Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Титульный лист

דף השער

Даф hа-шаар

Титульный лист

Хасидизм — для чего?

Обычно начинают изучение любой книги с начала, пропуская предисловия, и тем более, пропуская титульный лист. Но в книге Тания это не так, ибо каждая и каждая буква в ней выверена самым тщательным образом [и как рассказывают хасиды, что в течение шести недель Алтер Ребе трудился над одним словом в Тании, написать ли его с «вов» или без «вов»!], и поскольку он установил, что это «шаар[1]» — значит, эти слова — это «врата» в мир Тании, в мир хасидизма. В этих словах Алтер Ребе обозначает, в чем состоит цель написания этой книги, или, другими словами, для чего вообще есть необходимость в учении хасидизма.

Алтер Ребе пишет на «титульном листе» Тании:

ספר לקוטי אמרים

Сейфер ликутей аморим

Книга сборник высказываний

— Алтер Ребе с великой скромностью пишет, что все, что говорится здесь — это не его «хидушим». Все сказанное здесь основано на словах его предшественников. Но в этой книге он акцентирует внимание на том, на что обычно не обращают внимания.

[Кстати, также в беседах Любавичского Ребе повторяются эти слова, что, в сущности, он не открывает ничего нового, а только «собирает» то, что написано в Торе, и «расставляет акценты». И в сущности, уже сказали Хазал[2], что «все, что откроет прилежный ученик, все это уже сказано Мойше с Синая[3]«. И, если смотреть более глубоко, то действительно, особенность хасидизма состоит в том, что он не «открывает» и не добавляет новых аспектов в Торе, но освещает все своим светом и жизненностью, и как будет объясняться далее им йирце Гашем[4]].

הנקרא בשם ספר של בינונים

hаникро бешейм сейфер шел бейноним

называющаяся «книга бейноним[5]«

Алтер Ребе подчеркивает, что эта книга предназначена для «средних» людей. В отличие от многих книги, указания которых не всегда подходят для каждого, но годятся только для йехидей сгуло[6] и т.д., книга Тания представляет собой руководство для обычных людей, каким образом они могут раскрыть свои способности в соответствии со своим уровнем.

Понятие «бейнони» в книге Тания характеризует характер и суть обычного человека, не обладающего возвышенной душой, как великие праведники и т.д. Не имеется в виду, что он ведет себя как обычный человек, который иногда исполняет заповеди, а иногда грешит. Наоборот, это человек, реализующий все свои душевные способности, и достигший максимума того, что требуется от обычного человека, но в своей сущности он обычный человек.

[В сущности, это общее направление в книге Тания — раскрыть истинное и сущностное содержание понятий {иудаизма}, а не только выяснить, как это выглядит на поверхности. И, выражаясь языком учения хасидизма — «сущность», а не «переносное значение», как будет объясняться им йирце Гашем далее].

Таким образом, все, что будет объясняться в книге Тания, имеет отношение к каждому обыкновенному человеку, без различия совершенно, в каком положении он находится. Ребе указывает ему путь, каким образом он может продвигаться вперед, и раскрыть все свои способности в служении Вс-вышнему.

מלוקט מפי ספרים ומפי סופרים קדושי עליון נשמתם עדן

мелукот ми-пи сфорим у-ми-пи сойфрим, кдойшей элйон нишмосом Эйден

собрана из книг и из уст учителей, святых Вс-вышнего, да пребывает душа их в ган-Эйден

Хасидская традиция говорит, что имеются в виду книги Рамбама и Маhарала из Праги, и некоторые говорят, что также Шало («Шней лухойс hа-брис») («книги»), и устное учение нашего учителя Баал Шем Това и его ученика Межеричского Магида, которые сами не составляли книг, и только их ученики записали их учение, и поэтому они называются «сойфрим» — «книжники», и на их учении в основном базируется книга Тания.

מיוסד על פסוק כי קרוב אליך הדבר מאד בפיך ובלבבך לעשותו.

мейусод ал посук «ки коройв эйлехо hадовор меойд бефихо увилевовхо лаасойсой»

основана на посуке «ибо близко к тебе дело это очень, в устах твоих и в сердце твоем исполнить его»

Этот посук[7] в главе Ницовим (Ницовим 30, 14) приходит в продолжение псуким перед ним, в которых говорится «ки hа-мицво hа-зойс ашер онойхи мецавхо hа-йойм лой нифлейс hи мимхо велой рхойко hи[8]лой башомаим hи[9]велой мэ-эйвер ла-йом hи[10]ки коройв эйлехо hадовор меойд, бефихо увилевовхо лаасойсой[11]«.

