Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Лех леха 5746

Беседа лейл гимел гл. Лех леха 7 хешван 5746

 

Гитваадуйот 5746 ч.1

алеф

В продолжение сказанного по поводу Мошиаха цидкейну, — здесь уместно упомянуть про еще один дополнительный аспект:

Один мудрец обратил мое внимание (как язык, принятый во некоторых книгах), по поводу слов ХИДО (пойсек в Израиле, и даже приводят несколько галахот от его имени — из его книги Шу»т Хаим шоал и др., и также приводят от его имени идеи, относящиеся к пнимиюс Торы] в его книге «Мидбар кдеймойс» в объяснении понятия «Кивуй» (надежда, ожидание), и вот его слова:

Сказали в Ялкут Тегилим ремез 736: даже если нет в руках Израиля, но только кивуй[1], они достойны избавления в заслугу кивуй… И про это объяснил великий раввин морейну гарав рав Йосеф Довид… текст благословения «эс цемах Довид авдехо мегейро сацмиах векарной торум бишуосехо ки лишуосхо кивину кол гайойм», что то, что сказано  «ки лишуосхо» — это непонятно, каким образом это объясняет, ибо, если они заслужили — мы удостоимся без кивуй, и если нет, что поможет ожидание? Но в соответствии со сказанным выше понятно, и так следует понимать это:  «эс цемах Довид…» — «росток Давида…» и если ты скажешь, что нет у нас заслуг, тем не менее «тацмиах» — произрасти, — ки — потому что — лишуосхо кивину — на Твое спасение мы надеемся, и есть у нас надежда, и в заслугу надежды на избавление, мы достойны, чтобы Ты избавил нас.

И так же мы находим эту идею — бесигнон мавгиль — ужасающими словами — в комментарии Радака на Пророков и Писания [комментарий, принятый во всей диаспоре Израиля, и вплоть до того, что в первых изданиях «Микраот гдолот»  был напечатан также комментарий Радака] в конце книги Второй книги Шмуэля, и вот его слова:

«Вайеосер Гавайе лоорец ватеоцар гамагейфо меал Исроэл», и переводит таргум ?Онкелос? «и принял Вс-вышний молитвы живущих на земле». И в мидраше — «все тысячи эти, которые погибли во времена Довида, погибли только по тому, что не требовали строительства Храма, и это ведь каль вехомер, и что, если эти, что не было в их дни и не  был разрушен в их дни, погибли из-за того, что не требовали его, мы, что был в наши дни и был разрушен в наши дни, тем более и тем более. поэтому установили старейшины и пророки, чтобы укоренить в устах Израиля, чтобы молиться три раза каждый день, «верни Твою Шхину и Твое царство в Цион, и порядок cлужения Твоего в Иерушалаим», и заканчивает «Омейн кейн йеги роцойн сэло».

 «… и понятно, что совершенно излишне говорить о недопустимости «ийумим» (устрашения) евреев, или даже неевреев! Когда пишут письмо к еврею — следует писать только слова благословения.


… И как говорилось выше, не дай Б-г, чтобы это (речь идет о распространении слов гдолей Исраэль о необходимости ципия лагеула — ожидания избавления) было за счет изучения Торы и исполнения мицвот, или за счет агават Исраэль и ахдут Исраэль, и наоборот, все эти все эти вещи могут и должны идти вместе, как понятно из всего сказанного выше»



«в последнее время происходят события, которые не имеют никакого объяснения естественным путем. И в двух направлениях — никогда не думали, что такой то сын такого то обладает столь добрыми качествами, и никогда не могли подумать, что у такого то, сына такого-то есть такие качества, которые противоположны.

И единственное объяснение, которое я нашел на сегодняшний день в этом, это то, тчо это — один из признаков прихода Мошиаха (и в особенности, когда ищут такие признаки):

В конце книги Даниеля есть посук, характеризующий время перед приходом Мошиаха, что тогда «йитбареру вейитлабну гадварим» («очистятся и прояснятся эти дела»)…. когда приближаемся к дням Мошиаха, то очищаются и проявляются все вещи, и само собой, раскрыается добро у одного, и противоположность этому — у другого, — и все это — явно и при многих людях и т.д., и не место здесь говорить об этом подробно….»

 



[1] Надежда (на приход геула)