Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Гаскомойс

Значение издания Тании

«Дарование Торы»

Из всего сказанного ясно, что книга Тания — это не просто «еще одна книга» в богатой еврейской религиозной литературе. Это сущностное Б-жественное раскрытие, подобного которому не было прежде. До эпохи Алтер Ребе не было возможности для такого раскрытия, и только тогда были даны особые силы для этого. Вплоть до того, что мы находим, в словах наших рабойсейну несиейну, что сравнивают это Б-жественное раскрытие в раскрытии хасидизма с удивительным Б-жественным раскрытием во время дарования Торы. Это, в сущности, Дарование Торы для пнимиюс Тойро. (Точнее, это «вторые скрижали» пнимиюс Тойро, ибо «первые скрижали» были даны в лаг баоймер посредством Рашби. И нет здесь места, чтобы говорить об этом подробно).

Б-жественное раскрытие — и сокрытие напротив него

«Зэ леумас зэ осо hоЭлойким[1]» — каждому аспекту в святости противостоят силы нечистоты. И чем более высоко и возвышенно Б-жественное раскрытие, тем больше возрастают hааломойс и hестейрим[2] снаружи и изнутри, ибо «противоположная сторона» делает все, что она может, чтобы воспрепятствовать этому возвышенному раскрытию.

И как мы находим в истории еврейского народа в течении всех поколений, что всякое Б-жественное раскрытие в мире было связано с борьбой с трудностями и с препятствиями, вплоть до самопожертвования. Начиная от десяти испытаний, которыми был испытан Авраам, испытания, которые вынесли пра-отцы еврейского народа, и египетское изгнание со всеми его страшными мучениями, — все это для того, чтобы удостоиться чудесного Б-жественного раскрытия во время Дарования Торы. Сорок лет блуждания по пустыне «бамидбор hа-годол ве-hа-нойро, нохош сороф ве-акров[3]» — для того, чтобы достичь возможности войти в Эрец Исроэл, и как понятно, Б-жественного раскрытия, связанного с этим. И подобно этому в течение всех поколений.

Подобно тому, как каждый человек, для того, чтобы удостоиться Б-жественного раскрытия в своей душе, должен напряженно трудиться и преодолеть множество трудностей, и чем больше Б-жественное раскрытие, тем больше сил он должен вложить, чтобы быть достойным этого, также, и в еще большей степени, это в общности еврейского народа, что для того, чтобы удостоиться удивительного Б-жественного раскрытия, он должен преодолеть множество препятствий и трудностей, и много самопожертвования. И это есть, в сущности, все это долгое изгнание, в котором мы находимся, для того, чтобы достичь чудесного Б-жественного раскрытия во время истинного и полного избавлении посредством нашего праведного Мошиаха.

Поэтому, когда пришло время для раскрытия учения хасидизма, чудесного и бесконечного Б-жественного раскрытия, как говорилось выше, были «должны» пройти тяжелый путь, преодолеть множество трудностей и испытаний, связанных с самопожертвованием.

И поэтому, известны многие истории о самопожертвовании Баал Шем Това, Межеричского Магида, и еще более — о самопожертвовании Алтер Ребе и его учеников. Множество противодействий, отлучений и запретов от крупнейших раввинов того поколения, которые привели ко многим столкновениям для хасидим также в материальности и, тем более, в духовности. Многие страдания и испытания вытерпели Ребе и его ученики, и несколько душ из них также ушли раньше времени из мира, как ребецин Двойро Лея, дочь Алтер Ребе и мать Цемах Цедека (см. эту историю подробно в Сейфер толдойс Алтер Ребе, (Глицштейн), стр. 127 и далее и еще) и еще и еще как рассказывается во многих местах) и все это ради того, чтобы удостоиться этого чудесного Б-жественного раскрытия, которое называется учением хасидизма.

Также противодействие распространению хасидизма не был только (как это может показаться) ошибкой некоторых крупных раввинов, которую разожгли разжигатели ссоры. В этот была идея гораздо более глубокая и внутренняя. Также Свыше кивйохол[4] были препятствия — мниейс и икувим на это мощное раскрытие, и обвинители утверждали, что мир не достоин воспринять его. Потребовалось очень много самопожертвования, для того, чтобы преодолеть все это, но Алтер Ребе и его ученики были готовы ко всему.

Издание Тании

Во всем вышесказанном можно найти объяснение тому, что Алтер Ребе не хотел изначально печатать свою книгу. Это не было «просто скромностью». Напечатание Тании не было чисто техническим событием. Печатное издание означает проникновение этого чудесного Б-жественного света в этот материальный мир, «официальным» и вечным образом, и, как известно высказывание Цемах Цедека, что печать — это «на поколения поколений», и для этого нужны особые Б-жественные силы.

[И отсюда, кстати, становится понятной та важность, которую придает Любавичский Ребе печатанию книги Тания вообще, и чтобы печатать ее в каждом и каждом месте в мире. Печатание Тании в каком либо, месте это «открытое провозглашение» этого места, что бесконечная Б-жественность находится внутри него. И Б-жественность не приходит у нему из другого места (как тогда, когда приводят туда Танию, напечатанную в другом месте), но исходит из самого этого места].

В конечном счете, он согласился напечатать ее, и, как пишет рабби Зуше из Аниполи в своей hаскомо, это было из за того, что «распространились эти контрейсим[5] среди всего Израиля во множестве копий, сделанных различными сойфрим[6]. И из-за того, что умножились различные копии, увеличились ошибки переписчика, и был вынужден привести эти контрейсим в печать».