И т.е., что «hа-мицво hа-зойс» — «эта заповедь» — вся Тора и ее заповеди — близки и легко выполнимы для каждого и каждого («эйлехо» — «к тебе»). И это включает как указания Торы, связанные с практическим действием («лаасойсой» — «исполнять его»), так и те, которые следует исполнять в речи («бефихо» — «в устах твоих»), и также те, которые связаны с чувствами («би-левовхо» — «в сердце твоем»).

לבאר היטב איך הוא קרוב מאד

левоэйр hейтев эйх hу коройв меойд

хорошо объяснить, каким образом это очень близко

Ведь, на первый взгляд, это не так близко и не так легко выполнимо. Не так уж легко преодолеть все испытания и трудности, связанные с исполнением Торы и заповедей.

И самое трудное — «би-левовхо» — «в сердце твоем». Есть заповеди, связанные с сердцем человека, как вера во Вс-вышнего, единство Вс-вышнего, любовь и страх перед Ним, и это самые первые заповеди Торы (как по их порядку — по мнению считающих заповеди {см. например «Краткую книгу заповедей» Хафец Хаима, «Книгу Заповедей Рамбама, книгу Знаний Рамбама}, так и по их степени важности). Каким же образом обычный человек, который не хочет себя обманывать, может прийти к любви к Вс-вышнему, например, в то время как его сердце тянется по своей природе к делам этого мира? Он любит кушать, спать, хорошо зарабатывать, быть уважаемым в обществе и т.д. Каким же образом он сможет подействовать на себя, чтобы не тянуться за всем этим, но любить только Вс-вышнего? И в особенности в соответствии с известными словами Рамбама «также как огонь и вода не могут сосуществовать в одном сосуде, так не может сосуществовать в сердце верующего любовь к Вс-вышнему и страх перед Ним вместе с любовью к этому миру». И ведь любовь к этому миру крепка в его сердце по его природе, и как же он сможет устранить ее и любить и бояться только Вс-вышнего? И ведь Тора говорит, что это «коройв» — «близко», и, более того, «коройв меойд» — «очень близко»!

Поэтому требуется объяснить это хорошо. И когда это будет хорошо понятно, это будет также служить ответом на все испытания и трудности, которые есть в этом мире. Когда человек в глубине своего сердца будет связан и прилеплен только к Вс-вышнему, и осознает и почувствует, что Он и только Он — истина и добро и жизнь — не придет ему в голову испугаться любых событий и трудностей в мире, и оторваться тем самым, хас ве-шолом[12], от истины, от добра и от жизни.

Это «секрет» особой стойкости хасидов Хабада во всех испытаниях и трудностях Советской России, даже в самый тяжелый час, подвергая себя смертельной опасности и жертвуя собой в течение многих лет, не идя на компромисс даже в кажущихся «мелкими» деталях, как известно. Цель хасидизма — чтобы еврейство проникло в человека таким образом, чтобы он чувствовал, что «иначе — совершенно невозможно». И как рассказывают от имени Ребе Рашаба, который однажды сказал: «Есть евреи, которые придут в будущий мир и попросят «жирный кусок ливьятана», в качестве награды за то, что они не переменили веру, хас ве-шолом, ибо, если бы они оставили еврейство, они могли бы достичь великого богатства и почета. — Мои хасиды — им не придет в голову просить это, а если попросят — точно, что не получат…». Это потому, что как объяснялось, благодаря учению хасидизма еврейство проникает и пронизывает человека настолько, что «иначе — совершенно невозможно». Но это, понятно, требуется «хорошо объяснить».

בדרך ארוכו וקצרה בעזרת ה’ יתברך.

бедерех аруко у-кцоро беэзрас Гашем Исборах

путем далеким и близким, с помощью Вс-вышнего, благословенно имя Его

И {объяснить?} это — путем далеким и близким.

