Ты когда-то задумывался, что на самом деле Он от тебя хочет?



Рав Ицхак Гинзбург, Йейн Ицхак на гл. Экев, 16

Тшува времен Мошиаха — исправить свои добрые дела

Как правило, человек стремится делать тшуву за свои самые очевидные грехи, и совершенно не факт, что он сможет сделать тшуву как положено даже на них. Однако свои добрые дела он вообще не ставит под вопрос (может быть, в глубине своей души он боится, что если он сделает такую проверку, то выяснится, что с головы до ног у него нет ни одного живого места).

Однако, тшува, которая связана с бина, высшая тшува, направлена в основном на его добрые дела, и возможно, что именно через такую тшуву, можно удостоиться в этих поколениях — поколениях, способных привести и готовых к избавлению — полной тшувы.

Ты помог организовать свадьбу своему другу. Ты действительно понял, что ему нужно?

Можно иллюстрировать данную концепцию в заповедях, и в отношениях между людьми. Можно представить себе ситуацию, когда человек трудится и расходует большие средства на благо своего друга, и представляет себе, как благородно его сердце. Но в конце концов выясняется, что все, что он сделал, хотя внешне можно указать, как много было сделано, но в его действиях отсутствовала истинная эмпатия к другому человеку, он часто был невнимателен к чувствам другого, и даже не заметил, как несколько раз нечаянно обидел того человека, которому он так стремился помочь.

Все это еще в лучшем случае. Бывает и так, что все приложенные усилия, были направленны совершенно мимо цели. Представим себе, что человек взял на себя организацию свадьбы для своего товарища. Он взял на себя все расходы, организовал трапезу. Но в конце концов выясняется, что он совершенно не обратил внимания на предпочтения своего друга, даже не спросил у него, кого из родных и близких тот хотел бы видеть на свадьбе, не поинтересовался, каков должен был быть стиль веселья и т.д.).

Что он может сказать тогда в свое оправдание? «Я не понял, что я должен был делать»? «Я же не ленился, я же сделал все что нужно». Ты сделал, но это было не так, как нужно.

Но в действительности, это само есть требование и горечь, почему ты не понял?!

Отношения с людьми, выстроенные «по обходному пути»

Все это лишь потому, что вся система твоих отношений с людьми, выстроена, как правило, по какому-то «обходному пути». Ты исходишь только из себя, только на самом поверхностном уровне, измеряемом количеством сделанного, но ты не обращаешь внимания, ты не включаешь более глубокие части своей личности, те, которые способны проникнуть вглубь личности другого человека.

Это особенно очевидно в отношениях между супругами (особенно это характерно в отношении мужа к жене). Жена зачастую огорчается невнимательностью к ней своего мужа, но у того готовый ответ, «я не понял, что ты имела в виду», «я не понял, что ты хотела», «не дай Б-г, я не намеревался сделать ничего плохого». Но ведь именно это ее претензия и ее требование: почему ты не понял? Это только потому, что ты не любишь меня по-настоящему! Если бы ты любил меня, и знал бы мою душу, то от тебя не были бы сокрыты мои чувства и мои потребности.

Ты вообще когда-то задумывался, что на самом деле Он от тебя хочет?

Так это и в отношениях человека с Б-гом. Несколько поверхностный пример, человек, который через семьдесят лет нашел «псул[1]» в своих тфилин, что он чувствует относительно Вс-вышнего?

Он признает, что семьдесят лет он не исполнял заповедь как нужно. Но что он при этом чувствует в своем сердце? «Гашем, я не понимаю, что ты хочешь от меня! Зачем ты сделал мне это (что до сих пор не обнаружили этот псул)»!?

Но именно в этом его состоит его ошибка. Вс-вышний как бы говорит ему: «почему ты не понял меня? Ты исполнял все практические параграфы, все, что требует от тебя Шулхан Арух. Но ты не положил свое сердце и внимание, чтобы быть таким, как я на самом деле хочу от тебя».

Что Вс-вышний просит от тебя?

И это есть, на самом деле, общее требование к человеку, почему ты не положишь свое сердце, чтобы понять честно и искренне, что Вс-вышний просит от тебя. (банальный пример: человек привык молиться без каваны. Он может привести аргументацию от поским, которые считают, что в наше время нет обязанности молиться с каваной, и есть даже Тосфот (Рош аШана 16, 2) от имени Иерусалимского Талмуда, которые говорят о том же. Но сердце его знает, что несомненно, не в этом состоит намерение Вс-вышнего). Ведь все твое служение — это обман, גונב דעת העליונה. Ты выставляешь перед Вс-вышним линейку своих дел, но в глубине своей души ты знаешь, что не только этого Он ждет от тебя.



[1] Нечто, делающее тфилин негодными

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .