего сидения в песке. Он вылечился купаясь в теплых минеральных источниках Тиверии. В знак благодарности рабби Шим’он очистил город, частично построенный на месте старого кладбища, от подозрений в тум’а, ритуальной скверны.

Рабби Шим’он бар Иохаи устроил свою ешиву в городе Текоа в Нижней Галилее, в районе, отличающемся своими отличными оливковыми рощами. Самые блестящие молодые ученые, в том числе будущий насси рабби Иеуда,. собрались вокруг него, чтобы слушать его проницательные и глубокие алахические решения. На любой заданный вопрос он мог отвечать двадцатью четырьмя различными путями. Его способ толкования Торы основывался не только на текстуальной структуре приведенного в Библии закона, но и на логическом его мотиве. Там, где это было возможно, он искал ответа на вопрос: «Почему Тора заповедала нам это?».

От имени рабби Шим’она приведены в Талмуде многочисленные алахические решения. Когда приводится имя рабби Шим’она без отчества, то имеется в виду рабби Шим’он бар Иохаи. Он является автором «Мехилта д’реб Шим’он». Сифри также основан на его учениях. К тому же, рабби Шим’он бар Иохаи обучал своих учеников не только общедоступной части Торы, но и ее тайному смыслу, открытому только для посвященных. Эти учения записаны его учениками в 3оаре, наиболее основательном труде Каббалы. После Талмуда наибольшее влияние на иудаизм оказал Зоар. Рабби Шим’он справедливо считается одним из выдающихся таннаим, который вернул делу изучения и познавания Торы его былую славу.

Рабби Шим’он посвятил все свое время изучению Торы и не занимался торговлей или ремеслами по примеру других ученых своего времени. Он заявил, что до тех пор, пока Израиль выполняет волю Б-жью, все работы выполнят за него другие люди с тем, чтобы евреи могли заниматься изучением Торы без забот. Его пренебрежение земными благами видно из следующего. Один из бывших его учеников разбогател в другой стране. Когда он вернулся оттуда, он описал своим товарищам имеющиеся там удивительные возможности стать богатым человеком. Ученики ешивы пожелали воспользоваться этим. Тогда рабби Шим’он повел их в долину, которая по его молитве наполнилась золотыми монетами. Он разрешил каждому брать оттуда столько монет, сколько его душа пожелает, но предупредил их, что все, что они получат в виде земных благ будет вычтено из их вечных, потусторонних наград.

Уже в пожилом возрасте рабби Шим’он был послан в Рим, чтобы ходатайствовать перед императором Марком Аврелием об отмене изданных его предшественником декретов, запрещающих соблюдать субботу и совершать обрезание. Эту задачу он выполнил с большим успехом, и декреты эти были отменены. Вот каким чудесным образом, по рассказу Талмуда, он добился этого. Дочь императора заболела неизлечимой болезнью, и рабби Шим’он вылечил ее. В награду за это император предложил рабби Шим’ону войти в царскую сокровищницу и выбрать себе самый дорогой подарок. Рабби Шим’он нашел там подлинные декреты эти против евреев; он взял их и на глазах императора разорвал.

Слава рабби Шим’она как человека с чудодейственной силой живет в народе вплоть до наших дней, и его имя почитается и уважается всем Израилем. Ежегодно в день Лаг б’Омер, годовщину его кончины, тысячи евреев паломничают к его гробнице в Мироне, деревушке недалеко от Цефаса в Верхней Галилее, где похоронены он и его сын рабби Эл’азар. Всю ночь горит большой костер; родители приводят туда своих трехлетних сынишек для первой стрижки их волос, и весь день посвящен веселому торжеству в память рабби Шим’она бар Иохаи.

Рабби Натан родился в Вавилонии, поэтому его называют также рабби Натан аБавли, вавилонский. Он был сыном того, кто занимал пост Реш Галута, экзиларха[1] или главы еврейской общины в Вавилонии, что примерно соответствовало посту насси на Святой Земле. Реш Галута был потомком царского Дома Давидова, как и насси.

Рабби Натан оставил свою княжескую семью в Неардее и прибыл в Палестину, чтобы учиться в академии рабби Элиезер бен Урканоса и рабби Ишмаель бен Элиши. Во время адриановских преследований рабби Натан был вынужден оставить страну, чтобы избежать казни от рук римлян. Рабби Натан описывает это печальное время в истории евреев следующим образом: Проходя по улице можно было встретить римских солдат, ведущих еврея на казнь. Когда спросишь такого несчастного, что он совершил такое, что платит за это жизнью, он обычно отвечает, что он совершил обряд обрезания над своим сынишкой. Другой осужденный еврей отвечает на такой вопрос, что он изучал Тору. Дальше можно было встретить человека, которого ведут, чтобы распять на кресте. Причина – он ел мацу в Песах. Можно было видеть евреев, бичуемых публично за то, что в Суккот выполнили мицват лулав.

Когда рабби Иеуда стал насси после своего отца раббан Шим’он бен Гамлиеля, рабби Натан был уже старым человеком. В те дни рабби Иеуда начал собирать и систематизировать все учения Устного Закона, расположив их в шести трактатах Мишны в соответствии с их тематикой. В этой огромной работе рабби Натан помогал рабби Иеуде аНасси по примеру других таннаим. Из-за спора с предыдущим насси, о чем было рассказано выше, законы рабби Натана, вошедшие в Мишну, не приведены от его имени, а предваряются словами: «Некто говорит».

И все же остался рабби Натан верен насси и авторитету Бет-Дина в Эрец Исраеле. Когда Бет-Дин в Вавилонии сделал попытку объявить себя независимым от палестинского Бет-Дина, насси избрал рабби Натана-вавилонского членом делегации, которая была послана в Неардею, чтобы убедить местный Бет Дин воздержаться от этого шага. Инициатором этой попытки вавилонских мудрецов был рабби Ханина, племянник рабби Иеошуа бен Хананьи. Он хотел сделать Бет-Дин аГадол (Верховный суд) Неардеи высшим судебным органом всех евреев всего мира с правом устанавливать дни Новолуния и еврейских праздников, что являлось одной из главных функций Синедриона. Рабби Натан и рабби Ицхак привезли личное письмо от насси к рабби Ханине, и умелыми, мудрыми словами убедили вавилонских мудрецов, что не пришло еще время вносить такие изменения; что пока еще в силе сказанное пророком, что «Тора выйдет из Циона», а не из Вавилонии. Еще сказали они ему, что если он будет настаивать на выполнение своего плана, и попытается устанавливать даты еврейского календаря, то ему придется вместо слов Торы: «Это есть праздники Б-жьи» поставить: «Это есть праздники Ханины». Рабби Ханина уступил и отказался от своего плана.

Рабби Натан является автором многих сентенций, основанных на стихах Торы. Так, например, в связи со стихом: «Не обманывайте и не притесняйте пришельца, ибо вы сами были пришельцами в стране Египетской»,

рабби Натан замечает: «Не обвиняй другого в том, в чем ты сам неполноценен».

На стихе: «Не причиняй кровопролития в доме своем», основывает рабби Натан свое учение о запрещении держать злую собаку в еврейском доме или поломанную лестницу и т.п., все то, что может причинить вред людям.

Рабби Натан также учил, что даже казалось бы незначительная мицва вознаграждается в нашем миру, как и в будущем мире. Один из трактатов Талмуда носит его имя и известен под названием Авот д’рабби Натан; по своему содержанию он подобен Пиркей Авот и детализирует его. Ученики рабби Натана составили Мехилта д’рабби Ишмаель, где включены учения, которые их учитель слышал от своего учителя, самого рабби Ишмаеля, и которые он передал в своих лекциях своим ученикам.

РАББИ ИЕУДА аНАССИ

В тот самый день, в который рабби Акива вернул свою святую душу своему Творцу под пытками кровавых римских палачей, родился сын у насси раббан Шим’он бен Гамлиеля II, потомка царя Давида. Этот ребенок, названный Иеудой, занял в дальнейшем место в еврейской истории, на которое только немногие могут претендовать. Выдающийся ученый своего времени, он известен как рабби Иеуда аНасси, патриарх, или просто «РАББИ», потому что по своей учености он не имел себе равных. В признание его благочестия и святости, он также назван «РАББЕНУ АКАДОШ», наш святой учитель. Великая роль рабби Иеуды аНасси не ограничивается только тем, что он оказал большое влияние на современников как вдохновенный вождь, просвещенный учитель и обожаемый государственный деятель. Он признан также одним из тех великих мужей, которые в то время, когда еврейское учение было под угрозой полного исчезнования, не только обеспечил его дальнейшее существование, но принял меры к его углублению и расширению, и этим обеспечил дальнейшее существование еврейского народа в целом.