Простой смысл этих слов, что в Тании есть два пути, каким образом привести человека к исполнению Торы и заповедей таким образом, чтобы это стало для него «очень близко». Первый путь — долгий, путь углубленного размышления о величии Вс-вышнего, который приведет человека к безусловному сознанию того, что «hу левадой веэйн зулосой[13]«, и само собой, он будет исполнять с радостью Тору и заповеди. Основа этого пути объясняется в Тании до гл. 17. И второй путь, более близкий, основывается на том, чтобы пробудить скрытую природную любовь, которая уже есть в сердце человека, и выразить ее в исполнении Торы и заповедей. Этот путь объясняется в гл. 18-25. И как понятно, оба эти пути необходимы для каждого, в соответствии с его положением в данный момент, как объясняется там.

Однако, Любавичский Ребе подчеркивает, что идея, которую Алтер Ребе хочет сообщить нам этими словами, гораздо более глубока. Алтер Ребе намечает здесь новый путь Служения, путь Хабада, и этот путь — «далекий и близкий», далекий — но близкий.

Известна история в Геморо трактат Эйрувин, про рабби Йегошуа бен Ханания, который пришел на развилку дорог, и не знал, какой путь ведет в Иерусалим. Сказали ему иерусалимские дети — «этот путь — далекий и близкий, а этот — близкий и далекий». Пошел он по «близкому и далекому», и вот — ему кажется, что он уже в Иерусалиме, но снова и снова возникают непредвиденные препятствия, и чем хотя ему кажется, что он уже внутри, но он находит себя все еще снаружи. Он вернулся на развилку и спросил: «ведь вы сказали мне, что это — короткий путь»? Ответили ему: «это то, что мы сказали тебе — «короткая, да длинная». Тогда он пошел по длинному пути, и действительно, это потребовало больше времени и усилий, но именно этим путем он достиг своей цели безопасно и полностью.

Также в нашем вопросе. Есть различные пути в служении Вс-вышнему, и все они ведут к одной цели, но учение хасидизма отличается тем, что это путь «далекий и близкий».

С сущностью, а не с симптомами

Приводятся на это два примера от имени Баал Шем Това:

1. Пример вора, который пытается проникнуть вовнутрь и украсть. Когда хозяин дома «схватывает», что здесь происходит, он может начать кричать, и вор убежит, но это не решает проблемы. Завтра вор попытается проникнуть другим способом. И даже если он прогонит его, он всегда может попробовать еще и еще раз, и весьма вероятно, что однажды он достигнет цели. Есть путь более трудный. Попробовать окружить этого вора, посадить его за стол, и убедить его прекратить воровать. Действительно, этот путь — более длинный, но именно таким образом он решит проблему в корне.

2. Пример человека, у которого есть проблемы с кровообращением, и поэтому на его теле возникают язвы. Врач, который не специалист в этой болезни, положит ему мазь на его язвы. Мазь, может быть, и излечит его, но весьма вероятно, что выступят новые пятна, и не всегда возможно излечить их. Врач более грамотный, будет лечить корень болезни, он излечит сосуды, и само собой, устранится возможность пятен.

И нимшол: пути служения Вс-вышнему перед появлением хасидизма, основываются как правило на «излечении» не-желательных частных аспектов поведения человека, его разума и эмоций, и укреплении и развитии позитивных аспектов в нем. Это особенно заметно в книгах мусар[14]а, как «Орхойс цадиким», «Шаарей Тшуво», и другие. Это книги, составленные великими мудрецами и праведниками Израиля первых поколений, и в них делается акцент на исправление частного качества характера — гордости, гнева, зависти, стремления к наслаждениям, и т.п. Книга занимается основательно и со всех сторон этим частным качеством. Он приводит толкования мудрецов, объясняющие тяжесть и низость этих качеств характера, описывает, как велика награда тех, кто удаляется от этого, и как велико наказание погруженных в это, и т.д. Человек, который основательно изучил «Шаар а-гааво», например, будет стремиться всеми силами удалиться от гордости и приблизиться к скромности, и так это в остальных качествах характера и моральных качествах.

Но, несмотря на все достоинства этого пути (и как говорилось выше — что авторы этих книг — великие мудрецы и праведники Израиля первых поколений), но сам человек не изменился. В своей сущности он остался таким же, как он был раньше, он только исправил то или другое частное качество своего характера.

Хасидизм приходит чтобы «взяться» за самого человека, за саму его сущность. И когда изменится «точка» его сущности, тогда все частные свойства его характера станут иными сами собой.

