Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Изменяющий место изменяет судьбу" Как найти свое место в жизни?



Вопрос:

У меня такое чувство, что у меня в жизни ничего не получается. Как можно это изменить?

Ответ:

«Кто мудр? — Тот, кто знает свое место». Когда человек находит свое место — все начинает налаживаться, все «падает» туда, где нужно, и все приходит в порядок.

Мудрецы говорят, что есть три области, составляющие предмет основной заботы человека в этом мире — потомство, здоровье и заработок[1]. И ни одна из них не зависит от заслуг человека, но только от его мазаль, от того, что предначертано ему судьбой.

Мудрецы утверждают также, что «нет мазаль (судьбы) у Израиля»[2]. Народ Израиля не подчиняется созвездиям и звездам, народ Израиля и каждый отдельный еврей стоит выше предначертаний судьбы.

Баал Шем Тов трактует слова мудрецов «нет мазаль (судьбы) у Израиля» («эйн мазаль леИсраэль»), как аин мазаль леИсраэль. Истинный мазаль каждого еврея — это аспект Б-жественности, называемый аин[3].

Когда у еврея есть проблема в одной из упомянутых областей, это происходит из того, что он еще не достиг ступени аин, у него еще нет достаточной степени битуль[4] перед Вс-вышним, и поэтому его мазаль[5] не освещает ему жизнь.

Про эту ступень Б-жественного «ничто» сказано: «знай, откуда (меаин) ты пришел». Каждый еврей приходит из «аин», из «ничто», из места, где он полностью самоустранен перед Вс-вышним. Тот, кто знает, «откуда он пришел», знает также, само собой, «куда он идет». Он сможет, с Б-жьей помощью, найти свое настоящее место в жизни.

Храм Свыше направлен напротив Храма внизу. Настоящее место каждого человека в мире —«малый Храм», который он строит Вс-вышнему. Ибо конечная цель служения человека в мире — построить Вс-вышнему жилище в нижних мирах». Это и есть его настоящее место. И так просил царь Давид у Вс-вышнего: «одного прошу я от Вс-вышнего, одного я ищу — пребывать в  Доме Г-споднем все дни жизни моей. Наслаждаться благом Вс-вышнего, и посещать Храм его». Человеку следует стремиться, чтобы его дом, его личное место, стало бы «домом Вс-вышнего». И тогда, несомненно, его судьба, его мазал, будет светить во всех его делах.

И снова, когда человек удостаивается найти свое настоящее место, его мазал начинает ему светить, и все приходит в порядок. Поэтому Хазал сказали, «перемена места изменяет судьбу». Когда человек меняет свое мест, мазаль человека начать светить.

Хазаль сказали также, что «изменяющий дела, изменяет судьбу», и «изменяющий имя — изменяет судьбу». В общем, изменение имени имеет отношение к потомству, увековечивающему имя человека (у женщины изменение имени происходит во время свадьбы, когда она принимает фамилию мужа, но в действительности также у мужа свадьба изменяет его имя и определение — он превращается из «свободного» в «женатого»). Изменение дел — тшува и возвращение к жизни Торы и заповедей — имеет отношение, в основном, к здоровью. Ибо «велика тшува, ибо она приносит исцеление в мир». Перемена места имеет отношение в основном к парнаса (заработку). Человек должен найти свой настоящее место, где он может найти работу, и зачастую это зависит от места жительства и т.д.

Вместе с тем, все эти изменения заключены в общем изменении места. Ибо истинная «перемена места» означает изменить свое духовное место, найти свою новую социальную принадлежность. В этом изменении есть также изменение дел человека и путей его жизни — он переходит в другое «место», другой образ жизни («изменяющий свои дела изменяет свой мазал»), и он переходит к другому социальному кругу, который дает ему новое имя и новую принадлежность («изменяющий свое имя изменяет свой мазал»).

Подытожим.

Человеку следует найти свое истинное место в мире, и тогда его мазаль начнет светить, и все его проблемы найдут свое разрешение. Ты должен искать свое место, изменяя место, изменяя имя и изменяя дела. И так найти свой высший мазал.

Да будет воля Вс-вышнего, чтобы Вс-вышний осветил глаза твои, и ты удостоился бы благословения во всем.



[1] «боней хаей умезойней».

[2] «эйн мазаль леИсраэль»

[3] Речь идет об известной концепции в хасидизме, что «внизу йеш («есть», нечто ощутимое и осознаваемое), а наверху аин («нет», т.е., непостижимое). Б-жественность в хасидизме называется аин — неосознаваемое и непостижимое.

[4] Битуль — интересное понятие. С одной стороны, в Тание говорится «битуль и каббалат ол». Битуль и принятие ярма. Т.е., битуль означает подчинение и принятие ярма небесного царства. С другой стороны «битуль» — те же буквы как и в «твила» (окунание, погружение). Т.е., битуль означает окунание, погружение, растворение в Б-жественности. Как «на самом деле»? На самом деле, как мне представляется, есть, как во всем, внешнее и внутренее. «Внешний» битуль — это подчинение, принятие ига. Внутренний битуль — это растворение в Б-жественном свете. Возможно, что «битуль йеш» и «битуль бимциют» — это в точности, соответственно, подчинение и растворение. Прим. переводчика

[5] «Мазаль» означает сущность еврейской души, аспект йехида, «искра Творца в творении». Битуль (самоустранение, когда человек способен отставить собственное «эго» в сторону — дает возможность аспекту «йехида» раскрыться и светить в раскрытых силах души, в разуме, в эмоциях и в действии).