В то время, когда родился рабби Иеуда, действовал римский закон, запрещающий обрезание. Не подчиняться этому закону значило поставить под угрозу жизнь родителей и новорожденного. Несмотря на такую опасность, великий мудрец раббан Шим’он бен Гамлиель соверишл над своим новорожденным сынишкой мицват мила (обрезание). Как и следовало ожидать, такое открытое нарушение патриархом правительственного запрещения нельзя было скрыть, вследствие чего и родители и новорожденный были привлечены к суду. Императрица, бывшая в дружеских отношениях с бедной матерью, предложила ей заменить Иеуду своим только что рожденным сыном, будущим императором (полагают, что это был Антонин Пий), чтобы доказать императорскому судилищу, что обрезания не было. Таким образом осчастливленная мать смогла вернуться с сыном в целости домой. Много историй рассказано в Талмуде об интимной дружбе между -римским принцом и еврейским ребенком, жизнь которого этот римлянин спас. Дружба эта никогда не прекратилась, даже когда принц стал римским императором, а еврейский мальчик – патриархом. Антонин тайно посещал рабби Иеуду и проводил много часов в беседах с ним.

С самого раннего детства рабби Иеуда проявил необычайные умственные способности и дарования. В молодости рабби Иеуда штудировал под руководством своего отца. Однако, с тем чтобы дать сыну широкое и основательное образование, отец зачислил его в академии выдающихся ученых того времени, как-то: рабби Иеуда бен Илаи, рабби Эл’азар бен Шамуи, рабби Шим’он бар Иохаи и рабби Меира. Учитывая важную роль, которую предназначен был играть Иеуда в общественной жизни, его отец позаботился, чтобы Иеуда получил также основательные знания и в мирских науках. Иеуда особо отличился знанием языков. Кроме того, молодому ученому была предоставлена возможность много путешествовать и непосредственно знакомиться с условиями жизни евреев в диаспоре, где они осели до и после разрушения Святого Храма. Он познакомился также с важными людьми Рима и культурой, господствовавшей в римской империи, бывшей тогда в самом ее расцвете. Куда бы он не явился, он старался поднять уровень еврейской религии и образования. Он был высокопочитаем и любим как евреями, так и неевреями. Благодаря его многим достоинствам рабби Иеуда был назначен в относительно молодом возрасте преемником своего отца в качестве насси, предпочтительно перед многими знаменитыми учеными, бывшими старше его. Любой другой человек, не обладающий широтой ума рабби Иеуды, был бы осужден на провал во всех своих начинаниях в тех тяжелых условиях, в которых ему пришлось жить и трудиться, в обстановке, чреватой столькими осложнениями. Несмотря на молодость, рабби Иеуда выполнял свои обязанности с такой мудростью, умом и политической зрелостью, что Гемара говорит о нем: «Начиная от Моше и вплоть до рабби Иеуды аНасси никто из еврейских вождей не был наделен в такой большой степени сочетанием науки и власти, как рабби Иеуда». Он поднял авторитет патриархата и сумел сделать ведомство насси единственным центром власти. На с си стал признанным религиозным и политическим вождем еврейского народа, и был высоко почитаем римским правительством. Римские императоры – не говоря уже о близком личном друге рабби Иеуды, императоре Антонине – высоко ценили его мудрость, они считались с его суждениями и выполняли его просьбы. Без такой центральной власти, внутренняя борьба и серьезные социальные и политические трудности привели бы еврейскую общину на край гибели.

Несмотря на царственное величие, которым отличался его двор, сам рабби Иеуда был очень скромен и прост в обиходе. Перед своей смертью он поднял свои руки к небесам и сказал: «Владыка мира! Тебе известно, что я всю свою жизнь посвятил Торе и не наслаждался радостями жизни в этом мире в самой малой степени». Это заявление приобретает особое значение, если учесть, что он обладал сказочным богатством. Говорили, что его стада пили из золотых корыт и что в его палатах было больше .золота, чем в сокровищницах персидского царя Шабура! Не было таких фруктов и таких видов зелени, которые не были бы поданы к его столу в любое время года. Однако вся эта роскошь имела целью служить повышению престижа и авторитета патриархата, а не личное возвеличение насси. Рабби Иеуда использовал свое богатство на поддержку бедных и нуждающихся учеников, прибывших в его академию как из разных мест в Палестине, так и из других стран. В голодное время рабби Иеуда раздавал даром продукты питания всем голодающим.

Рабби Иеуда аНасси жил сначала в Тиверии, на своей родине; затем он жил в Бет-Шеариме, где при недавних раскопках были обнаружены могилы ряда великих ученых Израиля, и, наконец, он перешел жить в город Циппори, где он осел из-за серьезной болезни, – здоровый воздух расположенного в гористой местности города облегчал страдания больного насси.