«Ани» — сущность зла

Человек обычно смотрит на окружающий мир как на большую окружность, вращающуюся вокруг «центра», которым является никто иной, как он сам. Все, что происходит с нами, мы смотрим на него — что это для нас, и как говорится «человек больше любит собственную ногу, чем голову своего товарища» — хотя это — нога, а это — голова, но ведь это нога — моя, а это голова — его…

Множество людей может мучительно умирать от голода, но это имеет для нас очень маленькое значение. С другой стороны, когда мой мизинец болит — мир переворачивается…

Понятно, что очень трудно «сдвинуть» эту «точку», ибо это проявление самой нашей сути, Однако, с другой стороны, ясно, что если мы сможем, и даже в самой малой степени, «сдвинуть» эту «точку», то человек изменится в самой своей сущности.

Ибо ведь это, по сути, вся проблема, это корень всех негативных вещей: поскольку все «вращается» вокруг меня, следовательно, все «положено мне», я возвышаюсь над всеми, и, когда кто-то меня обижает, несомненно, я наполняюсь гневом, если есть что-либо хорошее, безусловно, что оно должно быть мое, и я жажду его, и несомненно, что я могу делать все, что пожелаю, и никто не имеет права говорить мне, что делать, все «должны» мне, а я никому ничего не должен, и т.д. и т.д.

[И уже сказали «шутники поколения», что есть «читай» и «пиши»: сказано в Писании «эйн ойд милвадой[15]«, а читать нужно «эйн ойд милвади» («нет никого кроме меня»)… И «все нуждаются в нем, и он не нуждается в них[16]«, и «ми йоймар лой ма таасэ[17]«…]

Битуль — сущность добра

Но здесь «сын задает вопрос»: как же возможно сдвинуть даже в самой малой степени эту «точку», ведь на первый взгляд, это «точка» сущности, которую невозможно изменить?

И действительно, так оно и есть, невозможно изменить сущность и суть. Можно изменить то или иное частное свойство души, но невозможно изменить сущность.

Но здесь приходит учение хасидизма и раскрывает, что напротив этой сущности — «ани ве-афси ойд[18]«, есть другая сущность, еще более глубокая и более «сущностная». Напротив сущности природной животной души есть сущность и суть Б-жественной души, которая «часть Вс-вышнего свыше[19]).

Эта глубинная сущность, существующая в каждом еврее, вся ее суть и смысл — это только и исключительно Б-жественность. И само собой, когда раскроется эта сущность и проявится на «поверхности» и начнет воздействовать на тело — изменится весь человек. И это, по сути, задача еврея в мире — раскрыть свою Б-жественную душу, чтобы она победила над животной душой, что тогда изменится вся его сущность, и он будет стремиться только и исключительно к тому, чтобы прилепиться к Б-жественности и исполнить Б-жественное намерение в творении.

Раскрытие — посредством пнимиюс Тойро

Каким образом раскрыть эту внутреннюю глубинную сущность?

Говорится в Зогар, «тлас даргин инун, Исроэл, Ойрайсо ве-Кудшо брих hу, ве-кулhу дарго ал дарго, сосим ве-гальо[20]» — «есть три ступени — Израиль, Тора и Вс-вышний, и в каждой из них есть часть раскрытая и часть сокрытая и сокровенная». Связь еврея со Вс-вышним раскрывается посредством Торы и заповедей. И поэтому: раскрытая часть Торы, «гуфо дэОйрайсо[21]«, раскрывает раскрытую часть Б-жественной души, все ее раскрытые аспекты (но не сущность и суть души), и связывает ее с раскрытой частью Б-жественности. Напротив этого, сокрытая Тора, пнимиюс Торы, «нишмесо дэОйрайсо[22]«, она раскрывает «сокровенную» часть души, ее сущность и суть, «хелек Элойка мимаал мамош[23]» в ней, и связывает ее с сущностью и сутью Вс-вышнего.

Т.е.: раскрытие сущности и сути в еврее происходит посредством раскрытия пнимиюс[24] Торы.

Пнимиюс Торы не «занимается» законами «быка, который забодал корову», или «меняющий корову на осла», частными законами, — она занимается вопросами Б-жественности и души, и посредством этого она раскрывает сущность и суть Б-жественной души.

