Урок рава Ицхака Гинзбурга 25 тамуза 5776 (англ)
опубликовано в «ВеАбита» перед Шавуот 78[1]
Мир создан ради герим
Мир создан не только для душ Израиля, которые могут, если можно так выразиться, «гордиться своим происхождением», но также для душ геров. Мошиах может прийти только из праведных геров. Многие великие праведники учили нас, что пока все души потенциальных геров не найдут своей совершенно потерянный корень и не примут еврейство, избавление не может произойти. Если еврей не получает еврейского воспитания, если он далек от еврейства, он должен найти путь — чтобы кто-нибудь осветил его глаза, и показал ему дорогу назад. Тем более это относится к неевреям, тем, кто совершенно далек и удален от истинной веры в единого Б-га, в «Слушай, Израиль, Б-г всемогущий, Б-г един».
Самое удивительное из творений в мире, который Он создал во славу Себе, это душа гера. Поэтому Рамбам говорит, что Вс-вышний любит пришельцев даже больше, чем души Израиля. Поэтому в отношении к герам на нас возложены две заповеди «делай»: заповедь любви к ближнему[2] («и возлюби ближнего своего как себя самого») и заповедь любви к пришельцу[3] («и любите пришельца»). Прототип праведного пришельца в Танахе - это Рут. Чему нас это учит? Мошиах произойдет именно от Рут, от гиерет.
Потенциал гиюра, заключенный в нееврейских родственниках евреев
Есть две невестки, Рут и Орпа. Орпа, также хотела пойти вместе с Нооми, и приблизиться к народу Израиля. Нооми отговаривает их, и Орпа уходит, но уходит с любовью. Они расстаются, обнявшись и расцеловавшись, расстаются, плача. Имя Нооми — происходит от корня «неимут» что означает «приятность». Даже расставание с Орпой происходит с приятностью, с поцелуями и плачем. Тем не менее, она уходит, и возвращается домой (к своей вере). Вторая - Рут, принимает гиюр. Что мы учим отсюда в контексте современной ситуации? Может быть, можно выучить отсюда, что у одной из каждых двух нееврейских жен евреев есть потенциал принять гиюр? В ассимиляции есть потенциал 50% гиюра. Все по Воле Провидения, даже грехи и дурные дела человека, направляются по воле Вс-вышнего, который есть само благо, и на это есть воля Провидения.
[…]Есть две великие души, оставившие свой дом, свой народ и свою страну, и из одной из них произойдет Мошиах — это самая «древняя» история во всем Танахе. Только в мысли и сердце Вс-вышнего такое может произойти. Я хочу повторить снова: в каждой одной из двух нееврейских жен, которые выходят замуж за еврейских парней, есть потенциал гиюра — как у Рут. Одна возвращается в свою страну, а другая остается с Нооми, несмотря на все трудности, которые ее ожидают, и возвращается вместе с ней в Бет Лехем.
Приближать герим путями приятными
У нашего поколении есть очень важная миссия, которая не могла быть реализована в предыдущих поколениях по причинам социального плана. В предыдущих поколениях это было сложно, почти невозможно по причинам социального порядка. Но сегодня можно поддержать того, у кого есть потенциал для гиюра, для того, чтобы привести Мошиаха. Это то, что можно учить от Рут — и это причина того, что мы посвятили ей прошлый урок, и сегодня этот урок. В нашем поколении есть много «Рут» по всему миру, достойных приблизиться к еврейскому народу. Они принимают гиюр, и выходят замуж, и Мошиах рождается в их заслугу. Как это сделать? Как знать, кого следует отдалить, а кого следует приблизить? Нужно учить это от Нооми. Имя Нооми указывает на стих[4] «пути ее пути приятные, и все тропинки ее — мир». Пути Торы есть пути приятные. Да поможет нам Вс-вышний выучить урок из этой истории.
[1] Это последняя, практическая, часть урока. Надеюсь перевести в дальнейшем также начало, где рав обсуждает вопрос, с кем советовался Вс-вышний, когда творил мир. И по одному из мнений, Вс-вышний «посоветовался» только с одной душой — душой Рут… (прим. переводчика)
[2] Вайикро 19, 18
[3] Дворим 10, 19
[4] Мишлей 3, 17