Слова «сойфрим мешуним» (слова, повторяющиеся также в предисловии Алтер Ребе к его книге, «мидей сойфрим шойним у-мешуним»), ибо были некоторые миснагдим[7], которые намеренно искажали текст Тании, и вставляли в него строчки, содержащие слова кфиро[8]. Это переписывали во многих копиях, и распространяли. Все это для того, чтобы «доказать», что хасидизм это новая «секта», которая пришла для того, чтобы принести вред еврейству хас ве-шолом (и есть, которые считают, что такую искаженную Танию принесли Виленскому Гаону, и тем самым «доказали» ему, что нужно наложить херем[9] на хасидов). Поэтому Алтер Ребе был вынужден напечатать Танию. И поскольку ничего не происходит «случайно», хас ве-шолом, но только по воле Провидения, ясно, что это было указанием Свыше, что пришло время для этого.

Лекарство от болезней и раскрытие света избавления

В двух «hаскомойс», которые Алтер Ребе получил на свою книгу от двух наиболее уважаемых учеников Межеричского Магида — рабби Йегуды Лейба Когена, и рабби Зуше из Аниполи, есть указание на два ответа на «обвинения» обвинителей, что еще не пришло время распространять это. (Рабби Йегуда Лейб Коhен подчеркивает также, что «сейчас возрадуется Израиль в раскрытии его святых слов», что имеется в виду рабби Исроэл Баал Шем Тов, поскольку Тания — это в сущности, учение Баал Шем Това (кроме простого объяснения, что народ Израиля возрадуется)].

Рабби Зуше указывает в дате написания hаскомо «шнас пдусейну», и тем самым указывает то, что он сказал устно, что «с ее помощью (книги Тания) выйдет Израиль навстречу Мошиаху». И т.е.: несмотря на то, что в предшествующих поколениях эти возвышенные аспекты были тайной, и не были разрешены для распространения. но только для йехидей сгуло[10], но, поскольку мы приближаемся к дням раскрытия Мошиаха, то (как написал Аризаль и приводится в hалахе) «попробовать» в «пятницу после полудня» от «субботних яств» дня «который кулой шабос у-мнухо ле-хайей ойломим[11]«. Т.е.: в конце шестого тысячелетия [как известно, раскрытие Баал Шем Това было в 5494 году от сотворения мира, и т.е., близко к половине шестого тысячелетия, а Алтер Ребе жил еще позднее] разрешено и необходимо раскрыть что-то от раскрытия, которое будет посредством Мошиаха, когда придет избавление.

Рабби Йегуда Лейб Коhен пишет год тов куф нун вов, и указывает на первые буквы слов: теhей ктойрес нешомо веруах. Т.е.: Тания представляет собой «ктойрес[12]» и лекарство для души и духа народа Израиля, который страдает в материальности и духовности от страданий и испытаний эпохи иквесо димшихо[13]. И поэтому можно и необходимо распространять его, для того, чтобы дать евреям силу выстоять в трудных испытаниях иквесо димшихо.

Это связано также с известной притчей, которую рассказал сам Алтер Ребе р. Пинхасу Корицу (который вначале был против распространения хасидизма в такой степени) по поводу царского сына, который смертельно заболел, и его лекарством может быть только растолочь и растереть камень, который находится в самом центре царской короны, и лить и лить на сомкнутые уста больного, и все это для того, чтобы одна капля вошла бы в его уста и излечила бы его. Так Вс-вышний отказывается кивйохол от своей славы, «Квойд Элойким hастейр довор[14]«, и раскрывает самые сокрытые вещи, и «разливают» это бе-хуцойс[15], ибо никто не обращает внимания на важность этих вещей, и все для того, чтобы одна капля, может быть, вошла в уста еврея, излечила его от его духовной «болезни», дала ему силы выстоять во всех трудностях, и удостоиться полного избавления.

также это точно

[Можно видеть насколько велика точность также в подписях давших hаскомо: только р. Зуше пишет о себе «hа-котон», поскольку, как известно, основное его служение было в мере скромности и шифлус[16]. также в подписях сыновей Алтер Ребе, в их согласии на присоединение «Игерес hа-Койдеш» к книге Тания: Адмур hо-Эмцои (который был тогда Ребе) пишет о своем отце: «hа-гоон hа-хосид кдойш Исроэл мароно ве-рабоно», рабби Хаим Авроhом пишет «hа-гоон hа-хосид мароно ве-рабоно», и рабби Мойше — «hа-гоон hа-хосид» только, каждый пишет в соответствии с своим уровнем и в соответствии со своим постижением ступени своего отца, и достаточно понимающему].


[1] «Одно напротив другого сотворил Вс-вышний» (Когелет 7, 14)

[2] Гааломойс вегестейрим — Сокрытия и утаения

[3] «По великой и грозной пустыне, (где) змей, аспид и скорпион» (Экев 8, 15)

[4] Кивойхол — Как если бы (если можно было бы так сказать о Вс-вышнем)

[5] Контрейсим — Мн. число от «контрос» — комментарий

[6] Сойфрим — мн. число от «сойфер». Переписчики

[7] Миснагдим — мн. число от «миснагед». Противники хасидизма

[8] Кфиро — ересь. Отрицание Б-жественности

[9] «отлучение» (Швуот, З6а)

[10] Йехидей сгуло — отдельные, наиболее возвышенные личности

[11] Кулой шабос умнухо лехайей ойломим — (день), который весь — суббота и отдых во имя Дающего жизнь мирам

[12] Ктойрес — Воскурение (на жертвеннике)

[13] Иквесо димшихо — Пятки Мошиаха

[14] «Слава Б-жия – таить дело» (Мишлей 25, 2)

[15] Бехуцойс — снаружи

[16] Шифлус — Униженность, крайняя степень скромности