И это есть, в сущности, то, что сделал наш учитель Баал Шем Тов: он вышел с лозунгом «все — Б-жественность, и Б-жественность — это все». Он нашел Б-жественность в каждом уголке творения. также в каждом движении травинки, колышашейся на ветру, или продавца на рынке. Он подчеркнул еврейскую сущность, в которой нет различия между великими учителями и праведниками Израиля и между простыми евреями, и наоборот, именно у простых людей светит душа во всей своей сущностной красоте. Это выражается в цельности и простоте и сущностной связи с Б-жественностью, вплоть до того, что отказываются от всего, без всяких подсчетов разума, и это — ради Торы и ее заповедей, в которых нет у них никакого объяснения и понимания. Он наполнил всех своих слушателей чувством бесконечность Торы, что в каждой ее детали есть глубина, и глубина в глубине, до бесконечности, ибо вся Тора — это имена Вс-вышнего.

Т.е.: Баал Шем Тов раскрыл и проявил пнимиюс Торы, пнимиюс души, и пнимиюс Б-жественности.

Понятно, что это не просто «хидуш[25]«, как все хидушим в Торе, которые какой-то человек раскрыл с помощью своего разума. Раскрытие этих сокрытых и сокровенных вещей, в сущности, стало возможно только посредством особого Б-жественного раскрытия. «Хосаф Гавайе эс зройа кодшой[26]«, и дал силы раскрыть в мире пнимиюс Израиля, Торы и Вс-вышнего. Раскрытие Баал Шем Това было удивительным Б-жественным раскрытием, которое «сломало» границу между «пнимиюс[27]» и эцем[28] и между хицойниюс[29] и протим[30], и вывело пнимиюс наружу.

Хасидизм Хабад

Но после всего этого, и несмотря на все возвышенные и удивительные достоинства раскрытия Баал Шем Това, также это раскрытие не проникло действительно во все уголки души. Баал Шем Тов не объяснил, каким образом Б-жественность проникает всюду, и не доказал это с помощью доказательств разума. Пнимиюс[31] [32]нешомо[33], которая существует в каждом еврее, не нуждается в доказательствах разума и в объяснениях, и они ничего не изменяют для нее. Эта вещь сущностная и существующая. Баал Шем Тов только вывел это на поверхность, вплоть до того, что все остальные «внешние» силы самоустранились перед {раскрытием} сущности.

В точности также как еврей отдает жизнь за веру без всяких подсчетов: разум и чувства не участвуют в этом решении. Они просто устраняются и как будто бы не существуют, когда раскрывается сущность души. Подобно этому в раскрытии сущности души посредством Баал Шем Това, хотя человек, действительно, служил Вс-вышнему всеми своими силами, но «раскрытые силы», разум и эмоции, со своей стороны, не постигали и не сознавали это совершенно. Они полностью самоустранялись перед раскрытием сущности, но они сами по себе не имели отношения к этому совершенно.

И это есть хидуш Алтер Ребе в учении хасидизма Хабад, которое представляет собой продолжение и развитие учения Баал Шем Това. И в сущности, больше этого, как пример, приведенный Рашбацем (из самых больших хасидов Цемах Цедека, Ребе Моhараша, и Ребе Рашаба, и воспитатель Ребе Рашаба и Ребе Райаца), что учение Баал Шем Това — это «лен», из которого сделали «рубашку», «материал» для строительства прочного здания хасидизма.

Не следует заблуждаться, что хасидизм Хабада основан только на разуме. Он представляет собой продолжение раскрытия глубины и сущности души, но оно внедрило это сущностное Б-жественное душевное раскрытие в самую глубину «раскрытых сил». что также разум со своей стороны поймет и осознает Б-жественность полностью. И вплоть до того, что это изменит самоощущение человека, подобно тому, как чувства управляются разумом, и он стремится к деньгам и славе, поскольку он постиг своим разумом их важность.

И снова: это не «хидуш» какого-то человека. Это способно сделать только сущностное Б-жественное раскрытие, которое выше всех преград. Только оно способно «сломать» все преграды, и внести в самую внутреннюю суть человека и творения сущностную и внутреннюю суть Вс-вышнего, Торы и Израиля; чтобы все частные детали сами по себе признали и почувствовали, что «лейс асар понуй миней[34]«, и «эйн ойд милвадой[35]«.

