После тельца Моше рабейну прекрасно отдает себе отчет, что блистательная операция "На крыльях орлов" по выведению еврейского народа из Египта в любой момент может завершиться не менее блистательным провалом. Евреи сделают что-то такое не такое. Вс-вышний разгневается - ровно одной секунды гнева вполне хватит, нажмет на кнопку "ресет" или "форматировать диск" и... Прощайте несохраненные данные, на которые нет бэкапа. Что же делать? Моше находит решение. Моше спрашивает у Вс-вышнего: слушай, ты страшен в гневе. Ты уничтожишь свой народ, а потом будешь об этом жалеть. Есть ли какое то средство остановить твой гнев? Вс-вышний явно рад такому повороту событий (см. там Раши). Он говорит, да, есть. Называется "хен". Если ты только способен пробудить этот "хен" - то все хорошо. Хорошо, спрашивает Моше. Но как же пробудить этот хен? Тогда Вс-вышний раскрывает ему тайну тринадцати качеств милосердия. Даже если заслуга отцов не способна защитить от моего гнева, говорит Вс-вышний Моше, то 13 мер милосердия никогда не возвращаются впустую. Выучи эту молитву наизусть, и сообщи ее своему народу, и пусть читают ее, когда я гневаюсь на них. Раши говорит, что Сам Вс-вышний облачился в талит, как посланник общества во время общественной молитвы, и прочитал ему эти тринадцать мер милосердция. Я учу из этой истории, что этот такинственный хен - связан каким то образом с тринадцатью мерами милосердия.
Возможно, в следующий раз, когда нам захочется на кого-то разозлиться, "ну почему меня никто не хочет слушать", мы лучше подумаем, что злиться, собственно можно только на самого себя. Тебя не слушают, потому что у тебя нет хен. А нет хен потому что есть баг во всей твоей системе.
Хен это качество цельных душ. Хен это качество, которое больше всего есть у детей. Потому что их души еще не потеряли своей цельности.
Я как то писал о том, что цельность души больеш всего выражается в качестве рахамим. Рахамим - это не холодный хесед, и не жестокий суд. Рахамим это средняя линия. Средняя линия связана с сущностью души, с цельностью души. Поэтому, когда повреждена цельность души, человек не в состоянии сохранять равновесие и проявлять рахамим.
А там где есть рахамим - там есть хен.
Рав говорит, что работа "шифлут" это то что пробуждает хен. По-видимому, это также то, что восстанавливает энергетику души и цельность души.