Рав Ицхак Гинзбург, «Йейн Ицхак» на Тору, гл. Ваэтханан, 37
Внешний разум и внутренний разум (интуиция)
Иов жалуется перед своими друзьями, что он не заслужил страданий, которые Вс-вышний привел на него. Трое друзей, старейшины и мудрецы, пытаются оправдать Б-жественный суд. Они упрекают Иова: несомненно, Вс-вышний знает, что он делает, когда он наказывает его. И, само собой, Иов виноват, и мало того, он еще не готов признать свои грехи. Друзья упрекают его, а Иов упирается: я ничего такого не совершал! Испытания, которые Вс-вышний на меня послал - совершенно незаслуженны.
В конце концов в спор вмешивается молодой Элигу бен Берехель, терпеливо выжидающий, пока старейшины закончат говорить, и обращается к троим друзьям со следующими словами: «думал я, что дни скажут свое, и многолетие сообщит мудрость» - я подумал в своем сердце, что чем старше становится человек, тем богаче его жизненный опыт, и само собой, тем мудрее он становится. И поэтому я дожидался, чтобы услышать, как вы ответите и утешите Иова.
Элигу продолжает: «однако, дух это в человеке, и душа Б-жия дает понимание». Элигу говорит: я сейчас сделал открытие! Недостаточно долголетия, чтобы ответить Иову! «Однако, дух это в человеке» - если есть в вас дух святой, то вы сможете ответить Иову, и решить его проблемы. Это зависит от души. «И душа Б-жия дает понимание» - душа, которую Вс-вышний дает человеку — она дает понимание, а не человеческий опыт, связанный с многолетием.
Есть две ступени разума. Есть сехель мицтабер, аккумулируемый разум. Каждый день человек аккумулирует еще и еще частицу знания, и само собой, каждый день он становится мудрее, чем вчера. Про это сказано: «дни будут говорить, и многолетие сообщит мудрость». Подобный разум называется «внешним» разумом, сехель шел ахораим. Подобно тому, как затылок лишен выражения и чувствительности — так и внешний разум.
Внутренний свет души человека отражается на его лице, «мудрость человека освещает лицо его». Есть «внешний разум» (сехель шел ахор), и «внутренний разум» (сехель шел паним). Сехель шел паним — это ашраа, мгновенное озарение, не зависящее от возраста человека.
Если бы сегодня Иова привели бы в психиатрическую лечебницу, там, наверное, собрались бы ведущие специалисты, самые старые и опытные, чтобы обсудить душевное заболевание Иова и способы его излечения. Старые и опытные специалисты не находят решения проблемы. И тут появляется молодой зеленый психолог, и говорит, что у него есть «чутье», как лечить больного. И он уверен, что сможет помочь Иову, больше чем все эти уважаемые специалисты.
Интуитивный разум
Разум, в котором есть внутренняя интуиция, как почувствовать проблему человека, страдающего подобно Иову, это также разум. Он называется сехель шел паним. Разум, способный почувствовать глубину и суть. Разум, способный контактировать с глубиной и сутью проблемы, которую я пытаюсь постичь, смотреть на нее «лицом к лицу».
Например, человек учится в университете, и знает полностью весь учебный материал, но вся его цель — только сдать экзамены — это значит, что он знает все лишь с задней, внешней, стороны. Он никогда не смотрел на изучаемый материал «в лицо»…
Твой Ребе — твоя собственная душа!
Каждый ищет Ребе, каждый ищет того, кто способен научить его, однако Баал Шем Тов говорит, что твой Ребе — это твоя собственная душа! У тебя есть душа, «душа Б-жия», и нужно удостоиться того, чтобы твоя душа учила тебя Торе.
Даже если есть у тебя учитель, который обучает тебя тому, что здесь говорится, это еще не пнимиют. Но если у тебя есть Ребе, настоящий, хасидский Ребе, ты сможешь получить от него Тору в аспекте паним. Поэтому, как правило, хасидский Ребе не учит урок по книге.
Когда учатся у рош йешива, учат, как читать страницу Гемары. Учат технике обучения, и также в этом есть много пнимиют. Если ученик — «талмид гадоль», то рош йешива не только обучает его, что здесь говорится, но несомненно, раскрывает ему глубину в том материале, который он изучает.
Есть учеба в аспекте «паним бепаним». Как говорит Писание о даровании Торы: «лицом к лицу говорил с вами Вс-вышний на горе из среды огня». Все раскрытие Дарования Торы, это, как бы, мы смотрим в лицо Вс-вышнему. И как говорилось, изучение Торы в аспекте «паним», это когда «душа человека учит его», как объясняет Баал Шем Тов стих «душа человека обучит его», и тогда его мудрость - не как мудрость друзей Иова, но как внутренняя мудрость Элигу бен Берехель.
Также сегодня есть похожие явления среди людей, приходящих к раввинам с серьезными вопросами, а рав, без достаточного углубления, цитирует стих Писания, и так он выносит «псак» - так написано в книге и все. Как правило, настоящий ответ на проблему спрашивающего написан в книге, но если бы рав смотрел туда «паним бе паним», он нашел бы, что написано там нечто иное, не то, что ему показалось с первого взгляда. То, что тебе показалось, что там написано — это ошибка, которая происходит от страха, от того, что ты боишься взглянуть реальности «глаза в глаза».
Или есть человек, который приходит к раввину с большой, жизненно важной для него, душевной проблемой. А рав боится смотреть слишком пристально в глаза реальности. Он боится взглянуть в глаза Иову, почувствовать всю его боль. И поэтому он отвечает, что говорится в книгах, что если есть испытания, это означает, что ты не в порядке. Если у тебя есть испытания — это значит, что ты грешник, вот и все. Этот рав учил свою Тору в аспекте «ахор», и так он также отвечает, и само собой, душа его не раскрывается, и не учит его ничему.
Бывает совершенно другой способ изучения Торы, который учит изучающего смотреть также в глубину того, что написано, и переживать это, и тогда вдруг ты обнаруживаешь, что там говорится нечто совсем иное, не то, что ты подумал изначально.
Рав сказал, что в Торе сказано так-то и так-то. Но когда приходят спросить у Ребе — слышат от него, что в Торе говорится нечто противоположное тому, что ты думал, и что сказал твой «рав». Как Ребе это знает? Ребе учил Тору в аспекте «пнимиют», в аспекте «паним бепаним». И его душа научила его, что на самом деле сказано в Торе.