Руководителями ближайших поколений как на Святой Земле, так и в еврейской колонии в Вавилонии, важность которой все возрастала, были ученики рабби Иеуды аНасси. В их числе были рабби Хия – знаменитый ученый в Вавилонии еще до его поступления в академию рабби Иеуды; Абба Ареха, приобретший большую известность под именем Рав; Бар-Каппара и коллега Рава в талмудических дискуссиях, Шемуэль. Искусный врач Шемуэль не только сидел у ног обожаемого учителя, но лечил его, когда он тяжело болел.

Рабби Иеуда аНасси был крайне озабочен вопросами воспитания молодежи, утверждая, что обучение детей важнее даже восстановления Святого Храма. Он считал невежество более опасным, чем отсутствие Дома Б-жье-го и чем невозможность приносить жертвы. Поэтому он приложил все силы, чтобы открывать школы и обеспечивать их повсюду хорошими учителями.

В своих алахических решениях рабби Иеуда был в общем склонен придерживаться менее строгой точки зрения, особенно, когда это касалось облегчения бремени еврейского народа, стонавшего под ярмом римского владычества.

К концу его плодотворной жизни рабби Иеуда тяжело страдал от различных болезней. Наши мудрецы утверждают, что в течение этого периода никогда не было засухи, ибо страдания рабби Иеуды были настолько велики, что они в состоянии были искупить все грехи мира. Когда приблизился его смертный час, рабби Иеуда созвал к себе всю семью и всех своих сподвижников по Синедриону, чтобы объявить им свою последнюю волю. Старший его сын Гамлиель должен был занять после него должность насси; его младший сын Шим’он должен был стать хахам и председателем Синедриона, а выдающийся его ученик рабби Хананья – Ав-Бет-Дин. Он призывал своих детей и коллег поддержать и крепить авторитет Торы. Он также выразил желание, чтобы его похороны были возможно более простыми.

Слух о приближении часа кончины рабби Иеуды распространился быстро; весь народ постился и молился за его выздоровление. Любовь народа к рабби Иеуде была столь глубокой, что было объявлено о казни каждого, кто посмеет сообщить о его кончине. Только Бар-Каппара осмелился доложить народу о понесенной им великой утрате. Он выступил перед огромной толпой в разорванной одежде, с головой, накрытой талитом и воскликнул: «Ангелы и смертные спорили за обладание священным ковчегом. Ангелы победили, и ковчег был у нас отнят». Поняв смысл этого сообщания, толпа выкрикнула: «Он умер!» Бар-Каппара ответил: «Вы сказали это». Весь еврейский народ оплакивал кончину одного из своих величайших мудрецов и вождей всех времен. Огромная толпа сопровождала его гроб из Циппори в Бет-Шеарим, где он был похоронен в одной из больших катакомб, где нашли вечный покой земные останки некоторых из крупнейших ученых и великих людей Израиля. В траурной элегии наши мудрецы сказали о нем: «Со смертью раббену акадош не стало у нас скромности и трепета перед Б-гом».

Вклад рабби Иеуды аНасси как учителя, ученого и политического руководителя, как бы велик он ни был, является все же второстепенным по сравнению с главным достижением его жизненного пути – компиляции великого труда, основы еврейской науки – МИШНЫ, которая в свою очередь стала основой всех талмудических изысканий и алахических кодексов нашего Устного Учения.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Какова была политическая ситуация в Иеудее под владычеством Рима? (Стр. 69).

2. Назовите имя позорной памяти римского императора, жестокость которого ускорила восстание Бар-Кохбы. (Стр. 70).

3. Кто дал Шим’ону бар-Козибе имя Бар-Кохбы? Почему? (Стр. 70).

4. Какова была военная стратегия Бар-Кохбы и почему он потерпел поражение? (Стр. 71).

5. В какой злосчастный день был захвачен город Бетар? (Стр. 72).

6. Каковы были последствия подавления восстания евреев? (Стр. 74).

7. Кто были «Восстановители Торы»? (Стр. 75).

8. Что Вы знаете о жене рабби Меира? (Стр. 77).

9. Расскажите о двух чудесных событиях в жизни рабби Шим’она бар Иохаи. (Стр. 81).

10. Что является великим вкладом рабби Иеуды аНасси в еврейскую науку? (Стр. 94).



[1] Подробнее об экзилархате см. ниже на стр. стр. 135–136.