Алтер Ребе подчеркивает, что несмотря на все достоинства и сущностность простой веры, но ведь даже вор, который стоит у входа в подкоп, призывает Вс-вышнего, чтобы Он помог ему (как об этом говорится в Геморо). Т.е.: не всегда вера проникает внутрь человека, а не только остается на поверхности, и даже когда она существует, он не меняется в своей сущности (раскрытой сущности, как понятно), и он может вести себя противоположно тому, как его вера предписывает ему. И даже когда вера влияет на его поведение, все равно, как объяснялось выше, в конечном счете, Б-жественность не проникает в каждый его уголок. Его разум и эмоции сами по себе, вся его раскрытая сущность, остается «хуц ла-тмуна[36]«.

Поэтому подчеркивается в Хабаде необходимость самостоятельного труда, чтобы он постиг и признал своим разумом и углубил свою мысль в величии Вс-вышнего, так, чтобы пробудились его эмоции и стремились к Б-жественности также со стороны них самих.

Это есть путь долгий, но и короткий, — это долгий путь, ибо это отнюдь не просто — привести человека к полному признанию (сознанию) Б-жественности, и вплоть до готовности отказаться от всего ради этого, «сдвинуть» «точку сущности», как говорилось выше. Есть пути более легкие и более простые, начиная с того, чтобы заниматься внешними частными свойствами характера, и вплоть до пути служения, связанного с раскрытием веры, ибо, несмотря на всю ее сущностность, как объяснялось выше, она недостаточно основательна, ибо она не проникает действительно в каждую точку, и также она способна измениться и прекратиться. Но всеми другими путями, даже когда он «достиг», — но в сущности — он не «достиг» совершенно — он сам в своей сущности не изменился в своей основе. И только этот долгий путь «достигает» точки сущности, и изменяет человека совершенно в самой его основе, чтобы все части его души признали и почувствовали что действительно, Гашем hу левадой веэйн зулосой[37].

Таким образом, словами «долгая и короткая» есть указание на все три хидуша, вплоть до хидуша Алтер Ребе:

1) Не удовлетворяться «краткой» дорогой служения, основанной на каболас ол[38] и исполнении всей Торы и заповедей без исследования и понимания, но — работать также над пнимиюс[39] человека, хотя этот путь более долог, поскольку именно этот долгий путь оказывается «коротким».

2) Не ограничиваться «коротким» путем работы только над частными свойствами души человека (путь мусар[40]а), но работать также над его «нкудо пнимис[41]«, хотя этот путь более долгий и более трудный, ибо именно этот путь она «долгий — оказывающийся кратким».

3) Не ограничиваться также «коротким» путем только веры в цадика и hискашрус[42] с ним, для того, чтобы исправить точку его сущности, и также не удовлетворяться только пробуждением веры, уверенности во Вс-вышнем и радости («Польский» хасидизм), но трудиться самому над постижением и углубленным размышлением о величии Вс-вышнего, хотя этот путь более долог и тяжел, ибо именно этот долгий путь оказывается близким, поскольку он приводит человека к достижению его цели полностью.

также самый малый «сдвиг» важен

В качестве (отдельного) замечания («заметки на полях»): могут прийти и предъявить претензии — ведь все это — это же просто красивые слова! Существует ли такой хасид Хабада, который достиг такого абсолютного сознания? Ведь такой человек — он совершенный праведник: нет у него совершенно стремления к злу, и понятно, что невозможен для него грех, хас ве-шолом, никогда. Но ведь нет среди нас человека, который бы «подозревал» себя в том, что он достиг этого. И если так — какое это все имеет к нам отношение? Почти все, кто пошел по этому долгому пути, не смогли пройти его до конца!

Но это неверный подход: действительно, мы не дошли до конца этого пути, и нет никакой уверенности, что мы сможет достичь его когда-либо.

Но даже если эти вещи проникли в нас только «на несколько процентов», этого достаточно, чтобы изменить весь подход и все направление мысли, чтобы внести жизнь, воодушевление и радость в исполнение Торы и заповедей. Даже самый маленький сдвиг «точки сущности», сдвигает очень много в всем. И это было доказано и доказывается на практике, и как говорилось выше.

[Рассказывают про вожака уличной банды, который встретил хасида Хабада и сказал ему: «Я вас ненавижу всей душой! Вы разрушили мою жизнь полностью! С теми несколькими строчками Тании, которые я учил, вы внесли в меня сознание, что «зэhу зэ», это — истина, и ничего не может помочь изменить это. Сегодня я оставил все заповеди, и я делаю все грехи в мире. Я знаю, что будущего мира не будет у меня, но «этот мир» я хотел ухватить. И вот, мои друзья, которые тоже были раньше религиозными и «испортились», «живут», по крайней мере, в этом мире, а я, из-за вас, разрушен и в этом мире, и в будущем мире… Это хороший пример того, как влияет даже «машеhу дэ-машеhу[43]» самого начального этапа «долгого но короткого пути»].

