Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шаар hа-йихуд, гл. 7

Марэй мкоймойс, ликут пирушим.

Стр. 171

Алтер Ребе приводит в Тании теорию цимцум[1] кифшутой[2], и совершенно ее отвергает, «и следует понять ошибку некоторых мудрых в собственных глазах», и он не называет их по имени, подобно тому, как Рамбам не называет по имени тех, кто считали, что Вс-вышний материален, «пусть Вс-вышний простит их, ибо они ошиблись в изучении писаний Аризаля, и поняли идею цимцум, упомянутую там, по простому смыслу, что Вс-вышний удалил себя и свою сущность хас ве-шолом[3], из этого мира, и только наблюдает свыше, и Алтер Ребе говорит, что они не разобрались, и уподобили «деяния Вс-вышнего, творящего небеса и землю, деяниям человека и ухищрениям его», «невозможно совершенно сказать идею цимцум по простому смыслу, что это из микрей hа-гуф (т.е., это возможно только для материального тела), про Вс-вышнего, отделенного от них десятками тысяч разделений, до бесконечности», но несомненно, цимцум не по простому смыслу.

Нет необходимости называть по имени тех, кто считали, что цимцум – по простому смыслу – но известно, что один из них был один из величайших каббалистов, и Алтер Ребе приводит его мнение в нескольких местах, и основывает на нем несколько идей в каббале и хасидизме и Зогаре.

Как же возможно, что такой великий ученый будет считать, что цимцум – по простому смыслу, в то время как Алтер Ребе это совершенно отвергает? Подобно этому этот вопрос в отношении «великих и благих», которые считали, что Вс-вышний материален, ведь они были действительно великими учеными, и как же они могли так считать, в то время как Рамбам это совершенно отвергает?

Объяснение в этом:

Вопрос состоит в том, почему эти великие учителя придерживались этих теорий?

«Великие и благие», которые считали, что Вс-вышний материален, считали так (не со стороны недостатка в Вс-вышнем, хас ве-шолом, но наоборот) со стороны веры во Вс-вышнего: поскольку Вс-вышний всемогущ, и если Он хочет, «руки Вс-вышнего», и «глаза Вс-вышнего» по простому смыслу в материальности, Он может сделать, чтобы так было. И наоборот – если сказать, что это невозможно – чтобы Вс-вышний был материален, это само по себе есть ограничение в Вс-вышнем.

Поэтому они считает, что когда в Торе говорится «руки Вс-вышнего», «глаза Вс-вышнего» и т.п., это следует понимать буквально.

Но после того, как Рамбам постановил, что это не так, и тот, кто говорит, что Вс-вышний – материален (гуф[4] и баал тмуно) – это мин[5], такова hалаха, и в этом не может быть никакого спора.

И подобно этому в отношении великих учителей, которые считали, что цимцум следует понимать по простому смыслу: они считали так со стороны веры: поскольку этот мир – это нечистое место, и Вс-вышний – всемогущ, само собой, если он хочет – он может удалить себя из определенного места – и Вс-вышний удалил себя из материального мира. И наоборот – если сказать, что Он не может удалить себя из нечистого места – это само есть ограничение в Вс-вышнем! Ведь Вс-вышний всемогущ – как же можно сказать, что Он не может это сделать?! Поэтому они считают, что цимцум – по простому смыслу.

Но после того, как вывод сделан, что цимцум не по простому смыслу, и как ученики тех, кто считали, что цицмум – по простому смыслу, согласились, что цицмум – не по простому смыслу, и как постановил Алтер Ребе. И с тех пор все согласны, что цицмум – не по простому смыслу, и в этом уже невозможно никакого спора.

(Беседа второго дня праздника Швуэс 5743)

Я до сих пор не встречал ни одного, кто бы мог объяснить логически идею цицмум эйно кифшутой[6]!

Мы, конечно, верим в это полной верой, поскольку так постановил Алтер Ребе, но ни один из тех, кого я встречал, не может это объяснить логически.

Это трудно объяснить, как это возможно сказать, что Вс-вышний находится здесь внизу в этом материальном мире, в «мкойм ашпо[7]«. Те, кто придерживаются теории «цицмум кифшутой», используют язык «нечистое место», из уважения к Вс-вышнему, но это еще ниже того, как дом идолослужения: как это возможно, что Вс-вышний находится в таком доме авойдо зоро[8], который по закону Торы «шакейц тешакцейну весаэйв тэсаавейну ки херем hу[9]«, и нужно сжечь это, и кивйохол[10] Он сам (без разделения) находится там полностью (поскольку невозможно никакого разделения в Вс-вышнем), подобно тому, как Он находится в Койдеш кодошим[11] в Храме.

(беседа гл. Носой 5743)

… Хотя те, кто считали, что цицмум – по простому смыслу, на первый взгляд, ясно, что они будут спорить с тем, что творение происходит каждый момент заново, и действующая сила должна постоянно находится внутри творения, но можно привести несколько доказательств, что те, кто говорят, что нет hашгохо протис[12] в дцах[13] (и автор שו»א, который вообще считает, что цимцум – не по простому смыслу, как говорится подробно спор 2 гл. 38), возможно, что будут придерживаться системы перманентного творения, и все эти великие учителя Израиля совершенно нет необходимости сказать, что они спорят с системой Баал Шем Това, в идее дворхо ницов[14], хотя они не объяснили это подробно в своих книгах.

(Ликутей Сихойс т. 8, стр. 283)


[1] Цимцум — Сокращение ( первичного света). Сжатие

[2] Понимание цимцум в буквальном смысле

[3] Не дай Б-г

[4] Теория материальности Вс-вышнего

[5] отступник

[6] Цимцум не по простому смыслу

[7] нечистое место

[8] Идолопоклонство

[9] «Отвращайся от этого и гнушайся его, ибо обреченное это.» (Экев 7, 26)

[10] Как если бы (если можно было бы так сказать о Вс-вышнем)

[11] Святая Святых

[12] Частное Провидение

[13] Доймем, цоймеах, хай (неживой, растительный, животный)

[14] «Навсегда, Вс-вышний, слово Твое установлено в небесах. » (Тегилим 119, 89)