И все это, как понятно, бээзрас Гашем Исборах — с помощью Вс-вышнего, да будет благословенно Его имя, — ибо кроме того, что во всяком деле, которое человек делает, он нуждается в помощи Вс-вышнего, то тем более и тем более в нашем вопросе, — взять самые глубокие и сущностные аспекты, и привнести их в самую глубину самых отдаленных уголков человека и мира, вне всякого сомнения, что для этого нужда особая Б-жественная сила, глубокая и сущностная, которая сможет проломить все преграды, и привести к тому, что Б-жественность пробьется из каждого угла, что все признают и познают что Гашем hу hоЭлойким[44], hу левадой веэйн зулосой[45].

[До сих пор текст титульного листа, как это было написано самим Алтер Ребе].

[1] Шаар — Врата

[2] Хазал — Хахомейну, зихройном ливрохо. Наши мудрецы, благословенна их память

[3] Кол ма ше талмид восик осид легалойс — Все, что откроет прилежный ученик, уже дано Мойше с Синая

[4] Им йирце Гашем — если будет на то воля Вс-вышнего

[5] Бейноним — Мн. ч. от «бейнони«

[6] Йехидей сгуло — отдельные, наиболее возвышенные личности

[7] Посук — Посук (мн. — псуким) — стих из Торы

[8] «Ибо эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не сокрыта она от тебя, и не далека она.» (Ницовим 30, 11)

[9] «Не на небе она» (Ницовим 30, 12)

[10] «И не за морем она» (Ницовим 30, 13)

[11] «Но близко к тебе это слово очень, чтобы устами твоими и сердцем твоим исполнять его.» (Ницовим 30, 14)

[12] Хас вешолом — Не дай Б-г

[13] Гу левадой гу веэйн зулосой — Он — только один Он, и нет кроме Него

[14] Мусор — Моральное учение

[15] «Нет более кроме Него.» (Воэсханан 4, 35)

[16] «Все существующие нуждаются в нем, а Он не нуждается в них» (Рамбам Яд хазака Законы основ Торы 1)

[17] «И кто ему скажет: «что ты делаешь?»» (Когелет 8, 4)

[18] «»Я и никто кроме меня!»» (Йешайа 47, 10)

[19] «Часть Б-га Свыше буквально, ср. «ума хелек Элойка мимаал«» (Сефер шел бейноним, гл. 2)

[20] «Три ступени есть — Израиль, Тора и Вс-вышний, и все они — ступень над ступенью, сокрытое и раскрытое» (Зогар 3, 73, 1)

[21] Гуфо дэОйрайсо — «Тело Торы»

[22] Нишмесо дэОйрайсо — Душа Торы (тайное учение, каббала, хасидизм)

[23] «Часть Б-га Свыше буквально, ср. «ума хелек Элойка мимаал«» (Сефер шел бейноним, гл. 2)

[24] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[25] Хидуш — Новость, обновление. Открытие

[26] «Обнажил Г-сподь мышцу святую Свою» (Йешайа 52, 10)

[27] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[28] Эцем — Сущность

[29] Хицойниюс — Внешнее, поверхностное

[30] Протим — мн. ч. от «прат». Детали, частности

[31] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[32] — Определенный артикль

[33] Нешомо — душа

[34] Лейс асар понуй миней — «Нет места, свободного от Него»

[35] «Нет более кроме Него.» (Воэсханан 4, 35)

[36] Хуц латмуна — Букв. «вне картины». Снаружи, вовне

[37] Гашем hу левадой веэйн зулосой — Вс-вышний — Он один есть, и нет кроме Него

[38] Каболас ойл — Принятие ига (Небесного Царства)

[39] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[40] Мусор — Моральное учение

[41] Нкудо пнимис — внутренняя точка, точка сущности

[42] Гискашрус — Связь (с праведником)

[43] Машеhу дэмашеhу — самая маленькая часть

[44] «Вс-вышний – Он Б-г» (Млахим Алеф 18, 39)

[45] Гу левадой гу веэйн зулосой — Он — только один Он, и нет кроме Него